Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые и организационные основы перестройки ОВД на военный лад. Формирование и деятельность ГКО




Лекция 9. Органы внутренних дел в период Великой Отечественной войны и правовые основы их деятельности

 

Вопросы:

1. Правовые и организационные основы перестройки ОВД на военный лад. Формирование и деятельность ГКО

2. Расширение задач ОВД в годы Великой Отечественной войны

3. Деятельность ОВД по организации борьбы с преступностью, с детской беспризорностью и безнадзорностью

4. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению эвакуации населения и материальных ценностей

5. Деятельность органов внутренних дел по охране общественного порядка, в борьбе с преступностью и ликвидации последствий оккупационного режима на освобожденной территории региона

 

22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Политические и стратегические цели гитлеровской Германии против СССР сводились в конечном счете к полному уничтожению советского общественного и государственного строя путем военного захвата территории СССР, физического уничтожения большей части населения и превращения советской территории в оккупированную зону германского рейха, которая должна была стать источником сырья, сельскохозяйственных продуктов и поставщиком дешевой рабочей силы.

Переход к работе в новых условиях осуществлялся в строгом соответствии с законодательным актами, принятыми в начальный период войны.

22 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О военном положении». В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где они отсутствовали, - высшему командованию войсковых соединений. В тот же день был опубликован Указ о проведении мобилизации военнообязанных.

Основным документом, в котором была дана развернутая программа борьбы и победы, явилась Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года, в которой не только определялась политическая сущность войны, но и излагались конкретные задачи партии и народа в условиях начавшейся войны. «Все для фронта, все для победы!» – этот мобилизующий лозунг определял всю деятельность партии по превращению страны в единый боевой лагерь.

Главными направлениями в ее деятельности в сложившейся обстановке начала войны стали военно-мобилизационная работа и перестройка советского тыла, перевод народного хозяйства на военные рельсы.

ВОВ потребовала изменения характера и содержания работы всех государственных органов применительно к специфике военного времени, частичных изменений в структуре, в организационно-правовых формах деятельности. Возникла необходимость учреждения чрезвычайных органов управления страной. В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где они отсутствовали, - высшему командованию войсковых соединений. Все местные органы власти, учреждения, организации и предприятия были обязаны оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств для нужд обороны и обеспечения общественного порядка и безопасности.

В связи с введением военного положения вся деятельность ОВД проходила под руководством военных властей. Охрана общественного порядка приравнивалась по значимости к обороне страны и к вопросам государственной безопасности. В государственном механизме этого периода можно выделить целую систему правоохранительных органов. Важную роль в ней играли органы НКВД и НКГБ.

Правоохранительная деятельность периода войны приобретала особую специфику и требовала соответствующей перестройки деятельности государственного аппарата в целом и в первую очередь такой его составной части, как правоохранительные органы. Опираясь на опыт гражданской войны, в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для организации отпора врагу в стране была усилена централизация в управлении государством. По совместному решению Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б), СНК СССР 30 июня 1941 года был создан чрезвычайный орган – Государственный Комитет Обороны (ГКО). ГКО сосредоточил в своих руках всю полноту власти в государстве. Все граждане и все партийные, советские, комсомольские и военные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения Комитета Обороны.

На военный лад перестраивали свою деятельность и ОВД, а также другие правоохранительные органы. 20 июля 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объединении Народного комиссариата государственной безопасности СССР и Народного комиссариата внутренних дел СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР». Это позволило сконцентрировать все усилия по борьбе с вражеской агентурой и преступностью в одном органе, укрепить охрану общественной и государственной безопасности.

В период войны полностью сохранили свои конституционные правомочия и действовали: Верховный Совет СССР и его Президиум, Совет Народных Комиссаров СССР, а также наркоматы и их ведомства, республиканские органы власти и управления, местные органы и др. Компетенция ГКО не отграничивалась от компетенции высших органов власти и управления, он работал вместе с ними, осуществляя руководство обороной через постоянно действующие звенья государственного аппарата в центре и на местах.

Президиум Верховного Совета СССР продолжал осуществлять свои конституционные правомочия. Им принимались важнейшие акты военного времени, такие как о введении военного положения и определении его режима, акты о государственном строительстве, создании новых органов, об организации и структуре Вооруженных Сил, об изменении различных правовых установлений, организации парадного дела, ратификации международных договоров, связанных с войной и ее завершением.

Решения и постановления ГКО издавались в строгом соответствии с законами, принимаемыми Верховным Советом СССР и Указами Президиума Верховного Совета СССР. В случае необходимости при ГКО создавались комитеты, советы и комиссии для решения некоторых наиболее сложных проблем.

В ряде городов, когда возникала угрожающая обстановка, создавались местные городские комитеты обороны. Впервые они стали создаваться в Киеве, Таллинне и других городах еще в июле-августе 1941 года по инициативе местных работников и военного командования. В общей сложности Комитеты обороны были созданы более чем в 60 городах. На основе анализа их деятельности ГКО разработал и закрепил в своих постановлениях их структуру и компетенцию. Городские комитеты обороны создавались в интересах сосредоточения всей гражданской и военной власти и установления строжайшего порядка в городах и прилегающих районах.

В состав Комитета Обороны входили первый секретарь обкома горкома партии в качестве председателя, председатель областного и городского исполкомов, представитель военного командования, начальник управления НКВД и др.

В основном структура УНКВД, как и НКВД СССР, в целом оставалась почти прежней. Создавались только те структурные подразделения, которые были необходимы в военный период. Например, для руководства боевой и служебной деятельностью истребительных батальонов в НКВД СССР был создан Штаб истребительных батальонов, такие штабы имелись и в НКВД республик и УНКВД областей.

Как и до войны, управление органами милиции было централизовано. Высшим органом милиции являлось Главное управление милиции НКВД СССР. В НКВДсоюзных, автономных республик имелись управления милиции. Начальники этих управлений одновременно являлись заместителями наркомов внутренних дел по милиции. Управления милиции были и в составе УНКВД краев и областей. Пригородских районных отделах (отделениях) НКВД имелись отделы (отделения) милиции. Начальники управлений милиции краев и областей являлись заместителями начальников УНКВД, начальники райотделов (отделений) милиции были заместителями начальников РО НКВД.

Сохранилась без изменений и структура отделов УНКВД. Как и прежде, там были: политотдел, отделы уголовного розыска, борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, оперативной службы и боевой подготовки, паспортно-регистрационный, Государственной автомобильной инспекции и др.

Ведомственная милиция состояла из отделений, комендатур и строевых подразделений по охране партийных и советских органов, отделений госбанков и других объектов.

Железнодорожная милиция включала дорожные, линейные отделы, отделения, линейные пункты. Речная милиция состояла из отделений и оперативных пунктов милиции в портах и на пристанях.

Такое построение органов внутренних дел и централизация руководства ими в годы войны позволяла оперативно и успешно выполнять сложные боевые и оперативные задачи по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, укреплению тыла и оказанию помощи фронту.

В местностях, объявленных на военном положении, органы милиции были приведены в боевую готовность и развернули свои силы и средства по планам местной противовоздушной обороны, брали под охрану жизненно важные народнохозяйственные объекты. В прифронтовых районах и областях милиция переводилась на казарменное положение, и создавались оперативные группы для борьбы с вражеской агентурой.

В зависимости от складывающейся обстановки происходили другие структурные изменения. Сотрудники продолжали выполнять служебные обязанности по своим основным штатным должностям. С момента объявления сбора они должны были перейти на должности в сформированные подразделения и части. Для этого ежедневно проводилась подготовка с личным составом по месту нахождения подразделений. Для того чтобы охрана внутреннего порядка в городе не прекращалась, была предусмотрена замена убывающего личного состава милиции членами бригад содействия милиции (БСМ) и советского актива.

Значительной была работа милиции по организации местной противовоздушной обороны. 2 июля 1941 года СНК СССР принял постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». В соответствии с данным постановлением задача милиции в системе МПВО состояла в том, чтобы обеспечить четкое и бесперебойное функционирование всех ее звеньев, особенно групп защиты домов и участков. Начальником МПВО участка назначался, как правило, начальник отделения милиции, а начальником МПВО квартала - участковый уполномоченный.

В соответствии с приказом НКВД СССР от 30 сентября 1941 года был создан отдел по борьбе с бандитизмом (ОББ). Это способствовало борьбе с бандитизмом, возросшим в годы войны и отрицательно влиявшим на четкую работу тыла, трудовую активность населения.

Выделение ОББ в самостоятельные подразделения не означало освобождения органов милиции от участия в борьбе с бандитскими проявлениями. В подразделениях уголовного розыска сохранялись должности оперативных уполномоченных по борьбе е бандитизмом, которые активно проводили эту работу. В дальнейшем аппараты борьбы с бандитизмом численно выросли и сыграли большую роль в задержании бандитов и дезертиров.

Несмотря на сложности в работе, вызванные исключительными условиями военного времени, строжайшее соблюдение законности было одним из основных принципов деятельности органов внутренних дел. К нарушителям законности применялись строгие меры.

Правовой основой перестройки явились соответствующие законодательные акты, принятые в начальный период Великой Отечественной войны, решения правительства, Государственного Комитета Обороны, ведомственные директивные указания и приказы, изданные НКВД СССР, решения военных властей, местных государственных органов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.