Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Советская милиция в период строительства социализма. Развитие организационной структуры милиции в первые послевоенные годы

Лекция 10. Деятельность органов внутренних дел в период с 1945 - 1970 гг.

Вопросы:

1. Советская милиция в период строительства социализма. Развитие организационной структуры милиции в первые послевоенные годы

2. Деятельность милиции по охране общественного порядка

3. Совершенствование деятельности патрульно-постовой службы

4. Обеспечение безопасности дорожного движения

Наряду с решением важнейших народнохозяйственных проблем Коммунистическая партия определила задачи по дальнейшему укреплению социалистического правопорядка в стране, борьбе с преступностью, охране государственного и общественного имущества, защите прав и законных интересов советских граждан. Главной задачей в тот период являлись ликвидация последствий войны в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Последствия оказались значительными.

В июне 1946 г. административный отдел ГУМ МВД СССР был упразднен, а его функции переданы паспортному отделу ГУМ. В областях, краях и республиках административные отделы и группы были также ликвидированы, а их функции перешли к соответствующим паспортным отделам.

Реорганизации подвергся уголовный розыск. В 1946 г. отдел уголовного розыска ГУМ МВД СССР был преобразован в Управление уголовного розыска (УУР), деятельность которого стала строиться по территориальному принципу. На УУР возлагалась задача организации борьбы со всеми видами уголовных преступлений на всей территории СССР.

В 1947 г. для улучшения руководства периферийными органами и оказания им большей помощи в практической работе отдел БХСС Главного Управления милиции преобразовали в Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.

Важной мерой по усилению борьбы с преступностью явилось образование в феврале 1948 г. следственного отдела в составе ГУМ МВД СССР и следственных отделов при республиканских, краевых и областных УМВД, основной задачей которых стало расследование уголовных дел, возбуждаемых оперативными отделами милиции.

В 1949 г. милиция была передана в ведение Министерства государственной безопасности СССР.

Главное управление милиции МГБ СССР состояло из трех управлений: охрана общественного порядка и общественной безопасности, на которое возлагались охрана общественного порядка и общественной безопасности в стране, а также проведение административных мероприятий по исполнению законов и распоряжений центральных и местных органов власти; управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией; управление уголовного сыска (так тогда называли уголовный розыск). Кроме управлений, создали ряд отделов по видам деятельности милиции.

Одновременно с преобразованием центрального аппарата совершенствовалась структура территориальных органов милиции. Вводился линейный принцип руководства. При республиканских, краевых и областных управлениях милиции были образованы учетно-регистрационные отделы, ведавшие статистикой. Работа этих аппаратов создавала стратегическую базу для изучения состояния преступности по отдельным районам и по ее видам с целью определения мер профилактики.

В первые послевоенные годы слабым звеном в структуре органов милиции являлись научно-технические аппараты. Повсеместно ощущался недостаток кадров опытных экспертов и необходимой техники. В ОВД насчитывалось 3 научно-технических отдела, 25 отделений и 90 научно-технических групп. Поэтому в 1947 г. вводится новая структура и штаты научно-технических подразделений. Подготовка экспертов стала проводиться на базе Высшей школы МВД СССР и при всех местных научно-технических отделах.

В этот период совершенствуется нормативная база деятельности милиции: в 1948 г. был принят Дисциплинарный устав милиции. В этом же году принимается Устав постовой и патрульной службы милиции.

Существенную роль в улучшении охраны социалистической собственности сыграло создание в октябре 1952 г. вневедомственной сторожевой охраны при органах милиции. Однако дальнейшее развитие получила и ведомственная милиция. Под ее охрану передавались важные народнохозяйственные объекты. Так, в 1953 г. был создан отдел ведомственной милиции по охране Мурманского рыбного порта.

В 1953 - 1956 г. была осуществлена система мер, направленных на улучшение работы всех правоохранительных органов, в том числе милиции: очищение от лиц, допускавших в прошлом нарушение социалистической законности; предупреждение каких бы то ни было злоупотреблений служебным положением; усиление борьбы с преступностью, прежде всего с опасными преступлениями.

Осенью 1956 г. были приняты меры, направленные для улучшения работы МВД СССР и его органов. Они предусматривали повышение роли партийных и советских органов в руководстве милицией, усиление их влияния на подбор, расстановку и воспитание кадров милиции, обеспечение двойственного контроля за ее деятельностью. Было признано целесообразным реорганизовать управление МВД и управления милиции в областях и краях в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся, а отделы (отделения) милиции в городах и районах преобразовать в отделы (отделения) милиции исполкомов городских и районных Советов депутатов трудящихся. Этими мерами восстанавливался принцип двойного подчинения милиции – местным Советам и вышестоящим учреждениям МВД.

Подотчетность органов милиции Советам депутатов трудящихся повысила ответственность последних за их деятельность. В то же время утверждение начальников органов милиции на сессиях местных Советов способствовало росту доверия трудящихся к милиции как исполнительному органу Советской власти, укрепляло ее авторитет. Начальники УВД и горрайотделов регулярно отчитывались на сессиях местных Советов о своей работе, привлекая внимание общественности к вопросам борьбы с преступностью, охраны общественного порядка. По отчетам начальников органов милиции Советы принимали решения, направленные на укрепление социалистической законности и правопорядка.

В 1957 году решением Советского правительства на милицию возлагалась обязанность по розыску на территории СССР лиц, потерявших связь со своими родственниками. В составе ГУМ МВД СССР было создано два розыскных отделения, а на местах увеличены штаты оперативных отделов.

13 января 1960 г. Президиум Верховного Совета СССР упразднил МВД СССР, а его функции передал министерствам внутренних дел союзных республик, которые затем были преобразованы в министерства охраны общественного порядка (МООП). Новое название подчеркивало, в каком направлении должна строиться их деятельность. Именно с этого времени получили широкое распространение добровольные народные дружины по охране общественного порядка. Необходимость координации деятельности республиканских органов по борьбе с преступностью вынудила в 1966 г. воссоздать одноименное союзно-республиканское министерство, которое в 1968 г. получило прежнее название – Министерство внутренних дел СССР.

Однако ликвидация союзно-республиканского МВД привела к усложнению координации работы республиканских органов охраны общественного порядка. Затруднялся межреспубликанский обмен опытом борьбы с преступностью и использование достижений науки и техники.

В целях обеспечения единого оперативного руководства деятельностью органов охраны общественного порядка в борьбе с преступностью 26 июля 1966 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об образовании союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка СССР».

В составе МООП СССР были образованы крупные подразделения, охватывавшие основные направления деятельности ОВД (Главное управление милиции, Главное управление мест заключения, Следственное управление, Главное управление внутренних войск, Главное управление пожарной охраны и др.).

25 ноября 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР МООП было переименовано в МВД СССР.

Перестройке подвергалась система ОВД в городах и районах. Здесь на базе органов милиции были созданы отделы (управления) внутренних дел. Они включали в себя также аппараты следствия, госпожнадзора, исправительных работ. Теперь не только милиция, но и в целом ОВД городского и районного звена стали структурными звеньями подразделений исполкомов Советов.

Существенной реорганизации подвергся центральный аппарат МВД СССР. В наибольшей степени она затронула структуру Главного управления милиции, которое отличалась многоступенчатостью, отсутствием необходимой самостоятельности ведущих служб милиции. В феврале 1969 г. вместо Главного управления милиции был образован ряд самостоятельных структурных подразделений (Главное управление уголовного розыска, Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности, Управление Государственной автомобильной инспекции и др.). Аналогичной реорганизации подверглись и управления милиции МВД союзных республик.

Следующим этапом стало создание типовой службы БХСС, преобразование в крупных органах внутренних дел отделов БХСС в управления. К концу 1976 года управления БХСС образовались в МВД Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Грузии, Узбекистана, в ГУВД Москвы и Ленинграда.

Таким образом, структура службы милиции на местах стала единообразной со структурой краевого и областного аппаратов милиции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Деятельность органов внутренних дел по охране общественного порядка, в борьбе с преступностью и ликвидации последствий оккупационного режима на освобожденной территории региона | Деятельность милиции по охране общественного порядка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.