Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная направленность физического воспитания




Профессиональная направленность физической культуры личности — это основа, объединяющая все остальные ее компоненты.

Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

· степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

· интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

· характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

· выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

· степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

· проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

· уровень физического совершенства и отношение к нему;

· владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;

· системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для

творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

· широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-

спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной

деятельности.

Таким образом, о сформированное физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления физической культуры личности.

Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении

студентов и связаны с неудовлетворенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием занятий и

внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными

отношениями с педагогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной активности, а знания проявляются

на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности

будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. В мотивационной сфере доминирует

негативная или индифферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной

деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

Номинальный уровень характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культурен

спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу,

эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле - или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны;

смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения

ограничены простейшими элементами — утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный

отдых; направленность — личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах

физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педагога. Уровень здоровья и

физической подготовленности таких студентов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не

проявляют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии.

В основе потенциального уровня — положительно осознанное отношение студентов к физической культуре в

целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения,

практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную

деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная

активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

Направленность «на себя». Большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в

процессе занятий. Используют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами.

Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении извне (педагоги,

общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в

благоприятную среду.

Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости

использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща

основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического

самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для

реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески

внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза

проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из

которых является несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному развитию

будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.