Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программно-нормативные основы учебной дисциплины,




Физическая культура личности студента

Физическая культура по праву является одной из составляющих

культуры человека вообще. Одно из определений понятия «культура» —

степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных

областях ее деятельности. Индивидуальный уровень общей культуры чело-

века можно охарактеризовать его поведением, поступками и действиями на

текущий момент времени. Насколько раскрыты созидательные возможн о-

сти человека, мы судим по его духовным ценностям, по его действиям

в социальной среде как носителя существующих и создателя новых кул ь-

турных ценностей для самосовершенствования и развития культуры буд у-

щих поколений. Логично, что по ходу жизни уровень культуры личности

должен постоянно повышаться, так как человек приобретает новые знания,

жизненный опыт, приобщается к общечеловеческим духовным ценностям.

Все это происходит в процессе жизнедеятельности человека.

Подобным образом, то есть процессом воздействия на человека, мо ж-

но повысить и уровень его физической культуры. Такой процесс

в сфере физической культуры имеет два направления — физкультурное об-

разование и физическое воспитание. Целью физкультурного образования

является усвоение теоретических основ дисциплины, формирование усто й-

чивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни, а также по-

требности в физическом самосовершенствовании. Цель второго направл е-

ния — сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении

поставленной цели. Значит, в его основе должна быть положена целесоо б-

разная двигательная деятельность в форме физических упражнений, позво-

ляющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физиче-

ские способности, оптимизировать состояние здоровья, повышать работ о-

способность. Сделать это можно только с помощью физического воспит а-

ния — педагогического процесса, направленного на эффективное решение

этих задач.

Оба направления очень важны для формирования физической культу-

ры человека, и отсутствие какого-либо из них негативно влияет на гармо-

ничное развитие личности. Как бы хорошо ни был физкультурно образован

человек, как бы много он ни знал о пользе физических упражнений для ор-

ганизма, как бы эмоционально он ни переживал, наблюдая спортивные со-

стязания как зритель, если его жизнь никак не связана с целенаправленной

двигательной деятельностью для поддержания и укрепления собственного

здоровья, мы не можем характеризовать его как человека физической куль-

туры. С другой стороны, достаточно традиционный путь освоения ценно-

стей физической культуры с явным приоритетом телесного совершенствова-

ния и выполнения определенных зачетных нормативов — это лишь базис

для достижения конечной цели. Эффективное воспитание физических ка-

честв и двигательных способностей не может быть обособленным и незави-

симым процессом. Оно непременно должно быть связано с другими сторо-

нами воспитания человека — познавательной, нравственной, эстетической,

трудовой.

Начальным этапом становления физической культуры личности являет-

ся формирование ценностно-смыслового отношения человека к своей физи-

ческой форме. Сюда входит знание студентом своего физического развития и

здоровья, умение оценивать свои физические способности, а также положи-

тельный настрой на физкультурно-оздоровительную деятельность.

Следующий этап — преобразовательный. Это собственно познава-

тельная и физкультурно-спортивная деятельность. Цель педагога по физи-

ческой культуре — поэтапно, в процессе освоения предмета оказать по-

мощь студентам в своем самопознании и самоопределении в физкультурно-

оздоровительной деятельности. Студент должен иметь возможность оц е-

нить свое физическое развитие, сравнить его со сверстниками и контроли-

ровать свою деятельность в сфере физической культуры в соответствии с

требованиями учебной программы дисциплины.

Личный образовательный уровень и позитивный опыт преобразования

физического потенциала молодых людей создаст фундамент для перехода на

последний — творческий — этап самореализации студентов и выпускников

вузов в сфере физической культуры.

За время обучения в высшем учебном заведении студент должен

пройти через все этапы становления физической культуры личности. Без-

условно, поступая в вуз, абитуриент уже имеет определенный уровень ли ч-

ной физической культуры, характеризующийся общим физическим состо я-

нием личности, физической подготовленностью, физическим совершенс т-

вом, знаниями из области физической культуры. Однако контингент посту-

пающих в вузы не однороден по возрасту, социальному статусу, опыту

физкультурно-спортивной деятельности. Кроме того, учащимся старших

классов сельских школ зачастую не преподают вообще уроки физической

культуры. Поэтому роль дисциплины «Физическая культура» в вузе знач и-

тельно выше, так как здесь она и преподается на более высоком уровне, и

воспринимается студентом более осознанно, с пониманием значения р е-

зультатов физического воспитания и физкультурного обра зования в даль-

нейшей жизни человека.

Каким должен быть человек, имеющий достаточно высокий уровень

физической культуры? Это, прежде всего, человек свободный, способный

к самоопределению в сфере физической культуры. Он может самостоятельно

выбирать пути реализации социальной программы физической культуры,

движение по которым должно воплощаться в специальных физкультурных

знаниях и убеждениях, физических качествах и способностях, а также в вы-

работавшихся на их основе навыках, привычках и потребностях. Лишь в этом

случае личность воспринимает образование в сфере физической культуры как

составляющую собственного стиля жизни, как фактор самообразования

и самосовершенствования и подчиняет образование целям личностного роста.

Этому способствуют широкие возможности свободного выбора физкультур-

ной деятельности для студентов.

Стремление к самопознанию психофизических возможностей, понима-

нию красоты человеческого тела и спортивных движений, а также к понима-

нию автономии своего внутреннего мира ведет к формированию творческой

индивидуальности человека высокого уровня физической культуры. Обычно

такие люди не довольствуются достигнутыми результатами, а постоянно

стремятся к созиданию нового. Причем их творческий настрой не ограничи-

вается лишь физическим самосовершенствованием и охватывает другие сфе-

ры жизни — труд, быт, общение, организацию отдыха.

Как правило, результатом подобных усилий становится сформирован-

ная потребность в саморазвитии, достаточно большой объем усвоенных зна-

ний, двигательных умений и навыков, развитое аналитическое и интуитивное

мышление, способность и стремление к жизнетворчеству.

Молодые люди должны знать, что причины многих человеческих ошибок

и трагедий состоят в неумении покорять собственную натуру. Сфера физиче-

ской культуры объединяет биологическое и социальное начала в человеке, по-

могает личности стать сильнее. Сильная личность — синтез ума, физического

здоровья и воли. Безусловно, качества сильной личности нельзя приобрести

в бесшабашном веселье, бесполезных развлечениях или поощрениях собствен-

ного эгоизма. Только благодаря осознанию природы повседневных забот и не-

взгод появляется уверенность в собственных силах и шанс их преодолеть.

Вузовская педагогическая практика показывает, что у студентов,

включенных в систематические занятия по физическому воспитанию и про-

являющих на этих занятиях достаточно высокую активность, вырабатывает-

ся определенный стереотип режима дня, наблюдается развитие социально

ориентированных установок и более высокий жизненный тонус. Они

в большей степени коммуникабельны, выражают готовность к сотрудниче-

ству, ценят общественное признание, адекватно реагируют на критику

в свой адрес. Этой категории студентов в большей мере присущи ответст-

венность, чувство долга, добросовестность, собранность. Они более успе ш-

но взаимодействуют в работе, требующей систематического напряжения ор-

ганизма, им легче дается эффективный самоконтроль. Все это указывает на

основательное положительное влияние регулярных физических нагрузок на

характерологические особенности личности студентов.

Конечно, здесь важна мотивация, которая стимулирует и мобилизует

личность на проявление двигательной активности. Какими могут быть мо-

тивы? Это потребность в движениях и физических нагрузках, общение,

дружеская солидарность, соперничество, подражание, эмоциональная ра з-

рядка, самоутверждение, веяния моды, способ развлечения, активный о т-

дых и т. п. Безусловно, для студентов вузов одним из серьезных мот ивов

является долженствование — обязанность посещать занятия. Молодые лю-

ди должны обязательно находить для себя любые побудительные мотивы

для занятий физическими упражнениями и выделять для этого время.

Современный ритм жизни требует от молодых людей все большего на-

пряжения сил. Нервные, умственные и физические перегрузки, связанные

с овладением сложной современной техники, стрессы профессионального

и бытового характера ведут к нарушению обмена веществ, избыточному весу,

к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний. К тому же объем двига-

тельной активности человека в течение дня сведен к минимуму: автоматиза-

ция, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифты, сти-

ральные машины в быту обусловили недопустимый дефицит двигательной

деятельности человека. Неблагоприятное влияние этих факторов на здоровье

человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого орга-

низма не в состоянии справиться с ними. Человеку нужна более высокая фи-

зическая активность и подготовленность. Поэтому чем дальше идет человече-

ство в своем развитии, тем в большей степени здоровье человека будет зави-

сеть от уровня его физической культуры. Кардинально решить задачу повы-

шения объема двигательной деятельности, минуя средства физической куль-

туры, в настоящее время практически невозможно.

Для того чтобы оценить значение физической культуры, молодой чело-

век должен осознать важность ее роли в своей жизни. И чем раньше он это

поймет, тем большего сможет добиться и в своей личной жизни, и на профес-

сиональном поприще.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.