Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды аудита




 

Критерии (признаки) классификации Виды аудита
1. В зависимости от того, кто проводит аудит 1. Внутренний аудит.
  2. Внешний аудит.
   
2. В зависимости от инициатора проведения аудита 1. Инициативный.
  2. Обязательный.
  3. По специальным аудиторским заданиям.
   
3. С точки зрения развития аудита 1. Подтверждающий.
  2. Системно-ориентированный.
  3. Аудит, базирующийся на риске.
   
4.В зависимости от объекта аудита. 1. Общий а. (аудит финансовой отчётности).
  2. Налоговый аудит.
  3. Экологический аудит.
  4. Ценовой аудит.
   
5. В зависимости от регулярности проведения. 1. Первоначальный.
  2. Согласованный (повторяющийся).
   
6. С точки зрения направленности. 1. Общий (аудит коммерческих организаций).
  2. Банковский аудит.
  3. Аудит страховых организаций.
  4. Аудит бирж. И др.

 

Внешний аудит – проводится на договорной основе независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами с целью объективной оценки положения дел в сфере бух.учёта и финансовой отчётности экономического субъекта. У него широкий спектр пользователей: акционеры, управленцы предприятия, инвесторы, банки, кредиторы и др.

 

Внутренний аудит – представляет собой независимую деятельность по проверке и оценке работы фирмы в интересах её руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Такую работу проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить аудиторской фирме на договорных началах. В системе ПК такую работу выполняют ревизионные комиссии. Внутренний аудит можно подразделить на: предварительный

(предупреждение руководства о незаконности и нецелесообразности каких-либо выплат, расходов; эффективности или неэффективности каких-либо предпринимательских шагов и т.п.); текущий (проведение инвентаризаций тмц и расчётов; проверка соблюдения установленных смет затрат, норм и нормативов; консультирование бухгалтеров по проблемным вопросам бух.учёта и н/обложения и т.п.); последующий (АФХД и разработка мероприятий по укреплению финансового положения предприятия).

 

Инициативный аудит – это добровольный аудит, который проводится по решению руководства экономического субъекта на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бух.учёта,составлении отчётности, в налогообложении,провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учёта и отчётности. Причины проведения: - руководитель, гл. бухгалтер желают убедиться, что команда бухгалтерии работает грамотно, профессионально;

- или руководитель хочет помочь начинающему, неопытному, но подходящему гл.бухгалтеру разобраться в сложных ситуациях;

- недоверие собственников, предстоит налоговая проверка, получение кредитов, заключение контракта, увольнение главного бухгалтера и др.

 

Обязательный аудит – он проводится в соответствии со ст.7 ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учёта и финансовой отчётности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

  1. организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  2. организация является кредитной организацией,страховой организацией или обществом взаимного страхования,товарной или фондовой биржей,инвестиционным фондом,государственным внебюджетным фондом …
  3. объём выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (работ, услуг) за один год превышает в500 тысяч раз установленный МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчётного года в 200 тысяч раз установленный МРОТ;
  4. организация является государственным унитарным предприятием,муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют п.3.Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены;
  5. обязательный аудит предусмотрен соответствующими ФЗ РФ.

 

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25 %, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. (порядок его проведения утверждается Правительством РФ). Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой документации которых содержаться сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Аудит по специальным аудиторским заданиям – например, по поручению госорганов (см. вопрос № 3).

 

Подтверждающий аудит – таковым он был на ранней стадии развития – аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учётные регистры.

 

Системно-ориентированный аудит – он предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции по функции учёта. Развитие аудита привело к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе СВК предприятия. При эффективной работе СВК облегчается проведение внешнего аудита.

 

Аудит, базирующийся на риске – это такой вид аудита, при котором анализируются в основном узкие (критические точки) в его работе. Сосредоточив аудиторскую проверку на областях с высоким риском, можно сэкономить время за счёт отказа от проверки областей деятельности предприятия с низким риском.

 

Первоначальный аудит – это такая проверка, которая впервые осуществляется на данном предприятии.

 

Периодический (согласованный, повторяющийся) аудит – он проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку состояния экономического субъекта и характера его деятельности.

-2-

 

Согласно ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» - см. ТЕМУ № 1.

Согласно старого российского стандарта №23 «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» от 18.03.99, сопутствующие аудиту услуги по принципу их с о в м е с т и м о с т и с различными видами аудита классифицируют так:

  • К услугам, не совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной проверки, относятся услуги: по ведению бухгалтерского учёта; восстановлению бухгалтерского учёта; составлению деклараций по налогам; составлению бухгалтерской отчётности.
  • К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторскойпроверки, относятся услуги: по оценке активов и пассивов, инвестиционных проектов; постановке бухгалтерского учёта; контролю начисления и уплаты налогов; АФХД; проведению семинаров в целях повышения квалификации персонала; компьютеризации бух.учёта; консультированию по широкому кругу вопросов и др.

 

Согласно Стандарта № 24 «Основные принципы федеральных стандартов аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» от 25.08.06г.

 

К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными стандартами аудиторской деятельности, относятся:

  1. обзорные проверки;
  2. согласованные процедуры;
  3. компиляция финансовой информации.

 

 

-3-

 

 

Орган дознания, следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд или арбитражный суд вправе дать аудитору либо аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.

Содержание такого поручения должно соответствовать обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения или принятия к производству дела. Срок проведения такой аудиторской проверки определяется по договорённости с аудитором или с аудиторской фирмой, но не должен превышать 2-х месяцев.

Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для её проведения и обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей.

Оплата работы аудитора (ауд. фирмы) при проверке по поручению… производится предварительно за счётпроверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ с учётом средней ставки, сложившейся на рынке аудиторских услуг.

В случае отсутствия у экономического субъекта достаточных средств (при банкротстве) предварительная оплата работы аудитора производится в месячный срок по тем же ставкам, но за счёт средствреспубликанского бюджета с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда за счётимущества экономического субъекта.

Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям производится только засчёт средств республиканского бюджета и не может проводиться аудиторами, проводившими первоначальную проверку.

 

Аудит отличается от судебно-бухгалтерской экспертизы – она осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в её процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств, и применении экспертных знаний в области бух.учёта в ходе судебного исследования совершённых хозяйственных операций. Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или арбитражного дела,в то время как суд.-бух. экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела.

В случае выявления поддельных (подложных) документов (подделка подписей, вытравление текста и т.п.) прибегают к услугам экспертов – это самостоятельная процессуальная фигура, квалифицированный специалист в области бух.учёта и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несёт ответственность за обоснованность своих выводов.

 

-4-

 

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии разработки – она создаётся как многоуровневая система:

 

Уровень I - включает в себя ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности». Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве её необходимого равноправного элемента, а также роль и задачи аудита.

Уровень II - представлен системой федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения всеми субъектами рынка. По состоянию на 2007 г. разработан и утверждён Постановлениями Правительства РФ 31 федеральный стандарт.

Уровень III – характеризуется внутренними правилами (стандартами) аудиторских профессиональныхобъединений. Они устанавливают нормы аудита, обязательные для исполнения членами этих объединений. Настоящие стандарты пока находятся в стадии разработки, часть их уже разработаны отдельными аудиторскими объединениями.

Уровень IV – к нему относятся нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учёта, хозяйственного права и др. Министерствами и ведомствами принят ряд нормативных актов по специфическим видам аудита.

Уровень V – включает в себя внутренние (внутрифирменные) стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

 

 

-5-

 

Согласно статьи 9 ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» - Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

 

Правила (стандарты) аудиторской деятельности – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

 

По принадлежности стандарты подразделяются на:

  1. международные;
  2. национальные.

 

Международные стандарты аудита (МСА) включают в себя 52 стандарта. Их выпускает Международная федерация бухгалтеров (IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Российская Федерация в ней представлена Институтом профессиональных бухгалтеров России. Международные стандарты преследуют двоякую цель:

1. способствуют развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень профессионализма ниже общемирового;

2. унифицируют по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе.

 

Национальные стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бух.учёта и составления финансовой отчётности.

Первые национальные Российские стандарты разрабатывались в 1996-2000гг, т.е. в период перехода России к рыночной экономике. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ одобрила в тот период 37 российских стандартов ауд.деятельности, каждый из которых был подготовлен в соответствии с Временными правилами по ауд.деятельности.

Согласно Постановлению Правительства РФ во исполнение ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» Минфину РФ было поручено обеспечить разработку и предоставление проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности. С 23.09.02г. по 25.08.06г уже разработан и утвержден Постановлениями Правительства РФ 31 федеральный стандарт ауд. деятельности.

Виды национальных российских стандартов ауд. деятельности: ( согласно ст. 9 ФЗ РФ )

· федеральные правила (стандарты) ауд. деятельности;

· внутренние правила (стандарты) ауд. деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) ауд. деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты ауд деятельности являются обязательными для ауд.организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Они утверждаются Правительством РФ.

 

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние стандарты ауд.деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам ауд.деятельности. При этом требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандартов.

 

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные внутрифирменные стандарты ауд.деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам ауд.деят. При этом требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и внутренних стандартов ауд.деят. профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

 

Стандарты ауд. деятельности играют важную роль в ауд. деятельности и признаны во всём мире, т.к. они:

· определяют действия аудитора в конкретных ситуациях;

· обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

· содействуют внедрению в аудиторскую практику новых достижений, содействуют распространению опыта;

· помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;

· создают общественный имидж профессии;

· устраняют контроль со стороны государства;

· помогают аудитору налаживать связи с клиентом;

обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

 

3. ТЕМА: Права, обязанности, ответственность аудиторов и хозяйствующих субъектов при осуществлении аудиторской проверки.

 

 

Вопросы темы:

 

1. Права и обязанности аудиторов.

2. Права и обязанности хозяйствующих субъектов.

3. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций за соблюдение стандартов и норм качества аудиторской работы.

4. Страхование ответственности.

5. Этика аудиторов.

6. Подготовка и аттестация аудиторов.

7. Лицензирование аудиторской деятельности. Порядок аннулирования лицензии.

 

-1-

Согласно статьи 5 ФЗ РФ:

 

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

  1. самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
  2. проверять в полном объёме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтённого в этой документации;
  3. получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
  4. отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой отчётности в аудиторском заключении в случаях:
    • непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
    • выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой отчётности аудируемого лица;
  5. осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определённых договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ и ФЗ РФ «Об ауд. деятельности».

 

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

  1. осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ и ФЗ РФ «Об ауд. деятельности»;
  2. предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

1. в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

2. обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

3. исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определённых договором оказания ауд. услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

 

 

-2-

Согласно статьи 6 ФЗ РФ:

 

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1. получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах РФ, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

2. получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определённый договором оказания аудиторских услуг;

3. осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определённых договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

 

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1. заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством РФ;

2. создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивид. аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давая по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

3. не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

4. оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности;

5. своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;

6. исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определённых договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

 

 

-3-

 

Согласно ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» ст. 21 «Ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите»:

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско- правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и ФЗ РФ «Об ауд.деятельности».

Имущественные споры экономических субъектов и аудиторов разрешаются судом общей юрисдикции, арбитражным или третейским судом.

 

Уголовная ответственность: Она распространяется только на аудиторов. Согласно ст. 202 УК РФ использование «частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, - наказывается:

- штрафом в размере от 500 до 800 МРОТ или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев;

- арестом на срок от 3 до 6 месяцев;

- лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет.

То же деяние, совершённое неоднократно, влечёт:

- --------- от 700 до 1000 МРОТ;

- --------- от 4 до 6 месяцев;

- --------- до 5 лет.

 

Гражданско – правовая ответственность:

1. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или экономического субъекта, на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявленному органом,выдавшим лицензию, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы:

- понесённые убытки в полном объёме;

- расходы на проведение перепроверки или бесплатная перепроверка тем же аудитором;

- штраф, зачисляемый в доход бюджета РФ,:

· С аудиторских фирм – от 100 до 500 МРОТ;

· С индивидуального аудитора – до 100 МРОТ.

2. Аудиторская деятельность юридического лица без полученной в установленном порядке лицензии влечёт за собой взыскание на основании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами федеральной налоговой службы:

- полученные в результате незаконной деятельности доходы изымаются в пользу введённых в заблуждение заказчиков в размерах понесённых этими заказчиками расходов;

- орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.

 

Административная ответственность:

- лицензирующий орган может приостановить действие лицензии (до устранения выявленных нарушений);

- лицензия может быть аннулирована:

· В случае представления учредителями аудиторской организации недостоверных сведений для получения лицензии;

· Если фирма занималась деятельностью, не предусмотренной выданной ей лицензией;

· При предоставлении аудиторской фирмой полученных ею в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) хозяйствующего субъекта;

· В случае умышленного сокрытия аудиторской фирмой обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта.

 

 

-4-

Поскольку ответственность аудиторов высокая возникает проблема страхования аудиторского риска ответственности.

Согласно ФЗ РФ ст. 13 «Страхование при проведении обязательного аудита»: При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Соответственно при инициативном аудите страхование ответственности аудитора – дело добровольно е.

 

Объект страхования – это имущественные интересы аудитора (ауд. фирм), связанные с обязанностью последних в порядке, установленном законодательством РФ, возместить ущерб, причинённый третьим лицам, в результате ошибки или упущения, совершённых во время аудиторской проверки или оказания услуг.

 

Страховой случай – это вступившее в законную силу решение суда, устанавливающее имущественную ответственность страхователей (аудитор, ауд. фирма) за причинённый материальный ущерб третьим лицам;

- или наличие обоснованной претензии клиента.

 

 

-5-

Согласно стандарта № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бух.) отчётности» от 23.09.02г.:

 

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами, а также следующими этическими принципами:

  • Независимость;
  • Честность;
  • Объективност;
  • Профессиональная компетентность и добросовестность;
  • Конфиденциальность;
  • Профессиональное поведение.

 

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой отчётности. Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений.

 

Совет по аудиторской деятельности при Минфине России 31 мая 2007 г. одобрил

Кодекс этики аудиторов России -это свод норм профессиональной этики аудитора, т. е. сложившихся и широко применяемых при ведении аудиторской деятельности правил поведения аудитора и аудиторской организации, не предусмотренных законодательством.

 

Кодекс содержит лишь базовые нормы. Они действительны для всех аудиторов. Кодекс подготовлен на основе Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого Международной федерацией бухгалтеров (IFAС). Кодекс содержит девять разделов:

- В разделе 1 приведены основные принципы профессиональной этики аудитора и руководство по применению этих принципов на практике (модель поведения аудитора и аудиторской организации).

- В разделах 2 - 9 описан порядок применения указанной модели поведения в конкретных ситуациях. В ней приведены примеры мер предосторожности против угроз нарушения основных принципов. Кроме того, приведены примеры ситуаций, в которых невозможно принять достаточные меры предосторожности против угроз и, следовательно, необходимо избегать действий или отношений, ведущих к возникновению таких угроз.

 

Краткое содержание основных принципов поведения аудиторов:

1. Честность – аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях; честное ведение дел и правдивость.

2. Объективность – аудитор не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений.

3. Профессиональная компетентность и должная тщательность – аудиторобязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве. При оказании профессиональных услуг аудитор должен действовать с должным усердием и в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами.

4. Конфиденциальность – аудитор должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими и конкретными полномочиями, за исключением случаев, когда аудитор имеет законное или профессиональное право либо обязан раскрыть такую информацию. Эта информация не должна использоваться аудитором для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ.

См. ст. 8 «Аудиторская тайна» ФЗ РФ «Об ауд. деятельности».

  1. Профессиональное поведение – аудитор должен соблюдать соответствующие законы и нормативные акты и избегать любых действий, которые дискредитируют или могут дискредитировать профессию. При предложении и продвижении своей кандидатуры и услуг аудитор не должен делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые он может предоставить, его квалификацию и приобретённый им опыт; аудитор не должен давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других аудиторов.

 

 

-6-

 

Согласно ст. 15 «Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности» ФЗ РФ.

 

Минфин РФ организует систему аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ. Аттестация,обучение и повышение квалификации аудиторов проводятся в учебно-методических центрах, включённых в государственный реестр УМЦ.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим экзаме, выдаётся квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдаётся без ограничения срока его действия. Аттестаты выдаются следующих типов:

  • В области общего аудита;
  • В области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • В области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков)
  • В области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

 

Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитораявляются:

- наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

- наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трёх лет.

 

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышенияквалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора – квалификационный аттестат аннулируется в случаях, если: (согласно статьи 16 ФЗ РФ)

  1. установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;
  2. вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определённого срока;
  3. установлен факт несоблюдения требований ст. 8 и 12 ФЗ РФ (Аудиторская тайна и независимость аудиторов);
  4. установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством РФ или федеральными стандартами ауд.деятельности;
  5. установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;
  6. установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность;
  7. аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

 

 

-7-

 

Согласно ст. 17 «Лицензирование аудиторской деятельности» ФЗ РФ и Положения о

 

лицензировании аудиторской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от

 

29.03.02г. №190.

 

 

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Минфином РФ.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдаётся на срок пять лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на пять лет неограниченное количество раз.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении ауд. деятельности являются:

  • наличие у индивидуального аудитора или аудиторов ауд. организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;
  • наличие в штате ауд. организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;
  • осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг;
  • соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности;
  • обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну;
  • участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов (тип аттестата);
  • наличие у ауд. организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудит.деятельности не менее двух лет.

 

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

- заявление о выдаче лицензии;

- копия свидетельства о постановке соискателя на учёт в ИФНС с указанием ИНН;

- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора;

- копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

- копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя в качестве юридического лица;

- копии всех имеющихся у соискателя квалификационных аттестатов аудитора;

-сведения о ФИО руководителей организации, их замов и штатных аттестованных аудиторов.

 

Аннулирование лицензии – смотри вопрос № 3 этой темы «Административная ответственность».

 

Лицензирование планируется заменить обязательным членством в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении.

 

4. ТЕМА: Общие понятия о формах и методах аудиторской деятельности.

 

 

Вопросы темы:

 

1. Аудиторские доказательства.

2. Методы организации аудиторской проверки, аудиторская выборка.

3. Методы проведения аудиторской проверки (способы сбора аудиторских доказательств).

4. Функции аудиторской деятельности и ревизора потребительской коо-

перации.

- 1 -

Согласно стандарта № 5 «Аудиторские доказательства» от 23.09.02г.

 

 

Ауд.фирма должна получить надлежащие доказательства с целью формирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора.

Ауд.доказательства получают в результате:

· Проведения комплекса тестов СВК (системы внутреннего контроля);

· Комплекса необходимых процедур проверки по существу.

 

Аудиторские доказательства -это информация, полученная аудитором при проведении проверки и результат анализа указанной информации, на которой основывается мнение аудитора.

К ним относятся:

- первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой отчетности (учетные регистры);

- письменные разъяснения сотрудников аудируемого лица;

- информация, полученная из различных источников (3-х лиц).

Ауд. доказательства должны быть:

- достаточными (количественная мера);

- иметь надлежащий характер (качественная сторона ауд. доказательств).

 

Решить вопрос о достаточности и надлежащем характере ауд. доказательств аудитору помогает его профессиональное суждение.

На суждение аудитора влияют следующие факторы:

1. аудиторская оценка характера и величины ауд. риска как на уровне финансовой отчетности, так и на уровне остатка средств на счетах бух.учета;

2. характер системы бух.учета и СВК на предприятии;

3. существенность проверяемой статьи финансовой отчетности;

4. опыт, приобретённый во время проведения предшествующих аудиторских проверок;

5. результаты ауд.процедур, включая возможное обнаружение ошибок и недобросовестных действий;

6. источник и достоверность информации.

 

Надежность ауд. доказательств зависит от их источника, а также формы представления.

Так, при оценке надежности ауд. доказательств исходят из следующего:

- ауд. доказат., полученные из внешних источников более надежны, чем ауд. доказат., полученные из внутренних источников;

- ауд. доказат., полученные из внутренних источников более надежны, если системы бух.учета и СВК являются эффективными;

- ауд. доказат., собранные непосредственно аудитором, более надежны, чем ауд. доказат., полученные от аудируемого лица;

- ауд. доказат.в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем заявления, представленные в устной форме;

 

- ауд. доказат. более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу.

 

Одним из источников ауд.доказательств являются разъяснения, представленные руководством проверяемого экономического субъекта. Им посвящен стандарт №23 от 16.04.05г.

 

- 2 -

 

При проведении ауд. проверки аудитор самостоятельно определяет формы и методы проверок.

 

Существуют следующие методы организации аудиторских проверок:

1. Сплошная проверка.

2. Выборочная проверка.

3. Комбинированная проверка.

4. Аналитическая проверка. (Стандарт № 20 «Аналитические процедуры»)

 

 

Поскольку время ауд. проверки ограниченно, аудитор не в состоянии проверить все документы, поэтому контроль за основной массой операций осуществляется выборочно.

 

Согласно стандарта № 16 «Аудиторская выборка» от 07.10.2004г:

 

 

В стандарте определены термины:

- ауд. выборка;

- ошибка;

- общая ошибка;

- аномальная ошибка;

- статистический подход к выборочной проверке;

- страты;

- стратификация;

- допустимая ошибка;

 

- генеральная совокупность – полный набор элементов, из которых аудитор отбирает совокупность и в отношении которой он хочет сделать выводы;

 

- элементы выборки – индивидуальные элементы, отражаемые в учете и составляющие генеральную совокупность.

 

При определении объёма либо размера выборки ауд. фирма должна установить риск выборки, допустимые и ожидаемые ошибки. Чем ниже величина существенности (допустимой ошибки), тем больше необходим размер выборки.

Риск выборки заключается в том, что мнение аудитора по определённому вопросу, составленное на основе выборочных данных, может отличаться от мнения по тому же самому вопросу, составленного на основании изучения всей генеральной совокупности - ведь аудитор обязанраспространить результаты, полученные при выборке, на всю проверяемую совокупность.

 

СИТУАЦИЯ № 17: При проверке статьи «Амортизация основных средств» аудитор обнаружил преувеличенные данные на сумму 265 тыс.руб. из их общей величины. При этом было исследовано хозяйственных операций на сумму 6423 тыс.руб. Общая величина тестируемой совокупности составила 96965 тыс.руб.

Определить величину суммарной ошибки по счёту «Амортизация основных средств».

 

1. Определяем, во сколько раз генеральная совокупность больше элементов выборки.

96965000: 6425000 = 15,1 раз.

2. Распространяем ошибку на всю генеральную совокупность.

265000 * 15,1 = 4001500 руб.

 

 

В стандарте № 16 определено 4 метода отбора совокупности:

· Случайный отбор.

· Систематический отбор – для систематического отбора число элементов в генеральной совокупности делится на объём отобранной совокупности так, чтобы обеспечить интервал выборки (~ 50) и после определения исходной точки в пределах первых 50 элементов затем отбирается каждый 50 элемент выборки.

· Бессистемный отбор.

· Отбор элементов для проверки блоками.

 

СИТУАЦИЯ № 18: В ходе проверки аудитору необходимо проверить накладные с № 548 по № 983.

Аудитор решил проверить выборочно 35 накладных.

Требуется: сделать выборку систематическим методом, начальная точка – 550.

 

 

1. Определяем количество проверяемых документов.

 

983 – 548 = 435 накладных

 

2. Определяем интервал.

 

435: 35 = 12

 

3. Определяем номера проверяемых документов.

 

550, 550+12=562, 562+12=574, 574+12=586, и т. д.

 

 

Чтобы риск выборки был меньше, следует подвергнуть выборке большее количество документов.

 

Ауд.фирма должна в обязательном порядке отражать в рабочих документах аудитора все стадии проведения аудиторской выборки и анализ её результатов.

 

- 3 -

 

Согласно стандарта № 5 «Аудиторские доказательства» от 23.09.02г:

 

Аудитор получает ауд. доказательства путём выполнения следующих процедур проверки по существу:

· Инспектирование;

· Наблюдение;

· Запрос;

· Подтверждение;

· Пересчет;

· Аналитические процедуры.

 

 

ИНСПЕКТИРОВАНИЕ – представляет собой проверку записей, документов или материальных активов (инвентаризация; проверка документов формальная, по существу, встречная; прослеживание, сканирование).

 

НАБЛЮДЕНИЕ - представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (наблюдение аудитором за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица; наблюдение за выполнением процедур внутреннего контроля).

 

ЗАПРОС - представляет собой поиск информации у осведомлённых лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным 3-м лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или, которые подтверждают аудиторские доказательства.

 

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ - представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор запрашивает подтверждение о дебиторской или кредиторской задолженности непосредственно у дебиторов или кредиторов).

 

ПЕРЕСЧЁТ - представляет собой проверку точности арифметических расчётов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчётов.

 

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ - представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных (или) неправильно отражённых в бух. учете хозяйственных операций, выявления причин таких ошибок и искажений.

 

5. ТЕМА: Технологические основы аудита.

 

 

Вопросы темы:

 

1. Основные этапы аудиторской проверки.

2. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудиторской проверки. Договор на оказание аудиторских услуг.

3. Планирование аудита.Планирование ревизий в системе ПК.

4. Рабочие документы аудита.Документирование аудита.

5. Искажения в бух.учете и отчетности, выявленные в ходе аудиторской проверки.Действия аудиторов при выявлении искажений. Классификация ошибок.

 

- 1 -

Этапы аудиторской проверки:

 

1. Планирование (предварительное планирование, определение объёма проверки, составление письма-обязательства, заключение договора, изучение СВК и системы бух.учета на предприятии, составление общего плана и программы аудита).

2. Проведение аудиторской проверки (сбор аудиторских доказательств и оформление аудиторской документации).

3. Подведение итогов выполнения аудиторской проверки (существенность ошибок, письменная информация руководителю аудируемого лица по проверке, обсуждение результатов проверки с руководителем, составление протокола внесения изменений в бух.учет и отчетность).

4. Формирование окончательного мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности, по которой оформляется аудиторское заключение.

 

 

- 2 -

 

 

Взаимоотношения ауд.фирмы и клиента возникают:

- либо в связи с официальным предложением клиента;

- либо путём рассылки писем потенциальным клиентам.

 

В обоих случаях ауд. фирма направляет клиенту «Письмо-обязательство ауд.организации о согласии напроведение аудита». Это письмо устанавливает взаимопонимание между аудитором и клиентом. (см. письмо)

Кроме этого может быть заключен «Договор на проведение предварительной экспертизы» с определения объёма аудита и возможности его проведения у конкретного экономического субъекта.

По результатам письма и предварительной экспертизы между ауд. фирмой и клиентом составляется договор на проведение аудита. (см. договор) При согласованном аудите может заключаться генеральный договор на перспективу (3-5 лет).

 

- 3 -

 

 

Аудиторская проверка ограничена во времени (в среднем 2 недели), поэтому для обеспечения высокого качества работы к ней следует тщательно подготовиться. Средство подготовки – планирование –это разработка общей стратегии и детального подхода к проверке, срокам проведения и объёму аудита.

Планирование аудита состоит из 3-х этапов:

 

  1. Предварительное планирование аудита.
  2. Подготовка и составление общего плана аудита.
  3. Подготовка и составление программы аудита.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.