Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методологические традиции в развитии социологии




Методика, техника и процедура социологического исследования

Программа социологического исследования.

Социологические исследования как направление социологического знания. Классификация социологических исследований.

Основные методологические традиции в развитии социологии.

Тема 3.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Методология – это:

1) совокупность исследовательских процедур, техники и методов,

2) система принципов научного исследования В процессе развития социологии сформировались три методологические традиции, или парадигмы, т.е. системы коренных принципов, которые реализуются в «правилах» научного мышления отдельных школ и направлений. Каждая из них исторически последовательно формировалась, но не «вымирала» окончательно, а продолжает сосуществовать со своими более молодыми «соперницами».

Классика.

Вся классическая наука рассматривала свой объект, т.е. фрагмент реальности, который подвергала изучению, как нечто независимое от исследователя (познающего субъекта). В соответствии с этими представлениями объективно существующую реальность можно анализировать и измерять изменения, сравнивать, в конечном итоге – выявлять «истинное» положение вещей. Это очень неплохая тактика, которая до сих пор приносит неоспоримые результаты в социологии малых групп и социологии общественного мнения. Недаром классических принципов познания придерживались такие великие исследователи, как О. Конт, Э. Дюркгейм и в значительной степени К. Маркс.

Основная проблема классики – объяснение социальной реальности. Для «классической» модели научного мышления характерны определенная самоуверенность и агрессивность (тайны изучаемого объекта можно раскрыть, хотя бы «выпытать»). Классический стиль познания в социологии до сих пор широко распространен, претентуя на строгость и точность исследования. Однако обратной стороной классической науки являются безапелляционность суждений и догматизация положений.

«Модернизм» (неклассической этап развития науки).

Не одновременно с физиками, но очень скоро после них социология пережила синдром «немытой пробирки», т.е. шок осознания того, что:

· результат научного исследования зависит от инструментария и методов изучения объекта;

· от теоретических подходов субъекта познания, исследователя.

Ученые, искренне стремящиеся к «объективности», априори были субъективно вовлечены, эмоционально и ментально интегрированы в ту социальную среду, которую пытались непредвзято анализировать. Сам объект содержал субъективность множества живущих в обществе людей как свое естественное начало.

Социологи эпохи модернизма поняли и рационально обосновали, что на научный результат исследования влияют не только природа объекта, используемые методы и теории, но и сам познающий субъект со своей культурой, знаниями и предрассудками. То есть при всей искренности ученых, стремлении их к объективности, непредвзятости, результат их познания всегда будет предвзятым, идеологически окрашенным

Представители постклассической науки (одной из мощнейших фигур которой является социолог М. Вебер) с поистине «прометеевской» самоотверженностью пытались разрешить познавательную драму «очищения от субъективности». Они твердо стояли на позиции познания природы объекта.

В связи с этим основной гносеологической проблемой постклассической социологии стало достижение «рациональности» познания. Каким же образом? Внешне простым: расчищением 1) объекта, 2) инструментария и методов, а также 3) позиции исследователя от «наносной» и крайне мешающей ученым «субъективности».

Карл Маркс создал учение о поступательном стадиальном развитии общества (в теории общественно-экономических формаций) и о классовой структуре общества. Макс Вебер, решая сходную задачу, создал теорию «идеальных типов», т.е. о социологических моделях – о том, как строились и развивались бы социальные объекты без влияния «посторонних» для них помех.

Ведущую роль начала играть проблема того, как можно изучать общественную реальность, для Вебера это не объяснение ее, а понимание.

«Постмодерн» (постнеклассическая социология).

Проблема «понимания» в социологии, которую методологически заостренно сформулировал на предыдущем этапе развития обществознания М. Вебер, была преобразована в задачу интерпретации социальных фактов.

Осознание того, что одни и те же социальные действия и события, происходящие в разное время и в различных общественных обстоятельствах, имеют разный смысл, переместило внимание исследователей от непосредственно объекта к его уникальным контекстам, которые придают социальным фактам особое звучание. Один и тот же «знак» (социальное событие, явление, факт) приобретает разные значения в зависимости от перемены:

1) объективных обстоятельств (контекста, который в свою очередь может определяться и рассматриваться субъектом весьма избирательно) и

2) субъективных обстоятельств (ценностной шкалы наблюдателя, выносящего суждение).

Каждое большое и малое человеческое сообщество имеет собственный, неповторимый ценностный мир, который определяет его социальную культуру, внутренние нормы общежития. Каждая культура имеет свою «рациональность», и событие приобретает разные значения в рамках разных типов рациональности. Надо пополнять знания об обществе множеством профессиональных авторских интерпретаций социальных явлений. Они признали, что всякая рациональность, всякая наука есть игра. Потому что не может быть ни универсального объяснения, ни универсальной теории в исследовании общества и социальных процессов.

Постмодернизм отрицает научность (в ее позитивистском и сциентистском понимании). Постмодерн преследует следующие цели:

• давать множество объяснений;

• синтезировать новые интерпретации на основе владения элементами всей предыдущей социологической культуры (классики и модерна);

Становление новой парадигмы в социологии – это превращение социологии в поле для интеллектуально-художественного самовыражения «забавляющихся» (играющих) своим социальным материалом интерпретаторов.

Принципы свободы интерпретаций и множества разнообразных объяснений одного явления решают две принципиальные задачи:

1) обеспечения свободы творческого профессионального самовыражения, что позволяет пополнять коллективный банк социологических идей;

2) использования нового способа достижения знания, когда ядро «истины» начинает постепенно просвечивать сквозь множество интерпретаций, строгих количественных сведений, разнообразных оценок и контекстуальных изложений.

Перемещение познавательных акцентов на субъекта исследования отражает гуманистические тенденции в обществах современного типа, когда интерес к внутреннему миру человека и индивидуальным проявлениям духовности обогащает развитие всего общества.

Социологи нового направления придерживаются того мнения, что важно в первую очередь наблюдать и видеть, а только потом создавать свою теорию. Изучая смыслы человеческих действий и процесс искажения знаний, ученые опрокидывают сложившиеся стереотипы относительно того, как реально структурированы процессы производства информации, научных открытий, выработки и подтверждения медицинских диагнозов, поиска правовых решений и организации обыденного взаимодействия между людьми.

Из жесткой позиции объективности социологи бросаются в другую крайность – субъективной трактовки «фактов», но при этом они добиваются демистификации научных представлений о процессах, о которых, казалось бы, мы все хорошо знаем.

2. Социологические исследования как направление социологического знания. Классификация социологических исследований.

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости.

Исследователь использует:

  • официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах;
  • информацию при социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами).

Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

Социологическое исследование – это система методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью - получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего использования в практике.

Методология - это 1) совокупность исследовательских процедур, техники и методов, 2) система принципов научного исследования.

Метод - основной способ сбора, обработки или анализа данных.

Методика - совокупность технических приемов, связанных с данным исследованием.

Уже с XVIII в. в ряде стран стала регулярно проводиться перепись населения. В Соединенных Штатах, к примеру, она проводилась через каждые 10 лет, начиная с 1790 г. Это позволяло правительству иметь реальную картину демографической структуры общества, видеть ее динамику и т. д.

Развитие эмпирической социологии связано с XX веком. Техническая оснащенность, компьютеризация позволяли работать с большими контингентами, обрабатывать обширные данные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.