Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистическая психология. Это направление психологии связано, прежде всего, с именами Айрохама Маслоу (1908 – 1970) и Карла Роджерса (1902 –1987)




Это направление психологии связано, прежде всего, с именами Айрохама Маслоу (1908 – 1970) и Карла Роджерса (1902 –1987). Оно включает в себя ряд положений.

1) Основной мотив всякого человека – стремление к самоактуализации.

Самоактуализация – это непрерывный процесс развития. Каждый человек неповторим, он представляет собой особенную ценность. У всякого есть свой внутренний потенциал, свой талант, который стремится к раскрытию.

Самоактуализирующейся личности присущи следующие черты:

– открытость опыту, знание себя;

– доверие к себе, уверенность в своих силах, компетентности;

– самостоятельность, независимость, ответственность за свою жизнь;

– искренность, т.е. открытость в выражении чувств, естественность, отсутствие показного в поведении;

– доброжелательность к другим, терпимость к чужим недостаткам.

2) Условием движения к самоактуализации является опыт межличностных отношений (в первую очередь, отношений с близкими, значимыми людьми), которые характеризуются следующими чертами:

– безусловное положительное отношение;

– искренность или конгруэнтность в общении;

– эмпатия (сопереживание партнеру по общению, умение взглянуть на обстоятельства глазами собеседника).

3) Неврозы, отклонения в поведении (в том числе и асоциальное поведение) вызваны нарушением контакта со своей самостью (т.е. невозможностью раскрыть свой внутренний потенциал, самоактуализироваться), утратой ощущения самоценности.

Соответственно этому, цель гуманистической терапиисостоит в том, чтобы помочь человеку восстановить контакт со своей сущностью, повысить самоценность.

Методом, стратегией здесь является «понимающая терапия» («клиент-центрированная терапия», эмпатическое слушание). Гуманистический терапевт отдает инициативу клиенту. Клиент, если почувствует себя свободно и будет ощущать доверие к терапевту, сам придет к той теме, которая его волнует и, рассказывая о своих чувствах и переживаниях, сам придет к пониманию своей проблемы и найдет путь ее решения. Задача терапевта сводится к тому, чтобы создать атмосферу межличностного общения, удовлетворяющую трем вышеперечисленным условиям, и поощрять клиента к свободному выражению своих чувств.

 

2.4. Гештальт-психология

Название происходит от немецкого слова gestalt, что означает образ, форма. Гештальт-психология впервые возникла при изучении познавательных процессов. Главными ее представителями были Курт Коффка (1886 – 1941), Макс Вертгеймер (1880 – 1943). Близкие научные позиции занимал Курт Левин (1890 – 1947), изучавший мотивацию человеческого поведения. Основателем гештальт-терапии (как собственно терапевтического метода) является Фредерик Перлз (1893 – 1970).

Гештальт-психология включает в себя ряд тезисов.

1) Психической деятельности свойственно стремление к целостности, завершенности. Это свойство психики наглядно иллюстрируется особенностями восприятия. Когда мы смотрим на незавершенные изображения, мы видим квадрат и треугольник, а не просто несколько уголков: благодаря психической активности изображение достраивается до целого. По этой причине вокруг себя мы видим не сумму качеств, а именно целостные предметы.

Стремление психической деятельности к завершенности проявляется также в том, что неоконченное действие, невыполненное намерение оставляют след в виде напряжения в системе психики. Это напряжение стремится разрядиться (в реальном или символическом плане).

Следствием сохраняющегося напряжения является к примеру, эффект незавершенного действия, который состоит в том, что содержание неоконченного действия запоминается человеком лучше, чем содержание оконченного. По причине той же закономерности взрослый человек может вдруг купить себе игрушку, которую ему хотелось получить в детстве.

2) Отсутствие целостности, завершенности порождает напряжение, внутренние конфликты, невроз.

Так, например, человек, потерявший кого-то из близких, часто испытывает чувство вины по отношению к умершему, подавленность или отчаяние от того, что ничего нельзя вернуть и исправить. Дело в том, что во взаимоотношениях близких людей всегда достаточно чего-то недосказанного, невыясненного, отложенного «на потом». С точки зрения гештальт-психологии все эти намерения, которые вдруг теряют возможность быть исполненными, играют весьма значительную (если не главную) роль в генезе депрессии и отчаяния.

Иногда гармония, устойчивость личности может нарушаться из-за конфликта противоположных тенденций внутри нее. Противоположности всегда существуют в психической жизни человека: он может одновременно души не чаять в близком человеке и испытывать раздражение по поводу каких-то его качеств; испытывать радость от того, что окончил институт и огорчение от того, что кончилась пора студенчества и т. д.

В случае гармоничного развития противоположности дополняют друг друга, наполняют эмоциональную жизнь оттенками. Когда же противоположные тенденции (чувства, намерения) начинают вести баталии внутри человека, он испытывает чувство вины, беспомощности, делается пассивным, подавленным, неспособным к принятию решений.

Цель гештальт-терапии заключается в том, чтобы помочь клиенту осознать имеющийся конфликт или тенденцию и восстановить утраченную целостность, завершенность.

Чаще всего в гештальт-терапии используются методы, заимствованные из психодрамы (это вид терапии, где жизненные ситуации, имеющие личностный смысл для участников, моделируются театрализованными методами, в качестве «актеров» выступают сами клиенты). Конфликт выводится во внешний план и тем самым берется под контроль сознания. При этом ситуация незавершенности может быть отыграна в символическом плане.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.