Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика. Память – процесс запоминания, сохранения и поcледующего воспроизведения индивидом своего опыта

Память

Память – процесс запоминания, сохранения и поcледующего воспроизведения индивидом своего опыта. Это важнейшая характеристика психической жизни личности. Сознание, восприятия, мышление, воображение, активная деятельность без нее были бы невозможны.

Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного» (И.М. Сеченов).

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Поскольку память включена во всё многообразие жизни и деятельности человека, то и формы её проявления чрезвычайно многообразны.

В настоящее время нет единой и законченной теории памяти. Ее механизмы изучаются исходя из биохимического, нейрофизиологического, кибернетического, психологического подходов.

Мнестическая деятельность – деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.

Продуктивность памяти определяется доступным человеку объемом памяти, быстротой, с которой он может запомнить материал, временем, в течение которого он может удерживать этот материал, точностью, с которой он его может воспроизвести.

Процессы, составляющие память: запоминание, сохранение, припоминание, забывание.

Формами, в которых осуществляется и запоминание, и сохранение, и воспроизведение являются образ, слово.

В слове можно сохранять обобщенное представление о том, чего в наличной ситуации нет.

Три разновидности образов привлекли внимание исследователей: последовательные, эйдетические, мыслительные.

Последовательные образы формируются на уровне рецепторов (если закрыть глаза, предварительно посмотрев на источник света, то появятся светящиеся пятна, которые сохраняются в течение нескольких минут).

Эйдетические образы – это своего рода фотографическая память, которая встречается не так часто. Образы с исключительной точностью сохраняют предъявленную картину (люди продолжают видеть изображение и после его исчезновения). Такой образ может сохраняться от нескольких минут до нескольких лет, нисколько не изменяясь.

Мысленные образы – продукты долговременной памяти. Именно из них состоит как бы персональный банк данных человека. Внутренние образы - это одна из опор мышления, поскольку они служат базой для умственных действий.

Первые внутренние образы формируются у ребенка в возрасте от полутора лет. Однако, только к 7-8 годам они становятся настолько гибкими, чтобы решать задачи, требующие трансформации образа. Надо отметить, что мысленные образы не у всех формируются одинаково.

Раскрытие организации внутреннего отображения мира с помощью памяти и мышления является задачей когнитивной психологии.

Различные процессы памяти следует рассматривать в их единстве: память хотя и сложный, но единый и непрерывный процесс.

 

2.2. Виды памяти

В основе выделения видов памяти лежат определенные критерии.

1. Характер преобладающей психической активности.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Эмоциональная память – память на чувства.

Образная память – память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы.

Словесно-логическая память – память на мысли.

2. Наличие цели запомнить.

Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.

Произвольная память – целенаправленное запоминание и воспроизведение, выступающие как специальные мнемические действия.

3. Продолжительность закрепления и сохранения материала.

Оперативная (сенсорная) память осуществляется на уровне рецепторов. Сперлинг (1960) показал, что следы в ней сохраняются примерно 1/4 секунды, пока ретикулярная формация решает вопрос, привлечь ли к поступившим сигналам внимание высших отделов мозга или нет.

Кратковременная память характеризуется не только длительностью (примерно 20 секунд), но и емкостью, т.е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов (это число примерно равно семи). Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую более семи элементов, мозг почти бессознательно группирует их. В кратковременной памяти находится информация, привлекшая внимание мозга. При этом решается вопрос, достаточно ли эта информация важна, чтобы ее передать на долговременное хранение.

Долговременная память похожа на архив: в ней информация, выбранная из кратковременной памяти, подразделяется на множество рубрик и хранится длительное время. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны.

4. Степень использования средств запоминания

Непосредственная память – запоминание без использования специальных средств, но при наличии установки на запоминание.

Опосредованная память – запоминание со специальными мнемотехническими средствами и наличием цели запомнить.

Критерии, принятые за основание деления памяти на виды, связаны с различными сторонами человеческой деятельности, в то же время разные виды памяти выступают в контексте деятельности в органическом единстве.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции внимания | Запоминание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.