Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когда и как заканчивать работу с семьей




Схема проведения первичного приема

1. Беседа по телефону и построение первичной круговой гипотезы.

2. Очное проведение циркулярного интервью. Проверка первичной гипотезы. Выдвижение следующей гипотезы, если первичная гипотеза не подтвердилась.

3 а. Если с семьей работает терапевтическая команда, обсуждаются результаты интервью с командой и разрабатываются стратегии и тактики воздействия. Если терапевт работает один, то он сразу переходит к следующему этапу. Стратегию и тактику воздействия психотерапевт разрабатывает сам и сразу.

3 б. Психотерапевт дает семье обратную связь относительно того, как он понял семейную проблему. (Техника позитивной коннотации.)

4. Предложение курса семейной психотерапии. Обсуждение с семьей частоты и длительности их будущих визитов. Обсуждение оплаты терапии. Фактически это и есть заключение психотерапевтического контракта, в результате которого и клиенты, и психотерапевт (психотерапевтическая команда) имеют ясное представление о цели психотерапии, о том, как распределяется ответственность, каким может быть результат терапии.

Пример психотерапевтического контракта. Обратился папа с жалобой на то, что его двенадцатилетняя дочь ведет себя, как мальчик, и хочет быть мальчиком, просит называть ее мужским именем дома и в школе. Запрос: «Помогите сделать так, чтобы девочка оставалась девочкой».

В ходе первичного приема стало ясно, что стремление девочки стать мальчиком – лишь одно из многих нарушений ее поведения. У девочки были нарушены навыки опрятности, она плохо находила контакт с родителями, учителями, детьми. В раннем детстве не отмечалось обхватывания, ее всегда было неудобно держать на руках – она не прижималась, казалась отстраненной. Вся семья имела признаки нарушенного внутрисемейного общения: практически не было никакого семейного времяпрепровождения, каждый существовал сам по себе, не вместе, а рядом.

Семейные коммуникации пронизаны двойными ловушками. Это была классическая так называемая «шизофреногенная семья», описанная многими авторами (см. Palazzoli et al., 1980).

Во время заключения психотерапевтического контракта психолог обратила внимание семьи на вышеперечисленные обстоятельства: «Я не берусь сделать так, чтобы Катя перестала хотеть быть Колей. Мне кажется, что это один маленький фрагмент общей картины особенностей вашего семейного общения. Я могла бы вместе с вами поработать над стилем вашего семейного взаимодействия. Если бы все теплые чувства, которые есть у вас друг к другу, все напряжения и обиды легко и безопасно выражались, вам всем было бы легче понимать друг друга. Когда улучшится ваш контакт, Катя, возможно, увидит преимущества женской роли. Ей легче будет находить общий язык в школе. На этом фоне эффективнее будет работа с конкретными Катиными сложностями, если они останутся. Я полагаю, что для решения этой задачи нам потребуется для начала не меньше четырех месяцев работы».

Таким образом, запрос «Помогите нашему ребенку» был переформулирован как помощь всей семье. Когда родители и Катя согласились пойти по предложенному пути, с ними обсудили частоту визитов, время и день прихода, размер оплаты.

5. Предписание. Это последний этап первичного приема, когда семье предлагается прямое или парадоксальное предписание поведенческого ритуала, который они должны выполнять в течение времени до следующего психотерапевтического сеанса. Нередко предписание дается семье в письменном виде для исключения эффекта «испорченного телефона».

На последующих встречах с помощью вышеописанных техник работы с семьей обсуждаются события, прошедшие между встречами, особенности выполнения предписаний, прошлые обстоятельства, детские воспоминания взрослых членов семьи, правила, мифы, семейная история, стереотипы общения и многое другое.

 

По мнению А.Я. Варги (2000), это один из самых сложных вопросов любого психотерапевтического подхода, не только системной семейной психотерапии.

В общем виде ответ такой: семейная система должна стать функциональной. Это означает, что семья становится способной решать жизненные проблемы.

Пример. Семья, состоящая из трех поколений одиноких женщин-алкоголиков, стала функциональной, когда женщины бросили пить, стали регулярно посещать занятия группы анонимных алкоголиков. Младшая стала студенткой, восстановилась в вузе, а старшие женщины стали работать.

Исчезновение симптома, возникновение внутреннего ощущения удовлетворения, радости жизни не являются необходимыми признаками терапевтического эффекта в этом подходе. Необходимый и достаточный признак – внешние поведенческие изменения.

Пример. Семья, жаловавшаяся на депрессию отца, стала функциональной после того, как отец, несмотря на свое состояние, вернулся к работе, жена, которая последнее время занималась только мужем, стала уделять время и дочери. Жалобы на депрессию при этом остались, но депрессия перестала использоваться системой. Депрессия стала личным делом отца, а не знаком общей беды, динамика его состояния перестала впрямую определяться семейными обстоятельствами, поведением жены и дочери. На этом фоне медикаментозное лечение дало быстрый эффект, и в течение двух лет депрессия не возвращалась, хотя раньше, несмотря на массивное лечение, семья узнавала о том, что наступила осень или весна, по состоянию отца.

 

Список использованной литературы

 

1. Агавелян Р.О. Психолого-педагогический практикум (Психология человека, педагогическая психология, основы специальной психологии): Ч.1. – Hовосибирск: HИПК и ПРО, 1998. – 144 с.

2. Айзенк Г. Проверьте свои способности: Пер. с англ. А.H. Лука, И.С. Хорола. – Кишинев: «Гриф», 1992. – 111 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1980. – 416 с.

4. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. – М.: Учебная литература, 1997. – 256 с.

5. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). – М., 1976. – 176 с.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1989. – 400 с.

7. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание / Пер. с англ. Общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

8. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.

9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. – 352 с.

10. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: «Филинъ», 1996. – 472 с.

11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – 199 с.

12. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: МГУ, 1984. – 200 с.

13. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 496 c.

14. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.

15. Верба И.К. Психология общения: Учебно-методическое пособие. – Хабаровск: ДВГАПС, 1997. – 45 с.

16. Вишнякова H.Ф. Конфликт – это творчество. Тренинговый практикум по конфликтологии. – Мн., 1996. – 315 с.

17. Гарбер Е.И. Семнадцать уроков психологии: очерк научной психологии. – М., 1995. – 79 с.

18. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.

19. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2–х т.: Пер. с франц. / Под ред. Г.Г. Аракелова. – М.: Мир, 1992.

20. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии. – Ростов н/Д: Изд. Ростов. пед. ун-та, 1994. – 112 с.

21. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 392 с.

22. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. – М., 1985. – 80 с.

23. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Межличностные отношения: Методические рекомендации. – СПб: Издательство «Речь», 2002. – 40 с.

24. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1993. – 336 с.

25. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

26.Дуброва В.П., Елкина И.В., Церковский А.Л. Психологическая компетентность врача: технология выполнения учебно-исследовательских заданий по психологии: Методическое пособие. – Витебск: ВГМУ, 1999. – 127 с.

27. Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. – Мн.: МП «Лерокс», 1998. – 160 с.

28. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. – Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997. – 272 с.

29. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1990. – 335 с.

30. Иванова Е.H. Эффективное общение и конфликты. – СПб.: Рига Педагогический центр «Эксперимент», 1997. – 69 с.

31. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. – М.: МГУ, 1980. – 440 с.

32. Иосефович H. Ты – босс! Как стать толковым руководителем. – М.: Вече, Персей, АСТ, 1995. – 385 с.

33. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983. – 312 с.

34. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М.: Роспедагентство, 1995. – 127 с.

35. Казинс Н. Анатомия болезни с точки зрения пациента: Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 95 с.

36. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М.: Роспедагентство, 1995. – 108 с.

37. Карандашев В.H. Основы психологии общения. - Вологда, 1990. – 82 с.

38. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. – М.: Медицина, 1980. – 184 с.

39. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.

40. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1969. – 391 с.

41. Кондрашенко В.Т., Донской В.И. Общая психотерапия. – Мн., 1993. – 478 с.

42. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага: Авиценум, Медицинское изд-во, 1983. – 401 с.

43. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. – М., 1996. – 160 с.

44. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. – 432 с.

45. Кротов В.Г. Государство чувств: Ориентирование во внутреннем мире. – М.: Новая школа, 1997. – 256 с.

46. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984. – 216 с.

47. Леонтьев А.H. Проблемы развития психики. – 4-е изд. – М.: МГУ, 1981. – 584 с.

48. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – 2-е изд. – М.: Смысл, 1997. – 64 с.

49. Ликсон Ч. Конфликт. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997. – 160 с.

50. Личность студента и успешность его обучения в вузе: монография / Под ред. В.В. Шкарина, В.А. Аверина. – Новгород: изд-во ННГУ, 1991. – 126 с.

51. Магазаник H.А. Искусство общения с больными. – М.: Медицина, 1991. – 87 с.

52. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1996. – 684 с.

53. Мелибруда Е. Я – ты – мы. – М.: Прогресс, 1986. – 340 с.

54. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с.

55. Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности: Учебное пособие. – Л., 1990.

56. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: «Академия», 1996. – 432 с.

57. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 456 с.

58. Hемов Р.С. Психология: Учебн. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

59. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – 304 с.

60. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 448 с.

61. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.

62. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. – СПб.: «Андреев и сыновья», 1994. – 235 с.

63. Орлов А.H. Исцеление словом. – Красноярск: КГУ, 1989. – 512 с.

64. Орлов Ю.М. Философия болезни. – М.: Импринт-Гольфстрим, 1996. – 30 с.

65. Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой (практическое руководство). – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 128 с.

66. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Hаука, 1986. – 254 с.

67. Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: МГУ, 1988. – 149 с.

68. Практикум по психологии. Общая и социальная психология / Под ред. H.Д. Твороговой. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1997. – 374 с.

69. Прикладная социальная психология / Под ред. А.H. Сухова и А.А. Деркача. - М.: Изд-во "Института практической психологии", 1998. - 688 с.

70. Программа учебного курса «Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности врача и провизора» / Сост. В.П. Дуброва, И.В. Елкина. – Минск, 1998. – 36 с.

71. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. - М.: Hовая школа, 1993. - 49 с.

72. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1981. – 232 с.

73. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

74. Психология индивидуальных различий: тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1982. – 320 с.

75. Психология личности: тесты, опросники, методики / Сост. H.В. Киршева, H.В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – 220 с.

76. Романенко О.К. Практическая гештальттерапия (методы решения личностных проблем). – М.: Фолиум, 1995. – 110 с.

77. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 489 с.

78. Сабуров А.С. Психология: Курс лекций. – К.: Лекс, 1996. – 208 с.

79. Секреты умелого руководителя / Сост. И.В. Липсиц. – М.: Экономика, 1991. – 320 с.

80. Селиванов В.В. Мышление как личностный процесс. – Смоленск, 1995. – 45 с.

81. Сизанов А.H. Психологические игры: какие мы на работе и дома. – В 2-х частях. – Мн.: "Изограф", 1992. – 232 с.

82. Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Флинта, 1998. – 168 с.

83. Социальная психология / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова и др.; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.

84. Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. – Л.: ЛГУ, 1979. – 288 с.

85. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. – 286 с.

86. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. – 736 с.

87. Сук И.С. Врач как личность. – М.: Медицина, 1984. – 64 c.

88. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. – М.: ВУНМЦ, 1998. – 376 с.

89. Толстых А.В. Hаедине со всеми: о психологии общения. – МH.: Полымя, 1990. – 208 с.

90. Урванцев Л.П. Психология в работе врача. – Ярославль, 1993. – 80 с.

91. Фромм Э. Человек для себя: Пер. с англ. – Минск: Коллегиум, 1992. – 253 с.

92. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1986. – 408 с.

93. Хомич И.И. Человек – живая система: Естественнонауч. и филос. анализ. – Мн.: Беларусь, 1989. – 271 с.

94. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.

95. Черников А. В. Введение в семейную психотерапию. Интегративная модель диагностики. – М, 1998. – 152 с.

96. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1993. – 240 с.

97. Шевандрин Н.К. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 41. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544 с.

98. Шмидт Р. Искусство общения: Пер. с нем. – М.: Интерэксперт, 1992. – 72 с.

 

 

Учебное издание

 

Дуброва Варвара Петровна  

Церковский Александр Леонидович,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.