Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав и структура цены

Виды цен и их классификация

 

Все виды цен можно разделить на различные группы в зависимости от того, какой признак взят для классификации. Все виды цен подразделяются:

§ по характеру обслуживаемого оборота;

§ по способу фиксации;

§ по степени регулирования;

§ по способу получения информации об уровне цены;

§ в зависимости от вида рынка;

§ с учетом фактора времени;

§ внутрифирменные цены;

§ в зависимости от территории действия;

§ в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов.

Существуют и другие признаки классификации, границ этих классификаций нет – одна и та же цена может одновременно относиться к нескольким группам цен.

Таблица 2.1.

Классификация цен на товары и услуги

 

Признак классификации Виды цен Определение/особенности
По характеру обслуживаемого оборота Цены оптовые, в т.ч. биржевые, закупочные цены на продукцию, реализуемую крупными партиями, в условиях оптовой торговли  
Цены розничные, в т.ч. на услуги населению цены на продукцию, реализуемую в розничной торговой сети, при продаже индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи
По способу фиксации твердые цены устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции
подвижные цены цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена
скользящие цены цены могут быть пересмотрены с учетом изменения в издержках производства; обычно устанавливаются на товары с длительным сроком изготовления
По степени регулирования свободные (рыночные) цены устанавливаются производителями на основе спроса и предложения на данном рынке
регулируемые цены, в том числе: устанавливаются государственными органами управления, либо ограничивающие условия
- предельные цены цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг
- фиксированные цены цены, устанавливаемые на определенном уровне
по способу получения информации об уровне цены расчетные цены применяются в контрактах на нестандартное оборудование по заказу
публикуемые цены сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации
- справочные - номинальные цены, т.е. не связанные с реальными операциями; - базисная цена – цена товара определенного качества в заранее установленном географическом пункте (базисном пункте). Применяются в качестве базы при установлении цены на аналогичные изделия; - цены фактических сделок.
- прейскурантные цены на товары и услуги в специальных справочниках-прейскурантах, как правило, без указания срока действия
в зависимости от вида рынка цены товарных аукционов цены публичной продажи по максимально предложенному уровню
биржевые котировки цены специально организованного и постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных товаров (с/х продукция, непродовольственные товары, металлы и т.п.)
цены торгов цены особой специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов на выполнение работ по заранее объявленным условиям
с учетом фактора времени постоянные цены цена, срок действия которой заранее не определен
сезонная цена цена, срок действия которой определен периодом времени (например, закупочные и розничные цены на с/х продукцию, цены для определения расчетной стоимости нового строительства и т.п.)
ступенчатая цена ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале
внутрифирменные цены трансфертные цены применяются внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, разных фирм, входящих в холдинг. Разновидность оптовой цены
в зависимости от территории действия Единые цены для всех регионов, как правило, цены крупных компаний, торговых сетей
Региональные (зональные, местные) Действующие на определенной территории
в зависимости условий поставки и продажи товаров (франкирование цен)   цена "франко" оптовая цена, установленная с учетом предусмотренного порядка возмещения транспортных расходов по доставке продукции заказчику. "Франко" - это коммерческий термин (в переводе - "свободный"), применение которого в сочетании с обозначением конечного пункта доставки продукции (географического или физического) означает, что покупатель свободен от расходов по транспортировке до этого пункта. Эти расходы несет поставщик. Пунктом может быть вагон, склад, борт судна, железнодорожная станция, государственная граница, конкретно поименованный населенный пункт. Например, цена "франко- станция отправления" означает, что транспортные расходы по доставке продукции до станции отправления несет поставщик, а цена "франко-вагон" предусматривает уже оплату его расходов и по погрузке вагона.
  термины ИНКОТЕРМС-2000[1] базисные условия поставки При заключении внешнеторгового контракта стороны должны распределить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю (транспортировка, страхование, оформление таможенных формальностей и пр.). Для унификации понимания прав и обязанностей сторон контракта были разработаны базисные условия поставки, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товаров, устанавливают момент перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя. Базисные условия поставки определяют, какие расходы несут стороны по доставке груза от экспортера к импортеру. Для некоторых видов товаров транспортные расходы весьма разнообразны и составляют иногда до 40-50% цены товара.

 

 

Цена на любой товар состоит из определенных элементов, перечень которых меняется в зависимости от вида цены. К основным элементам цены обычно относят себестоимость, прибыль, косвенные налоги (акциз, налог на добавленную стоимость), снабженческо-сбытовую надбавку, торговую надбавку.

В зависимости от вида продукции (работ, услуг) состав элементов может меняться.

Для правильного понимания категории цены следует различать понятия «состав цены» и «структура цены».

 

Состав цены – это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями (в денежном выражении).
Структура цены – это соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях или процентах. Например, если розничная цена товара 150 руб., а себестоимость 15 руб., то удельный вес себестоимости в цене составляет 10%.

 

Пропорции между элементами цены подчиняются рыночным закономерностям, зависят от конъюнктуры рынка, одновременно испытывают регулирующее воздействие государства в виде налоговой политики и административного регулирования уровня цен.

Схема формирования розничной цены имеет следующий вид (табл. 2.2).

Таблица 2.2.

Схема формирования розничной цены

 

При рассмотрении состава цены отметим, прежде всего, ОТПУСКНУЮ (ОПТОВУЮ) ЦЕНУ ПРЕДПРИЯТИЯ — это цена изготовителя продукции, по которой он реализует произведенную продукцию потребителям – другим предприятиям, дилерским компаниям. По своему экономическому содержанию она является конечной ценой для многих видов продукции производственно-технического назначения. Реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволяла бы им функционировать в условиях рынка.

Реализация товаров по оптовым ценам сопровождается безналичными расчетами.

 

Оптовая цена предприятия по своему составу состоит всегда из СЕБЕСТОИМОСТИ И ПРИБЫЛИ.

 

 

ПРИБЫЛЬ – финансовый результат деятельности предприятия за период, представляет собой превышение доходов над расходами.

 
 
ПРИБЫЛЬ = ДОХОДЫ - РАСХОДЫ  

 

 


Отпускная цена может быть с акцизом (если рассматривается подакцизный товар), с НДС и без НДС.

Отпускные цены используются предприятиями-изготовителями при составлении планов и отчетов для расчета объемных финансовых и статистических показателей. В составе этих цен учитываются те производственные и транспортно-сбытовые расходы, которые связаны с производством и реализацией и включаются в полную себестоимость.

Общая (валовая) прибыль предприятия – изготовителя в цене состоит из чистой прибыли и налога на прибыль.

ПРОДАЖНАЯ ЦЕНА ОПТОВОГО ПОСРЕДНИКА (ЦЕНА ЗАКУПКИ, ПРИОБРЕТЕНИЯ) складывается из отпускной цены предприятия с НДС и снабженческо-сбытовой надбавки. Предприятия оптовой торговли (оптово-посреднические фирмы, заготовительные, снабженческо-сбытовые, торгово-закупочные предприятия) выполняют функции по оптовым закупкам, хранению и продаже продукции потребителям-предприятиям или розничным продавцам, несут соответствующие расходы по закупкам товаров и их реализации.

Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо-сбытовых надбавок (наценок), в которых учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль, необходимая для нормальной деятельности.

 

Снабженческо-сбытовая надбавка (комиссионное вознаграждение, сбор и т.п.) – это цена за услуги посредника по продвижению товара от производителя к потребителю.

 

 

Снабженческо-сбытовая надбавка = Цена реализации – Цена закупки

 

Снабженческо-сбытовая надбавка начисляется к отпускной цене без НДС, а затем добавляется НДС как производителя, так и посредника. При этом налогооблагаемой базой посредника является сумма надбавки, а ставкой – ставка производителя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие системы цен | Ставки НДС для посреднических организаций применяются в процентах к посреднической надбавке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.