КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эластичность спроса от цены, методы ее определения и учет в ценообразовании
Производители, изучив состояние спроса и предложения на рынке, должны рассчитать, как изменится предлагаемое ими количество товара в зависимости от изменения цены на него. Для этого используется понятие «ЭЛАСТИЧНОСТЬ».
Рис. 3.4. Ценовая эластичность
Понятие «ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ» вытекает из закона спроса и предложения. Различают: - ценовую эластичность спроса; - ценовую эластичность предложения. Ценовая эластичность спроса – степень чувствительности потребителей к изменению цены товара. Ценовая эластичность предложения – это степень чувствительности производителя к изменению цены продукции. На рис.3.5 представлены два основных типа кривых спроса. При эластичном спросе малейшее увеличение цены вызывает резкое падение спроса. Потребитель чутко реагирует на изменение цены. Если спрос неэластичный (например, ажиотажный спрос, на рынке товаров первой необходимости) даже значительное увеличение цены вызывает лишь небольшое снижение спроса. Рис. 3.5. Эластичный и неэластичный спрос. Для количественной оценки эластичности спроса по цене рассчитывают коэффициент эластичности (ε), который подразделяется на коэффициент прямой и перекрестной эластичности спроса по цене. Коэффициент прямой эластичности спроса по цене характеризует отношение относительного изменения объема спроса (продаж) к относительному изменению цены и показывает, на сколько изменяется объем спроса на товар при изменении его цены на 1%: где: Q – объем спроса на данный товар (количество продаж), штук; Р – цена единицы товара; ∂Q – изменение в объеме спроса (продаж), в процентах; ∂Р – изменение в цене, в процентах.
Величина коэффициента эластичности может заметно различаться в зависимости от функции спроса: от 0 до ∞. 1) ε > 1 – эластичный спрос, т.е. при снижении цены объем спроса повышается более высокими темпами по сравнению с изменением цены, а при ее повышении – снижается быстрее, чем цена. Большинство товаров (предметы не первой необходимости, много субститутов, значительная доля в бюджете потребителей).
Рис. 3.6. График кривой спроса при эластичном спросе.
2) ε < 1 – неэластичный спрос, т.е. при повышении цены объем спроса снижается более низкими темпами, чем растет цена, а при ее снижении увеличивается более медленно, чем падает цена (необходимые товары, мало субститутов, небольшая доля в бюджете потребителей).
Рис. 3.7. График кривой спроса при неэластичном спросе
3) ε = 1 – единичная эластичность, объем спроса изменяется теми же темпами, что и цена, но в противоположном направлении.
Рис. 3.8. График кривой спроса при единичной эластичности
4) ε = ∞ - спрос совершенно эластичный, т.е. при снижении цены покупатели повышают объем спроса на неограниченную величину, а при повышении цены – полностью отказываются от товара. Например, на рынке сельскохозяйственной продукции, где много продавцов и покупателей и продается небольшое количество однородной продукции. Если один из продавцов повысит цену на свой товар, то покупатели станут покупать такой же по качеству товар у его конкурентов по установившейся цене. Поэтому спрос на пшеницу отдельного продавца будет совершенно эластичен. 5) ε = 0 – совершенно неэластичный спрос, т.е. при любом изменении цены объем спроса совершенно не меняется (когда потребитель не может отказаться от покупки определенного количества какого-то товара например, домашний телефон, лекарство для больного). Однако случаи совершенно эластичного и совершенно неэластичного спроса крайне редки.
Рис. 3.9. Графики совершенно эластичного и совершенно неэластичного спроса.
Фактически коэффициент эластичности спроса почти всегда имеет отрицательное значения, поскольку снижение цены обычно приводит к росту спроса и наоборот. Однако знак «минус» в данном случае игнорируется, и значение коэффициента по умолчанию считается положительным. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене: - наличие товаров-заменителей; - доля расходов на данный товар в бюджете потребителя; - степень необходимости товара; - время приспособления к изменению цены. Продавцу выгодно повышать цену, если спрос неэластичный, и, наоборот, понижать цену при эластичном спросе. Зная величину коэффициента эластичности, можно определить необходимый размер изменения цены с целью повышения доходов продавца или достижения экономии затрат потребителя. Ценовая эластичность спроса
Эластичный спрос (|e | > 1)
Неэластичный спрос (| e | < 1)
Ценовая эластичность – основа для прогнозирования влияния изменения цены на изменение дохода продавца. Если цена уменьшится на r%, то по определению эластичности, продажи возрастут на e х r%. Q1 = Q0 (100% + e х r%). где Q0 – первоначальный объем продаж; Q1 - новый объем продаж.
Спросна отдельный товар зависит не только от цены на данный товар, но и также от цены на близкие субституты (товары-заменители). Во многих категориях продуктов есть небольшое количество конкурирующих брендов (Кока-кола и Пепси-кола, например). Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене (Eij) показывает относительное изменение объема спроса на данный (i-й) товар при изменении цены другого (j-го) товара при условии, что остальные цена и доход останутся неизменными: Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым. Если e ij > 0, то товары i и j называют взаимозаменяемыми, повышение цены j -того товара ведет к увеличению спроса на i -й (например, различные виды топлива; лимонад и минералка). При е=0,3 увеличение цены на минералку на 10% приведет к росту объема спроса на лимонад на 3% при неизменной цене на лимонад (0,3х10%=3%). Если e ij < 0, то товары i и j называют взаимодополнямыми, повышение цены j -того товара ведет к падению спроса на i -й (например, автомашины и бензин; кофе и фильтры для кофеварок). Если при повышении цены на кофе на 5% величина спроса на фильтры для кофеварок снизится на 3%, то эластичность составит (-0,6). Если e ij = 0, то такие товары называют независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой (например, хлеб и цемент). Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене используется лишь при небольших изменениях цен. При значительных колебаниях проявится влияние эффекта дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара. На величину спроса на данный товар оказывает влияние изменение дохода потребителей. Используется коэффициент эластичности спроса по доходу (ЕI), который показывает, на сколько процентов возрастет объем спроса при увеличении дохода потребителей на 1%, при прочих равных условиях. ЕI = ∂Q/Q: ∂I/I. где I - доход потребителя. Для подавляющего числа товаров – положительная величина. Данные по изменению объема спроса используются при решении вопросов развития производства, в торговле для регулирования запасов и заказов.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |