Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права ребёнка

Цивилизованность человеческого общества издавна проявлялась в защите самых слабых его членов, к которым, как правило, относили стариков, женщин, детей. Необходимость особой правовой защиты детей признаётся целым рядом международно-правовых документов в виду физической и умственной незрелости ребёнка.

В настоящее время координирующим центром по разработке и принятию норм международного права, касающихся интересов детей, является ООН и входящие в её состав специализированные структуры – Комитет по правам ребёнка, Детский фонд ЮНИСЕФ. Важнейшим документом в этой области является Конвенция о правах ребёнка.

Конвенция о правах ребёнка, принятая единогласно Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., вступила в силу в качестве нормативного международно-правового документа меньше чем через год после принятия. Вскоре она стала договором, получившим наибольшее число ратификаций за всю историю человечества: в течение неполных 10 лет её ратифицировало 191 государство – все, за исключением США и Самоли.

Основой для Конвенции послужили принятые ранее декларации:

-первая Декларация о правах ребёнка, подготовленная в 1923г. основательницей Фонда спасения детей Эглантикой Джебб. Через год она была доработана и принята Лигой Наций, которая провозгласила, что «человечество обязано дать ребёнку самое лучшее, чем оно располагает»;

-Всеобщая Декларация прав человека, принятая в 1948 году и распространяющаяся в равной степени на взрослых и детей;

-Декларация прав ребёнка, принятая единогласно Генеральной Ассамблеей ООН в 1959г. и содержащая более полное и точное определение прав ребёнка.

В 1979г. Международный год ребёнка, ООН было рекомендовано подготовить доклад всеобъемлющего договора, имеющее для государства обязательную силу.

Конвенция о правах ребёнка 1989г. отражает объемлющий подход и охватывает все права человека: гражданские, политические, социальные, экономические и культурные.

«Душа» Конвенции – это четыре статьи, в которых определяются её основополагающие принципы:

- ликвидация дискриминации в отношении детей;

- во всех вопросах, касающихся детей, интересы ребёнка должны учитываться в первую очередь;

- ребёнок имеет право на жизнь, выживание и развитие;

- ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение по всем затрагивающим его вопросам;

Конвенция налагает на государства обязательство принимать все надлежащие меры – законодательные, административные, социальные, экономические, бюджетные – в области образования или других областях, а также выделять ресурсы, необходимые для их эффективного осуществления. В Конвенции признаются обязанности других сторон – родителей и семьи, гражданского общества и международного сообщества. Тот факт, что ребёнок в раннем возрасте полностью зависит от взрослых, подчёркивает важность этих обязанностей. Потребности ребёнка в раннем возрасте в уходе, питании и тепле, в доброжелательном духовном и интеллектуальном стимулировании, базовом образовании и медицинском обслуживании носят неотложный характер.

Оценивая значение этого документа, следует подчеркнуть, что Конвенция о правах ребёнка занимает особое место в сфере международного права в области прав человека как наиболее чёткое и всеобъемлющее выражение чаяний мирового сообществ в отношении детей, основная идея Конвенции, своеобразного Билля о правах детей, заключается в наилучшем обеспечении интересов ребёнка.

Конвенция призывает ратифицировавшие её государства создавать условия, при которых дети могут принимать активное участие в общественной и политической жизни своих стран.

Согласно Конвенции, ребёнком является лицо в возрасте до 18 лет, если по национальным законам не указан более ранний возраст совершеннолетия.

В Конвенции охватывается весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных – и признаётся, что осуществление одного права не может быть отделено от осуществления других прав. В ней указывается, что свобода, которая необходима для умственного, нравственного и духовного развития ребёнка, требует, помимо прочего, создания здоровой и безопасной обстановки, доступа к медицинскому обслуживанию и достижения минимальных стандартов в обеспечении продовольствием, одеждой и жильём.

В Конвенции признаётся главенствующая роль семьи и родителей в уходе за детьми и в обеспечении их защиты, а также обязанность государства помогать им в выполнении этой задачи. Она затрагивает и новые сферы. В ней, в частности, закрепляется право ребёнка на активную роль в своём собственном развитии, на выражение своего мнения и на то, чтобы его учитывали при принятии решений, касающихся его жизни. Конвенция расширяет юридические аспекты прав человека, обеспечивая защиту детей от всех форм эксплуатации, берёт под свою опеку всех детей меньшинств и коренных групп населения, затрагивает проблемы злоупотребления наркотиков и отсутствия заботы о детях.

Конвенция была положена в основу других международно-правовых документов, например Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничества в вопросах усыновления в другой стране, Конвенции МОТ о наиболее неприемлемых формах детского труда. Ряд региональных документов тоже был разработан на основе Конвенции, например Африканская хартия прав и благополучия ребёнка.

Принятие Конвенции положило начало процессу, который привёл к разработке Факультативных протоколов: Протокола об увеличении минимального возраста призыва в вооружённые силы и привлечения к участию в вооружённых конфликтах и Протокола об усилении защиты детей от сексуальной эксплуатации, в том числе путём активизации международного сотрудничества.

Многие государства назначили амбудсмена, или комиссара по делам детей, в качестве одного из механизмов защиты прав детей. Первой должность амбудсмена ввела Норвегия, за которой последовали Коста-Рика, Австрия, Россия, Австралия.

В Беларуси проживает 2,6 млн. детей, каждый четвёртый житель республики – несовершеннолетний. Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах ребёнка 1 октября 1990 г. в 1993 г. в республике был принят закон о правах ребёнка. В законе, состоящем из 35 статей, определены принципы государственной политики в отношении детей, закреплены их права и обязанности. В 1995 г. принят Национальный план действий по охране прав ребёнка на период 1995г. – 2000 г.

Однако в Республике существуют проблемы в области охраны прав ребёнка. Корни многих проблем кроются в морально-психологическом климате семьи.

По официальной статистике, распадается каждая вторая семья. Ежегодно отказываются от новорождённых около 500 матерей. Вне брака рождаются около 8 тыс. детей, из них более 300 – у несовершеннолетних матерей.

В Республике большое количество беспризорных детей, 28 тыс. детей требуют усыновления. Около 60 тыс. детей находятся в детских учреждениях.

Серьёзной проблемой является рост преступности несовершеннолетних и несоответствие международным стандартам системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Так, в нашей республике до сих пор отсутствуют специальные суды для несовершеннолетних, количество социальных работников, занимающихся малолетними правонарушителями, недостаточно.

Требует разрешения и такая проблема, как право ребёнка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и социального развития. Не в должной мере в республике обеспечивается право детей, которые не требуют финансовых затрат. Например, для подавляющего большинства родителей и даже педагогов является откровенным тот факт, что дети имеют право формулировать свои взгляды и свободно их выражать по всем вопросам, что они имеют право на личную жизнь и неприкосновенность корреспонденции. Очевидно, предприятием для осуществления этих прав является правовое невежество и нежелание избавиться от господствующих в обществе стереотипов.

 

 

ЛЕКЦИЯ 5 МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

1. Национальная система защиты прав человека.

2. Региональные системы защиты прав человека.

3. Международная система защиты прав человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Права женщин | Национальная система защиты прав человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.