Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест № 8




План

1. Теория разделения властей.

2. Единство и разделение государственной власти.

3. Разделение властей по вертикали.

Литература

1. Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // ГиП. – 1997. - № 8.

2. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

3. Немова С.В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. – 1998. - № 4.

4. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

5. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.

6. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М., 1997.

7. Фетисов А.С. Разделение властей – критерий демократического государства // СПЖ. – 1995. - № 6.

8. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М., 1995.

1. Теория разделения властей

Механизм государственной власти в условиях демократического политического режима формируется на основе разделения властей – структурообразующего и функционального принципа рациональной организации и контроля. Данный принцип является одним из важнейших достижений политико-правовой либеральной мысли, родоначальником которой считают Дж. Локка.

Государственная власть, по Локку, должна разделяться на законодательную и исполнительную. Судебную власть в качестве самостоятельной Локк еще не выделял, считая ее функции прерогативой исполнительной власти.

Дальнейшее развитие концепция разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье. Если у Локка исполнительная власть подчинена законодательной, то Монтескье выдвинул идею независимых властей, сдерживающих друг друга. Он считал также необходимым выделить судебную власть и сделать ее независимой.

Идея разделения властей была развита «отцами» американской конституции Дж. Мэдисоном, Т. Джефферсоном, А. Гамильтоном, Б. Франклином и реализована на практике в государственном устройстве США.

Дж. Мэдисон развил идею Монтескье о сдерживании властей друг другом, дополнив ее системой «сдержек и противовесов» - совокупностью правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти.

В России в XIX в. идея разделения властей разрабатывалась в трудах А. Елистратова, М. Ковалевского, М. Сперанского, Б. Чичерина и др.

В советское время теория разделения властей рассматривалась как буржуазная, антинаучная. Это объясняется тем, что в основу советской концепции государственной власти были положены взгляды К.Маркса, Ф.Энгельса и В. Ленина, которые рассматривали механизм государственной власти в качестве «работающей корпорации, в одно и тоже время и законодательствующей, и исполняющей законы».

Интерес к теории и зарубежной практике разделения властей законодательно проявился в России после распада СССР и начала демократизации общества и создания правового государства.

В статье 10 Конституции РФ говорится, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

При этом Конституцией предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Федеральным Собранием. В свою очередь, оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Президент назначает председателя Правительства с согласия Государственной Думы. Государственная дума может выразить недоверие Правительству. В свою очередь, Президент может распустить Государственную Думу после трехкратного отклонения представленных им кандидатур Председателя Правительства с назначением новых выборов. Федеральное собрание ратифицирует и денонсирует международные договоры, заключенные Президентом. Государственная Дума может выдвинуть обвинения против Президента для отрешения его от должности, а Совет Федерации решить вопрос об отрешении Президента от должности. Обвинение Президента, выдвинутое Государственной Думой должно быть подтверждено заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка обвинения.

Конституционный контроль в стране осуществляет Конституционный Суд. Высшими судебными органами также являются Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ. Судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Такая система должна устранить правовую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечить нормальное функционирование органов государства.

2. Единство и разделение государственной власти

Государственная власть – это публично-политические отношения господства и подчинения между различными субъектами, опирающимися на принуждение в рамках закона.

Государственная власть по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник – народ, а в прошлом класс. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Но полновластными могут быть и выборные органы, какими например, считались Советы народных депутатов СССР.

Принцип единства законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался очень живучим, так как соединение властей обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) освобождает от борьбы с другими органами за объем властных полномочий.

Но сосредоточение всей полноты власти в одном органе имеет и много недостатков. Всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными, они могут выйти из под контроля властвующего субъекта (первоисточники власти). Это открывает простор для установления диктаторских и тиранических режимов.

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом.

Высшие органы государства, действующие на основе принципа разделения властей, обладают самостоятельностью. Но среди них должен быть лидирующий орган. Создатели учения о разделения властей Локк и Монтескье считали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение – исполнение законов.

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он – арбитр в спорах о праве.

Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических государствах. Реализация этого принципа приводит к разделению труда между органами государства, что обеспечивает повышение эффективности их деятельности. Кроме того, он позволяет создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства. И, наконец, он взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Вместе с тем, принцип разделения властей нередко приводит к тому, что законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачу и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия.

3. Разделение властей по вертикали

Ключевым вопросом устройства федеративных государства является разделение властей по вертикали – распределение компетенции и отношений между федерацией и субъектами.

В конституционном праве современных стран существует несколько основных моделей конституционно-правового распределения компетенции власти в территориальном аспекте. Эти модели складываются из следующих элементов:

- исключительно федеральной компетенции;

- исключительной компетенции субъектов федерации;

- конкурирующей компетенции федерации и ее субъектов;

- остаточной компетенции, распределяемой конституциями по-разному, в зависимости от степени централизованности федерации.

Конфликты, которые могут возникнуть между федерацией и ее субъектами, разрешаются двояко: во-первых, путем заключения соглашений между федерацией и ее субъектами по вопросам компетенций; во-вторых, в результате федеральной интервенции.

Практически во всех федерациях существуют территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации и непосредственно подчиненные центральной власти. В США, Мексике, Австралии и др. странах это федеральные округа, в которых находятся столицы государств. Считается, что существование федеральных округов является одной из гарантий равноправия субъектов федераций, так как размещение столицы на территории какого-либо субъекта федерации дало бы ему преимущества перед другими субъектами.

Обычно у субъектов федерации форма правления такая же, как в центре. В то же время встречаются и такие случаи, когда в федерации с монархической формой правления субъекты имеют республиканскую форму (Австралия, Бельгия, Канада), а в странах, где субъекты федерации – монархии, организация центральной власти имеет республиканские признаки, в частности, выборного и сменяемого главу государства (Малайзия, ОАЭ).

1. Философ Нового времени, который первым выдвинул идею разделения государственной власти на законодательную и исполнительную

1. Гоббс

2. Локк

3. Монтескье

2. Философ Нового времени, который обосновал необходимость разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную

1. Гоббс

2. Локк

3. Монтескье

3. Американский философ и политик, разрабатывавший систему «сдержек и противовесов»

1. Мэдисон

2. Джефферсон

3. Гамильтон

4. Один из российских ученых, разработавший идею разделения властей.

1. Кокошин

2. Чичерин

3. Васильев

5. Принцип формирования законодательной власти, который не допускает ее полновластия

1. Делегированность

2. Коллегиальность

3. Возмездность

6. Статья Конституции РФ, в которой закрепляется разделение властей.

1. 2

2. 7

3. 10

7. Важнейшая социальная роль судебной власти в демократическом обществе

1. Обеспечение господства права

2. Наказание нарушителей закона

3. Обеспечение справедливости

8. Ветвь государственной власти, которая имеет вторичный, производный характер

1. Законодательная

2. Исполнительная

3. Судебная

9. Ветвь государственной власти, которая имеет особое содержание, так как опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы

1. Законодательная

2. Исполнительная

3. Судебная

10. Орган государства, осуществляющий законодательную власть

1. Парламент

2. Правительство

3. Верховный суд




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.