Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Социально-психологические концепции моделирования поведения (А. Бандура, И. Айзен)




1. Моделирование поведения по А. Бандуре.

2. Технологии информирования в процессе научения поведению.

3. Планирование поведения И. Айзену.

 

К социально-психологическим поведенческим концепциям, в первую очередь, относится теория социального научения, предложенная А. Бандурой. Эта теория утверждает, что на поведение влияют не только когнитивные и физиологические процессы, но также социальные факторы. Влияние социальных факторов связано с особенностями когнитивных процессов у человека.

Во-первых, люди обладают способностью к символизации собственного жизненного опыта, превращения его в знаки, значения которых имеют культурное происхождение.

Во-вторых, на основе значений знаков жизненного опыта люди обладают способностью к предвидению результатов своих действий. Поэтому в большинстве случаев поведение мотивируется не непосредственно стимулами, а предсказанием их действия (поведение регулируется предусмотрительностью). Предвидение не есть простой учет суммы имевшихся в опыте последствий, а результат размышления с использованием знаков-символов.

В-третьих, в основе научения лежит способность опосредования (викарная способность) – наблюдение за поведением других и последствиями этого поведения.

В-четвертых, люди обладают способностью к саморегуляции через развитие внутреннего стандарта (образца) поведения.

В-пятых, люди обладают способностью к самоанализу – могут анализировать свой опыт, оценивать адекватность своих мыслей и поступков и моделировать различные варианты возможных поступков.

А. Бандура предложил концептуальную модель триадической взаимности факторов поведения: внутренняя детерминация, внешняя (средовая) детерминация, взаимная средово-личностная детерминация (через когнитивный процесс).

Основным механизмом формирования поведения А. Бандура считал наблюдение за моделью-образцом. Поведение модели служит стимулом для формирования подобных мыслей, установок или действий со стороны наблюдателя. Большое значение придается способности к самоанализу, тогда как внешние воздействия имеют в большей мере вспомогательную функцию фасцилитации (способствования). Само по себе подкрепление поведения не обеспечивает научение ему. Наблюдение за моделью инициирует мыслительные процессы: размышления о применимости, адекватности наблюдаемого поведения, оценку наблюдаемых и предполагаемых последствий этого поведения, сравнение новой модели с уже имеющимися в опыте личности поведенческими паттернами и навыками.

Научение через наблюдение включает четыре основных процесса,

1. Проявление внимания к модели поведения. Модель должна привлекать внимание человека с помощью стимулов различного порядка: пригодность модели к имеющимся условиям и потребностям личности, эффективность реализации этой модели в данных условиях, соответствие представлениям о себе и ценностным ориентациям; характеристики протекания сенсорных процессов у наблюдателя, уровень возбуждения наблюдателя, сформированные в прежнем опыте навыки поведения.

2. Сохранение модели поведения в памяти в виде эмоционально привлекательного образа либо в виде легко вспоминаемого вербального символа (лозунга). Модель, соотносящаяся с прежним опытом наблюдателя и имеющая для него значение, запомнится с большей долей вероятности.

3. Продуцирование. Смоделированные в голове поведенческие паттерны, символически включенные в собственный жизненный опыт, должны быть реализованы, опробованы в виде реальных действий. Поэтому в голове должная сложиться точная модель конкретных действий, которые можно делать. В дальнейшем эта модель по принципу обратной связи будет корректироваться (на основе полученных результатов).

4. Мотивация. Люди могут научиться поведению, иметь точную когнитивную модель действий, но не следовать ей. Наблюдатель быстрее будет следовать модели, если оно а) будет приносить внешнюю выгоду, б) будет положительно оцениваться, в) приносит видимую пользу другому человеку, который демонстрирует эту модель в жизни. Причем, здесь срабатывает социально-психологический эффект установки: способность предвидения на основе заранее сложившейся схемы поведения может приводить к обращению внимания на одни аспекты нового поведения и игнорированию других.

Таким образом, механизм формирования проблемного поведения выглядит следующим образом:

· человек узнает о наличии результативной модели поведения, отвечающей его потребностям, желаниям, не противоречащей его представлениям о себе и ценностным ориентациям; у него возникает представление о возможности такого поведения (узнавание также может осуществляться посредством информирования о ней);

· он видит эту модель в позитивном для себя свете, причем она оказывает на него сильное положительное эмоциональное влияние (поступающая информация позитивна и эмоционально окрашена);

· она согласуется с имеющимся у человека жизненным опытом действий, и он формирует у себя в голове мысленную подробную схему действий, которые он может совершить в рамках этой модели

· когда он пробует выполнить сложившуюся схему, у него получается достигать хотя бы некоторые желаемые цели, модель требует от него минимум усилий по изменению имеющихся навыков;

· при этом реализация сложившейся в голове мысленной схеме поведения в рамках модели приносит или внешнюю выгоду, видимую пользу, или она получает социальное одобрение (как минимум у людей из референтной группы) – т.е. при реализации когнитивной схемы поведения человек получает и косвенное позитивное подкрепление через соответствие социальным ожиданиям (одобрение). Подкрепление в концепции А. Бандуры выполняет информационную и мотивирующую функции: оно должно нести информацию о том, какие поведенческие паттерны в будущем будут иметь больше положительных последствий, чем негативных.

А. Бандура выделил шесть социально-психологических механизмов, через которые косвенное подкрепление влияет на поведение людей:

1) информативный (получение информации о возможных последствиях поступков);

2) подражательный (ориентация человека на человека-модель, который схож по ключевым признакам с наблюдателем);

3) эмоциональное заражение;

4) влиятельность: если человек видит реакцию человека-модели на подкрепление, то это подкрепление будет действовать и на него;

5) статусный: социальный статус человека-модели зависит от того, награждают или наказывают модель, демонстрирующую публично некоторое поведение;

6) оценочный: наблюдатель также оценивает и тех агентов, которые регулируют подкрепление – если наблюдателю в силу его установок кажется, что модель наказывают несправедливо, то модель вызывает сочувствие, а социальный контролер осуждается.

По такому механизму реализуется любое поведение. Проблемным поведение становится в том случае, если под влиянием избирательности оценки этого поведения человек не видит неблагоприятного для себя соотношения плюсов и минусов в эффектах такого поведения в данных условиях.

Проблемность поведения, следовательно, определяется внешними условиями, не предполагающими такой модели поведения у члена социума, а также избирательностью когнитивной оценки, когда человек не видит неблагоприятного баланса плюсов и минусов такого поведения. Из чего следует два возможных выхода: или изменение внешних условий, или изменение восприятия результатов усвоенного поведения, что является основанием для коррекции этой модели в сторону, как минимум, снижения ее проблемности для носителя. Возможно также замещение проблемной модели поведения на другую, адекватную социальным обстоятельствам жизни личности.

Экспериментальным путем было обнаружено, что наибольшее влияние оказывают такие модели поведения, которые демонстрируются людьми, близкими наблюдателю по возрастным, гендерным, расовым, этническим характеристикам, а также по личностным установкам (системе отношений к реальности). Демонстраторы моделей из реальной жизни, из выдуманной реальности (герои фильмов, рассказов и т.п.) или группы людей в качестве демонстраторов в одинаковой мере эффективны для трансляции положительного знания о новой модели поведения. Вполне эффективными являются и скрытые модели, когда человек просто воображает модель, выполняющую желательную деятельность.

С помощью методики моделирования поведения решаются следующие задачи: построение новых стереотипов поведения, угасание неадаптивных стереотипов поведения, облегчение проявления слабо представленных в репертуаре клиента стереотипов поведения.

Модификация методики символического моделирования – это методика шейпинга. Она позволяет сформировать и укрепить альтернативное поведение с помощью ряда поэтапных малых шагов: обучение в процессе многократно выполняемых действий-проб при постоянном сравнении достижений с моделью как эталоном.

Концепция А. Бандуры в объяснении механизмов появления проблемного поведения не лишена серьезного недостатка: описанные механизмы косвенного подкрепления опосредованы внутренними установками людей. Если эти установки имеют неосознаваемый характер, или они неполно описывают реальность, не учитывают влияния на поведение социальной ситуации, а не только внутренних убеждений (эффект фундаментальной ошибки атрибуции), то подкрепление не вызывает ожидаемого изменения поведения. Сводить, как это делал А. Бандура, внутренние (личностные) установки только к концепту самоэффективности и когнитивной оценке предполагаемого результата – явно недостаточно. В условиях неоднозначности социальных критериев оценки поведения (не всегда можно дать однозначную оценку – «хорошее» это поведение или «плохое»), а также в случаях, на которые обращают внимание представители психодинамической парадигмы (бессознательно действующие мотивирующие факторы поведения) самоэффективность и сознательная когнитивная оценка предполагаемого результата будет иметь минимальное влияние на реальное поведение в социальной ситуации. Человек может просто не иметь достаточного представления о процессах, влияющих на успешность его поведения, с чем и может быть связана его неадекватность, дезадаптивность реализуемой поведенческой модели.

Вопрос 2. Поскольку получение информации для моделирования поведения является основным способом научения в концепции А. Бандуры, целесообразно рассмотреть вопрос о наиболее эффективных технологиях этого процесса.

Очень часто в качестве мотивационного элемента к изменению проблемного поведения используют страх. По сути, такая стратегия есть принуждение как механизм социального влияния в общении. Принуждение – опирается на эмоцию страха (т.е. представляет собой устрашение). Страх может вызывать действия, направленные на снижение чувства опасности. Однако И. Дженис обнаружил колоколообразную зависимость между страхом и содержанием сообщения: чем больший страх вызывает информация, тем меньше она воспринимается аудиторией и выше вероятность протестного поведения («на зло»). Страх является очень сильным внешним оправданием уступок, на которые приходится идти человеку. Первоначально страх эффективно влияет на реципиента, но потом перестает действовать: 1) сильные эмоции со временем становятся фоновыми, привычными; 2) срабатывают защитные механизмы, приводящие к отрицанию угрожающей информации. Страх эффективен, когда в сообщении наряду с пугающей информацией содержится информация о доступных способах устранения причины страха. Если страх направлен на ценностно значимые сферы личности, то он не будет эффективным, потому что тогда человеку трудно найти адекватную замену тому поведению, от которого его заставляют отказаться.

Страх также вызывает сильный дискомфорт, если угрожающее сообщение (даже содержащее способ устранения причины страха) противоречит позитивному образу «Я». Состояние дискомфорта, возникающее у человека в ситуации противоречивых представлений о себе или о ситуации, получило название когнитивного диссонанса (Л. Фестингер).

Когнитивный диссонанс – состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя противоречивыми знаниями об одном и том же. По сути, диссонанс связан с недостаточным оправданием какого-то положения дел.

От диссонанса человек может избавиться следующими способами:

· изменить свое поведение или личность;

· изменить свое отношение к ситуации, в которой возник диссонанс;

· обесценить значение своего поступка для себя и других.

Эффективнее всего такое воздействие, которое опирается не на внешние мотивы изменения (страх), а на внутренние (изменение содержания установок). Для этого подходит убеждение.

Один из вариантов, основывающийся на теории когнитивного диссонанса – самоубеждение (защита встречной установки). Человек в условиях отсутствия внешнего оправдания публично высказывает мнение, которое противоречит его внутренним установкам.

Йельский метод убеждающей коммуникации.

Базовые условия убеждающей коммуникации:

· характеристики источника информации;

· характеристики самой информации;

· характеристики целевой группы (реципиентов).

Другими словами, эффективность убеждающей коммуникации зависит от того, кто, что и кому говорит.

Источник информации: должен восприниматься представителями целевой группы в качестве компетентного в этом вопросе и заслуживающего доверия. Или же это должен быть внешне привлекательный человек, обладающий соответствующими физическими и личностными данными.

Информация: Большей убедительностью будут обладать сообщения, которые не кажутся специально предназначенными для того, чтобы на кого-то повлиять. Исходя из принципа современной поведенческой психологии, что проблемность поведения определяется внешними условиями, не предполагающими такой модели поведения у члена социума, а также избирательностью когнитивной оценки, когда человек не видит неблагоприятного баланса плюсов и минусов такого поведения, можно сделать вывод о том, какой должна быть информация о новой модели. Любое поведение реализует какие-то полезные для личности цели. Другое дело, что вреда от поведения может оказаться больше, чем пользы. Но в силу смещения восприятия, человек с проблемным поведением не видит его минусов. Следовательно, информирование должно строиться на балансе плюсов и минусов, характеризующих ожидаемые последствия проблемного поведения. Одностороннее описание (только в негативном ключе) – совершенно неэффективно. Задача психолога – сдвинуть баланс плюсов и минусов: в отношении проблемного поведения – в сторону демонстрации большего количества минусов, а в отношении замещающей модели – в сторону большего числа плюсов.

Целевая группа: Убеждающая коммуникация менее эффективна, если среди представителей целевой группы преобладают люди с низкой или чрезмерно завышенной самооценкой. Важен тип поведенческих установок (рациональных или эмоциональных) у представителей целевой группы (от него зависит, какой путь убеждения будет эффективным).

Пути убеждения: центральный (рациональная аргуменатция) и периферический (эмоциональное воздействие с учетом ценностных ориентаций членов целевой группы). Рациональная аргументация адекватна для тех людей, которые уже имеют четкие намерения менять поведение, для чего им необходимы веские аргументы из заслуживающих доверия, компетентных источников. Эмоциональное заражение позитивным отношением к новой модели поведения адекватно для привлечения внимания, повышения интереса к ней, для чего нужны люди, с которыми человек может идентифицироваться и подвергнуться эмоциональному заражению в формировании отношения к новой модели.

Вопрос 3. Преодолением недостатков концепции социального научения А. Бандуры можно считать теорию планируемого поведения И. Айзена. Эта теория базируется на идее о том, что поведение есть функция намерений, которые определяются отношением к определенным действиям, субъективными нормами и самоэффективностью, понимаемой как способность контролировать выполнение действий (поведения). Однако поведение реализуется в определенной социальной среде, осуществляющей независимый от личности внешний контроль над реализацией внутренних намерений. Схематично эту концепцию можно представить следующим образом (рисунок 1):

 


Рисунок 1. Модель планируемого поведения по И. Айзену

 

Отношение к поведению выступает следствием убеждения в отношении результатов поведения и когнитивных установок (информации о характере действий и результате поведения и их эмоциональная оценка в соответствии с потребностями).

Субъективные нормы определяются нормативными ожиданиями, свойственными группе, с которой идентифицирует себя личность, и мотивацией им соответствовать. Вместе с положительным отношением субъективные нормы служат предсказанием поведенческих намерений, если личность имеет убеждения в способности осуществлять контроль над планируемыми поведенческими актами и обладает требуемыми поведенческими навыками. Однако способность контроля над поведением (самоэффективность), в свою очередь, во многом зависит от того, в какой социальной системе отношений находится человек: авторитарной, контролирующей любые проявления личности тотально, или патерналистской, принимающей решения за индивида и подкрепляющей «нужные» формы поведения только по своему усмотрению, исходя из своих представлений о благе для личности. Информационно открытая или закрытая система также по-разному влияет на чувство самоэффективности: в системе, где информация не имеет свободного движения, человек является зависимым в принятии решений от социальных партнеров, обладающих большей информированностью, и может быть подвергнут манипуляциям. Организация среды влияет на возможность проявления той или иной модели поведения, по отношению к которой у человека могли сформироваться четкие намерения реализации: намерения могут натолкнуться на отсутствие необходимых условий, обеспечивающих результативность этой модели.

Контрольные вопросы к лекции.

1. Каков основной механизм формирования поведения согласно концепции социального научения?

2. Посредством каких социально-психологических механизмов поведение закрепляется в опыте человека?

3. Почему запугивание не является эффективным средством изменения поведения?

4. От чего зависит эффективность убеждающей коммуникации в процессе информирования о новой модели поведения?

5. На какой элемент структуры личности в концепции И. Айзена влияют характеристики социальной среды (социального контроля)?

Список литературы.

1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004

2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

3. Копина О. С., МакАлистер А. Подходы к изменению поведения населения в медицинских профилактических программах в США // Вопросы психологии. – 1995. № 5 с.128-140.

4. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.