Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадия размышления




Ряд авторов выражают мнение, что наиболее часто люди начинают изменение поведения с того, что они начинают размышлять о самой возможности изменения. И эти размышления возникают у них после того, как они услышат убедительную, личную и своевременную информацию. Так что изменения в поведении способна инициировать информация, а не принуждение или даже совет. Люди, которые даже не задумываются над изменением, даже частично не открыты для советов, но они готовы к конфронтации: «Со мной ничего страшного не происходит. Это Ваша проблема, но не моя». Между тем, знание о том, что является проблематичным лично для вас, предоставление сведений, которые достаточно уместны и убедительны, нередко заставляют по крайней мере начать рассматривать вопрос модификации поведения.

У человека могут появиться сомнения в том, почему его поведенческие навыки опасны для него самого, его семьи и т.д. Эта информация может актуализировать то, что клиент уже где-то когда-то читал по этому поводу, но что его тогда не затронуло. Информация может поступить из личностно значимого источника. Например, от дочки (Папа, не кури, я не хочу, чтобы ты умер от рака легких), от врача (исследования показывают, что если вы будете и дальше так много пить, изменения в печени станут необратимыми уже через два года). Все это клиенты слышали и раньше, однако, эта информация не касалась лично их. Информация оказывается важной, когда она индивидуализирована и когда от нее нельзя дистанцироваться, сказав, что она не относится ко мне. На этой стадии еще нет анализа затрат и результатов, исследования аргументов за и против того, чтобы оставить поведение таким, каким оно является, и аргументов за и против того, чтобы изменить его. Получив индивидуализированную информацию, человек начинает потихоньку отходить от своих фиксированных ожиданий, которые-то и не дают изменяться. Очень часто людям необходимо помочь получить необходимую информацию о самих себе. Несмотря на то, что на этой стадии действительно очень трудно быть честным даже с самим собой, также трудно увидеть и признать все аспекты, связанные с проблемным поведением.

СТАДИЯ ПРИНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕННОГО РЕШЕНИЯ

Это переходный период между изменением баланса преимуществ и недостатков модификации поведения в сторону преимуществ и началом конкретных шагов по модификации поведения. Многие люди быстро проскакивают моменты принятия решения и так же быстро отказываются от них, когда начинают осознавать все последствия своего поведения и связанные с ним проблемы. Принятие решения может перейти в реальное изменение, если человек тщательно и реалистично рассмотрел все аспекты своей проблемы, если он начал с изменения своих ожиданий и поставил перед собой цель, которая не противоречит его индивидуальным потребностям и ценностным ориентациям.

Прежде всего, очень важно точно знать, что человек считает нужным изменить в своей жизни, а что, по его мнению, лучше оставить без изменений.

Также важно сформулировать подходящую цель. Цель, которая кажется психологу наиболее разумной, может казаться неразумной и неадекватной для клиента. Цель клиента должна соответствовать его способностям, его ценностным ориентациям и его потребностям.

Является ли простая умеренность в проблемном поведении подходящим исходом коррекции? Многие считают, что любой результат, отличающийся от полного воздержания, например, от алкоголя, есть свидетельство неудачной коррекции. «Раньше он пил много, сейчас – меньше. Но он все равно пьет, а это плохо». На самом же деле сокращение потребления алкоголя есть потрясающий успех коррекции. Если бы каждый из нас вел себя исключительно в соответствии с нормами здоровья, это было бы замечательно. Но в реальной жизни только немногие стили поведения соответствуют этому критерию. Кроме того, «хорошо» и «плохо» – это две крайние точки континуума, и каждый интерпретирует их по-своему. Любое продвижение к лучшему, не важно насколько оно мало в соответствии с внешними стандартами, является успехом, является ли оно частью большого плана достижений или же является конечной целью самой по себе.

Эта модель успешно зарекомендовала себя при работе с поведением зависимости в Нидерландах, Австралии, некоторых землях Великобритании в рамках программы Снижения вреда. Говоря проще, любое движение к улучшению, к самосовершенствованию, глобальное или не очень является позитивным. Ведь другие не могут сделать и этого шага.

Целью клиента не может быть все или ничего. К сожалению, многие люди полагают, что единственным подходящим изменением является полное изменение личности. Если клиент может полностью выбросить все проблемные аспекты своего поведения, и эта задача полностью его устраивает, то это замечательно! Если клиент решает, что только частичные изменения могут помочь ему в деле постоянного улучшения своей жизни, и это для него лучше, чем полное изменение поведения, то это тоже замечательно! Нет никаких моделей, которые бы точно гарантировали счастье и здоровье для каждого. Только клиент может решить, что принесет ему облегчение и счастье.

Вопрос 2. СТАДИЯ ДЕЙСТВИЯ

Если человека достаточно мотивировать и предоставить ему реалистическую цель, то он оказывается способным на многое. Вот некоторые техники, которые могут помочь добиться продолжительных изменений поведения.

Контроль над стимулами. Означает способность распознавать пусковые факторы проблемного поведения, предсказывать последствия прежде, чем они наступят, и вмешиваться в действие этих факторов при необходимости, чтобы избежать рецидива поведения. Привычное поведение по природе своей автоматизировано. Человек с проблемой переедания может даже не помнить о том, что он съел ¾ упаковки чипсов в обед. Он может помнить только то, что видел упаковку и открывал ее, а что было потом – не помнить.

Техника контроля за стимулами делает акцент на предсказании факторов окружающей среды, предварительном планировании, избегании кажущихся безотносительными решениями, а также на обучении тому, чтобы прекращать автоматическое выполнение поведенческой модели на самых ранних этапах.

Противостояние соблазнам. Научение пресекать соблазны на самом раннем этапе, как только они начинают материализоваться, дает возможность большего самоконтроля над поведением, чем попытки избавиться от соблазна, когда эта мысль уже около часа преследует клиента.

Противостояние отрицательным мыслям. Отрицательные эмоции (типа тревоги, злобы или депрессии) запускают многие аддиктивные модели поведения. Исследования подтверждают, что когнитивная терапия является наиболее эффективным средством борьбы с различными расстройствами настроения.

Совладание с давлением со стороны других, пытающихся вовлечь в аддиктивное поведение. Многие люди, которые пытаются достичь изменений в поведении, не всегда тщательно информируют людей из своего окружения о принятом решении. Или информируют, однако, не раскрывают серьезность своих намерений. Окружающие люди могут оказывать огромное влияние на способность клиента оставаться верным принятому решению. Они не всегда вовлечены в процесс модификации поведения так же, как и клиент. И именно они оказываются причиной рецидивов или создают трудности в удержании достигнутых изменений.

Формирование нового стиля жизни. Жизнь без проблемного поведения часто оставляет клиенту массу незанятого времени. Что делать с этим высвободившимся временем? Многие люди обнаруживают, что из-за того, что их проблемные привычки занимали массу времени, они не занимались и даже не думали о других вещах, которые могли бы приносить им удовольствие. Фактически прежние формы поведения уже могут и не казаться привлекательными, однако, других – нет. Нужно создавать новые виды деятельности и увлечений.

СТАДИЯ УТВЕРЖДЕНИЯ (ЗАКРЕПЛЕНИЯ).

Чтобы закрепить изменения, необходима практика жизни с новым стилем поведения, пока оно не станет привычным, автоматическим. Иногда людям требуется несколько раз пройти по всем предыдущим стадиям, чтобы попасть на эту. Допущение для клиента самой возможности рецидива снимет давление чрезмерной ответственности и не даст развиться чувству ненависти к себе за ошибки. Здесь необходима поддержка и неоценочное взаимодействие.

РЕЦИДИВ.

Изменение поведения есть научение тому, как вести себя по другому в определенных ситуациях. Отклонения и возвраты являются часть процесса научения. Только через ошибки мы можем точно узнать, что нам требуется, чтобы получить больший эффект от наших усилий в будущем.

Многие люди считают, что один бокал шампанского на свадьбе для человека, который «закодировался», - это рецидив. Но так ли это на самом деле? Раньше этот человек полностью терял контроль над выпивкой в таких ситуациях. А на этой свадьбе он дал себе поблажку, это вызывает сожаление, но он совершил и нечто знаменательное: он не выпил второй бокал! Дав себе поблажку на время, он ощутил новый для него опыт контроля. И это успех. Рецидив может быть прогрессом! Если думать иначе, то клиент будет чувствовать полную неудачу коррекции, пойдет домой и там напьется.

Вкратце, алгоритм модификации поведения по Прочаске и Диклементе можно выразить следующим образом.

Предразмышление

Клиент ещё не верит в то, что проблема существует, и, следовательно, не думает об изменении своего поведения. Что делать:

* Повысить степень осознания клиентом проблемы с помощью мотивационной беседы

* Оценить потребности, предоставить образовательную информацию по поводу его здоровья и здорового образа жизни

* Связать поведение клиента с последствиями для здоровья или личности.

* Использовать эмпатию и рефлексивное слушание для переключения энергии пациента на размышление.

Размышление

Клиент осознаёт, что проблема действительно существует, и думает о целесообразности лечения и ему необходимо осознать положительные стороны коррекции

* Дать совет и помочь клиенту принять решение при рассмотрении возможных методов получения помощи, причём в форме, свободной от конфронтации

* Оценить степень желания изменения и имеющиеся препятствия

Подготовка

Клиент принял решение измениться в ближайшем будущем

* Повысить самоэффективность клиента; поддержать принятое решение к действию

* Предоставить советы и помощь для начала осуществления изменения

Действие

Клиент начал процесс изменения путём уменьшения или прекращения следования дезадаптивной модели поведения

* Повысить самоэффективность клиента; поддержать даже самые маленькие его успехи

* Ещё раз уточнить цели, определить потребности клента, обеспечить совет

Поддержание

Клиент достиг своих целей и сохраняет достигнутое изменение в поведении

* Сохранять интерес путём обеспечения дальнейшего поддерживающего наблюдения

* Подкреплять успехи клиента

* Помогать клиенту лучше понять и применять стратегии профилактики рецидивов

Рецидив

Клиент попытался совершить изменение, но оказался неспособным поддержать достигнутое

* Подкрепите собственную эффективность клиента

* Предоставьте необходимую информацию и совет, перейдите на подходящую стадию процесса изменения.

Контрольные вопросы к лекции.

1. Являются ли рецидивы проблемного поведения неизбежным следствием его модификации?

2. Сколько этапов в процессе модификации поведения выделяют Дж. Прочаска и К. Диклементе?

3. Что влияет на переход клиента из предварительной стадии в стадию размышления?

4. Каковы характеристики достижимой цели модификации поведения?

5. Какие техники позволяют закрепить достигаемые изменения проблемного поведения?

Список литературы.

1. Прохоров А.В., Велисер У.Ф., Прочаска Дж.О. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение. Журнал "Вопросы психологии, № 2, 1994, с.113-122.

2. Prochaska, J.O., & DiClemente, C.C. (1992). The transtheoretical approach. In J.C. Norcross & M.R. Goldfried (Eds.) Handbook of psychotherapy integration. NY: Basic Books.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.