Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории элит

Политическая мысль в России зарождается в XI в., практически одновременно с зарождением российской государственности. Развиваясь параллельно с государством, политическая мысль первоначально фактически обслуживала интересы и потребности государства, поэтому наиболее востребованными были идеи независимости, централизации государства и сильной самодержавной власти. Причем государство в этих идеях рассматривалось как государева вотчина.

С проникновением в Россию в XVII-XVIII вв. идей Нового времени, российская политическая мысль получила новый импульс развития, однако вплоть до XIX в. она оставалась «вторичной» по сравнению с западноевропейской. Не случайно русский философ П.Я.Чаадаев в свое время сказал: «Ни одна великая мысль не была выдвинута из нашей среды, одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли».

Так, псковский архиепископ и вице-президент Синода Феофан Прокопович (1681-1737 гг.), автор известного сочинения «Правда воли монаршей», анализировал процесс происхождения государства с позиций теории общественного договора: «Царей должность есть содержать подданных своих в беспечалии». Он выделял две формы монархии: ограниченную и абсолютную. Его идеал – абсолютная монархия, причем государя он ставил выше закона. В это же время В.Н.Татищев (1686-1750 гг.), русский ученый-энциклопедист, пытался обосновать с реалистических позиций причины возникновения государственной власти. В качестве идеала государственного устройства он также видел просвещенный абсолютизм. Н.М.Карамзин (1766-1826 гг.), русский писатель и историк - автор «Истории государства Российского», в которой обосновал ряд политических идей, в частности, значение самодержавия и дворянства для России. Н.М.Карамзин считал, что форма государства и его политическое развитие определяются конкретно-историческим опытом, традициями и обычаями, а также характером народа. Анализируя роль самодержавия в России, он рассматривал его как надклассовую структуру, обеспечивающую единство общества. Не отрицая возможность и необходимость социальных перемен, он высказался в пользу медленных, эволюционных реформ.

П.Я.Чаадаев (1794-1856 гг.), русский мыслитель и публицист - один из идейных основателей западничества, автор «Философических писем» и «Апологии сумасшедшего». Он поставил вопрос о путях политического развития России. Прогноз П.Я.Чаадаева относительно будущего социализма гласил: «социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники».

Дальнейшее осмысление политических перспектив России проходило в рамках дискуссии, развернувшейся между западниками и славянофилами. Славянофилы, а в их число входили такие известные мыслители, как И.С. и К.С.Аксаковы, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков и др., исходили из того, что все политические институты естественно вырастают из культуры, а она, в свою очередь, зависит от религиозных воззрений. По этой причине, считали они, копирование политического опыта европейских государств ошибочно. В основе их политической концепции лежала антропология, то есть учение о человеке. Они пытались найти золотую середину между коллективизмом и индивидуализмом; воплощением синтеза этих двух начал, на их взгляд, была крестьянская община. Славянофилы подчеркивали идею соборности в православии, когда люди, оставаясь личностями, соединяются в общей любви к Богу. Своей главной задачей они видели объединение этих двух начал: общины, как организационно-политического института, и православия, как морально-нравственного начала, чтобы на этой основе строить общественно-политическую жизнь.

Западников характеризовала ориентация на западные ценности. К их числу относились П.В.Анненков, И.В.Вернадский, Т.Н.Грановский, Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин и др.

К.Д.Кавелин (1818-1885 гг.), русский правовед, историк и философ, первым сформулировал концепцию государственного подхода к русской истории, разрабатывал проблему политического консенсуса, одним из первых в мире обратился к вопросам политической психологии. Выступал за сохранение в России самодержавного политического строя, основанного на законах. Дворянство, считал он, должно быть открытым для всех, но оставаться «высшим сословием».

Б.Н.Чичерин (1828-1904 гг.), русский философ и общественный деятель, активно развивал либеральную идею правового государства, выступал за верховенство закона, ограничивающего власть. Идеальная форма правового государства, на его взгляд, конституционная монархия. Он отстаивал принцип частной собственности и невмешательства государства в экономику.

Концепцию гражданского общества, как идеала для России развивал С.Л.Франк (1877-1950 гг.), русский философ и психолог. Однако, в отличие от западных представлений, главным для гражданского общества он считал не столько способ удовлетворения интересов отдельных индивидов, сколько обеспечение социального партнерства.

Присутствовала в России, помимо либеральной и консервативной, и радикальная политическая мысль. Одним из первых ее представителей был А.Н.Радищев (1749-1802 гг.), русский писатель и философ. Он утверждал, что цари никогда не поступятся своей властью ради «вольности», и объявил условием освобождения «страждущего общества» восстание народа. Вместо монархии он предлагал ввести народное правление в форме добровольной федерации вольных городов, по примеру Древнего Новгорода. Особенно усилилось радикально-революционное направление российской политической мысли во второй половине XIX в. Вначале массовое распространение получили идейно-политические концепции революционных демократов и народников. В частности, с революционных позиций выступал литературный критик и философ В.Г.Белинский (1811-1848 гг.). Идеалом общественного устройства для В.Г.Белинского было социалистическое общество, в котором будут уничтожены материальное неравенство и эксплуатация. Он сознавал, что достижение такого общественного порядка связано с революционной борьбой и насильственным переворотом.

А.И.Герцен (1812-1870 гг.), писатель, публицист и философ, сформулировал теорию «русского», крестьянского социализма, которая опиралась на его представление о крестьянской общине, как зародыше социалистического будущего: «человек будущего в России – это мужик, точно так же, как во Франции работник». Его теория допускала возможность того, что Россия может миновать капиталистическую фазу развития. Будучи революционером по своим убеждениям, он в то же время полагал, что насилием и террором можно только расчищать место для будущего, но не создавать его. Для социального созидания, полагал он, нужно народное сознание. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри». Идеологи анархизма, прежде всего, П.А.Кропоткин (1842-1921 гг.) и М.А.Бакунин (1814-1876 гг.) исходили из тезиса о том, что государство есть зло, поскольку мешает естественному существованию людей, и представляли идеалом общественного развития самоуправляющееся анархическое социалистическое общество. По Кропоткину, все общественные формы, через которые проходит человечество, имеют тенденцию к застою, поэтому революции необходимы для того, чтобы устранить факторы, затрудняющие прогресс общества и деморализующие человека, в первую очередь, частную собственность и государственную власть. Основу «анархического коммунистического» общества должна была составить федерация свободных производственных общин (коммун).

С конца XIX в. широкое распространение в России получает социал-демократическая политическая мысль. Сторонники данного течения, прежде всего большевизма, также пренебрегали государственностью как ценностью, приобретаемой и совершенствующейся поколениями. Свидетельством разрыва политической традиции служит, в частности, большевистская концепция государства диктатуры пролетариата, разработанная В.И.Лениным (1870-1924 гг.), утверждение принципа революционного релятивизма и возведение политического насилия в ранг основного инструмента строительства нового общества.

 

8. Политическая мысль в Украине. Политические идеи Киевской Руси запечатлены в произведениях выдающихся государственных и церковных деятелей, летописцев. Митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати», Ярослав Мудрый в «Русской правде», монахи-летописцы Нестор и Сильвестр в «Повести временных лет», Владимир Мономах в «Поучении детям» освещали проблемы сущности, происхождения и легитимности власти, взаимоотношений светской и духовной власти, места Руси среди государств мира. Мыслители Киевской Руси понимали государственную власть как отношения господства и подчинения, когда воля людей, стоящих на вершине иерархической общественной лестницы, движет низшими слоями общества по воле Божьей и с согласия людей на такой порядок в обществе.

Основными признаками власти считались справедливость – «правда» и принуждение – «сила». Власть обеспечивает защиту, порядок, справедливость и спасение, и потому ее следует признавать и подчиняться ей.

Происхождение государственной власти связывалось с приглашением Рюрика. Полученная в результате договора между ним и народным собранием славянских племен власть была призвана обеспечить надежную защиту от нападения чужеземцев и ликвидацию междоусобиц. Договор был основой для обоснования легитимности княжеской власти, которая определялась также «богоизбранностью» и «благословенностью». Сущность «богоизбранности» заключалась в том, что Бог ставил князя на власть через церковь, а «благословенность» - в том, что Бог оберегал весь княжеский род, а через него всю землю Русскую.

Центральной проблемой того времени были взаимоотношения светской и церковной власти. Выделялись две концепции: «богоугодного» владетеля и княжеского единовластия. Представителями первой концепции были Феодосий Печерский и известный летописец Нестор. Они сформулировали идею духовного приоритета церковной власти над светской; идею необходимости защиты князем православной веры, содействия ее расширению и процветанию; идею объединения киевских князей вокруг церкви, а не вокруг великокняжеского престола; идею божественной природы власти, ее обязанности творить богоугодные дела.

В условияхXVI – XVII вв., когда украинский народ утратил государственность и попал под протекторат Польши, оппозиция пыталась получить административную и культурно-религиозную автономию украинских земель в составе Речи Посполитой. Наиболее радикальные силы оппозиции обосновывали идеал самостоятельного государства в виде монархии.

Среди наиболее выдающихся мыслителей эпохи был Христофор Филалет. Он придерживался мнения, что отношения власти и народа основаны на общественном договоре, в соответствии с которым король и подданные должны строго придерживаться закона. Нарушение прав и свобод подданных со стороны как короля, так и шляхетского сословия ослабляет государство, становится причиной его упадка. Выдающийся украинский писатель-полемист Иван Вышенский считал, что какой-либо властелин получает власть от бога, и не может пользоваться ею по своему усмотрению.

Венцом политической мысли Киево-Могилянской академии стало творчество П. Могилы, С. Яворского, Ф. Прокоповича. Петр Могила рекомендовал главе светской власти советоваться с духовниками, отводя церкви роль советника, а не руководителя в светских делах. Стефан Яворский занимал четко выраженную церковную позицию и отрицал право светской власти вмешиваться в духовную жизнь общества. Церковь – выше государства, и должна иметь светскую власть. У церкви должно быть два меча – духовный и вещественный. Феофан Прокопович выступал за контракт духовной власти со светской. Лучший способ правления – неограниченная монархия, причем верховным носителем государственной власти может стать только просвещенный властелин – «философ на троне».

В понимании творцов философии Просвещения – Я. Козельского, С. Десницкого, В. Каразина, П. Лодия – общественный договор, преобразовывая людей в граждан, не лишает их естественных прав; человек сохраняет все свои естественные права, как правовую основу государства и общества в целом. Народ и государство – равноправные договорные стороны, поэтому полностью допускается разрыв договора и заключение нового.

В понимании Козельского, гражданское состояние дает человеку моральное и законное равенство вместо утраченного природного. Собственность воспринималась как нечто священное, как естественное право, никому не дарованное и не отчуждаемое. Отечественные мыслители вплотную подошли к идее стабилизирующей роли «средних слоев» в обществе. Умеренный достаток, по их мнению, является средством прекращения расслоения общества до крайних социальных полюсов – господства одних и раболепства других.

«Украинский титан» ХІХ века Михаил Драгоманов утверждал, что постепенность, высокое развитие сознания масс, разумная пропаганда – более эффективны для воплощения социалистического идеала, чем «кровавые восстания». Национальный вопрос он связывал с социально-политической проблематикой. Исходным принципом решения этих проблем стало положение «космополитизм в идеях и целях, национальность – в основе и формах культурной работы». Драгоманов считал, что главным является прогресс человека и общества – политический, социальный и культурный, а национальное представляет собой его основу, форму и способ. Постоянный страх за свою нацию, напротив, снижает внимание к общечеловеческому, и даже порождает равнодушие к нему. В творчестве М. Грушевского народ рассматривается как деятельная социальная сила, что несет через столетия и различные политические и социокультурные обстоятельства идею «национальной самообороны» и «национальной смерти». Вся история украинского народа – это пробуждение энергии социальной самозащиты как реакция на угрозу видимой национальной смерти.

Политическая мысль Украины в ХХ веке отразила переход украинского движения от стадии культурного украинофильства к организованной работе в массах. В 20-е гг. развитие политической мысли в Украине связано прежде всего с именами В. Липинского, Д. Донцова, М. Хвылевого, В. Винниченко. После этих ярких фигур не было достойных продолжателей политической мысли в нашей стране.

В. Липинский считал, что лишь нация является субъектом создания государства, никто не заменит ее в этом деле; необходимо захотеть быть нацией. Его государственный идеал – наследственная монархия в лице гетмана. Парламентаризм чужд по духу и интересам социальной общности хлеборобов в аграрной стране. Ни одна нация не начинала и не могла начать своего существования с демократии. Демократические нации могут существовать лишь на основе предыдущего правления собственных аристократий.

В центре исследований Д. Донцова также находилась нация. Нация выступает как предпосылка формирования государства в его социокультурном и политическом качестве. Национализм рассматривается как мировоззрение, стимулирующее все человеческие начинания. Для укрепления националистического мировоззрения необходимо превратить украинца в человека, который пылает почти религиозной любовью к своей нации, признает моральным лишь то, что укрепляет силу нации и обеспечивает ее подъем.

М. Хвылевой сконцентрировал внимание на духовно-культурном возрождении Украины – этой провинции Москвы, «географического понятия», страны с вековечным укоренившимся комплексом второсортности населения. Поэтому украинцу необходимо переродиться и стать «осознанной единицей», избавиться от психологии раба и стремиться к идеалу европейского человека-гражданина.

В. Винниченко в труде «Возрождение нации» подчеркивает, что в отношениях Россия-Украина проявилось злокачественное наследие минувшего - ощущение господствующей нации в России и ощущение сервилизма угнетенной нации в Украине. Автор связывает возрождение украинской нации с социальным освобождением. Чем более «левым» является политический режим в Украине, тем эффективнее его вклад в национальное возрождение.

 

ВЫВОДЫ

На всем протяжении истории существования человеческого общества лучшие его умы пытались объяснить причины возникновения государственной организации, феномен власти и подчинения. Мыслители древних обществ Востока видели источник власти в божественном провидении. Античная философская мысль впервые обратила внимание на роль свободных граждан в функционировании демократического государства. Средневековье стало временем теократического реванша – вновь Божья воля была объявлена единственным основанием светской власти. Новое время вернуло интерес общества к принципам народовластия, к таким темам, как естественные права человека, принцип разделения властей. Этот период характеризуется зарождением собственно политической науки. Формируются основные идеологические течения, существующие по сей день – либерализм, консерватизм, анархизм, социализм. ХХ век представил многочисленные научные направления, изучающие сферу политики во всем ее многообразии. Политическая мысль России была представлена борьбой между консервативным, реформистским и радикальным течениями. Политическая мысль Украины выдвигала в разных формах идею национально-государственного возрождения, которая являлась приоритетной по отношению к другим идеологиям.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие основные этапы принято выделять в истории политической мысли?

2. Почему политическая мысль в древности достигла наивысшего уровня развития именно в Греции?

3. Некоторые политологи считают, что политическое учение Платона является теоретическим источником тоталитаризма. Какие идеи Платона могут дать основание для такого утверждения?

4. В чем разница во взглядах Платона и Аристотеля на социальную структуру общества?

5. В чем отличительные особенности политико–правовой мысли Древнего Рима?

6. В чем проявилась политическая роль христианской религии в европейском средневековье?

7. Что означает понятие «макиавеллизм»?

8. Чем отличается изложение теории общественного договора у Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.–Ж.Руссо?

9. Какую форму государственного устройства считали наилучшей Дж.Локк и Ш.Монтескье?

10. Охарактеризуйте ведущих представителей и основные идеи либеральной политической мысли.

11. Охарактеризуйте ведущих представителей и основные идеи консервативной политической мысли.

12. Расскажите об основных школах в политологии ХХ века.

13. В чем сущность дискуссии между западниками и славянофилами в России?

14. Выделите основные периоды развития украинской политической мысли.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаркин Н.Н. и др. История политических учений. – М., 1994.

2. Бурдье П. Социология политики. - М., 1993.

3. Гегель. Политические произведения. – М., 1978.

4. Грин Роберт. 48 законов власти. – М., 2002.

5. Історія розвитку політичної думки: Навч.посібник. – К.,1996.

6. История политических и правовых учений. Учебник для вузов.Изд.2-е. Под ред. В.С. Нерсесянца.- М.,1997.

7. Макиавелли Николо. Государь. Пер. с итал.- М.,1990.

8. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. - М., 2000.

9. Політологія:Кінець ХІХ-перша половина ХХ ст. Хрестоматія/Под.ред. О.І.Семківа- Львів., 1996.

10. Політологія посткомунізму- К., 1995.

11.Потульницький В.А.Теорія української політології. Курс лекцій – К., 1993.

12.Санистебан Л.С. Основы политической науки/Пер с исп. – М, 1992.

13.Токвиль Алексис де. Демократия в Америке. Пер. с франц.-М.,1994.

 

 


МОДУЛЬ ІІ. СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПОЛИТИКИ

 

ТЕМА 4. ПОЛИТИКА И ЛИЧНОСТЬ

Никто никогда на самом деле не верил, что точка зрения большинства, победившая при голосовании, одновременно и самая разумная.

Элиас Канетти

 

 

ПЛАН.

1. Концепции взаимоотношений личности и государства

2. Личность как объект и субъект политики

3. Политическое поведение личности. Условия политической социализации личности

 

 

1.Концепции взаимоотношений личности и государства. В цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Человек является не только объектом, но и субъектом политики, ее творцом и исполнителем, когда вовлекается в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления. Социальные группы, слои, классы, массовые движения, партии, общественные организации, государственные структуры, несомненно, играют важную роль в политике, являются ее субъектами, однако сами эти группы и организации также состоят из личностей. Именно взаимодействие личностей, их интересов, в конечном счете определяет содержание политического процесса. Поэтому политика в системе ценностных ориентаций личности занимает одно из ведущих мест.

Учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству, место человека в политической жизни, появляются уже в древности.

Концепцию государства, которая называется патерналистской, разработал Конфуций. Государство, по мысли Конфуция, представляет собой большую патриархальную семью, в которой вся власть принадлежит правителю-отцу. Остальные граждане делятся на старших - аристократию и чиновничество, и младших - простой люд. Младшие должны беспрекословно подчиняться старшим, которые, в свою очередь, призваны заботиться о благе народа. В патерналистской концепции индивид выступает не полноправным гражданином, субъектом политики, а лишь ее объектом, исполнителем воли старших.

В политической концепции Платона обосновывается тоталитарная трактовка личности. Теоретически обосновывая идеальное государство, Платон подчеркивает безусловное верховенство государства над индивидуумом. Руководимое мудрым монархом, царем или аристократией - небольшим социальным слоем наиболее разумных и благородных людей, государство призвано утверждать единомыслие и коллективизм, регламентировать всю жизнедеятельность человека, строго соблюдать исполнение им законов и норм общества, следить за правильностью мыслей и верований человека. По Платону выходит, что в земной жизни человек, словно марионетка, покорен и управляем божественными законами.

Противоположны взгляды Аристотеля, считавшего человека существом политическим и по своей природе, и в силу его естественной потребности жить в обществе. Аристотель считал, что государство основано на взаимодействии свободных и равных граждан, в отличие от семьи, где существует подчинение детей отцу, рабов – господину.

Существуют и иные концепции, в основе которых лежит уверенность во властной суверенности личности, убежденность, что ее самореализация - не в государстве, не в жертвовании ради власти. Ведь назначение государства - гарантировать свободу личности. Приоритет и решающая роль в обществе принадлежит человеку. Люди-граждане сильнее государства - такую позицию занимали еще стоики в Древней Греции. Философ Эпиктет считал, что тиран властвует только над теми, кто боится его, дорожит материальными благами - имуществом, здоровьем, жизнью - больше, нежели свободой и разумом. Тирана поддерживает не столько полиция и тюрьмы, сколько неспособность людей быть верными себе под воздействием внешнего давления.

Исходя из диалектики двух типов власти - естественной, иррациональной, стихийной, базирующейся на грубой силе, и государственной - разумной, организующей и упорядоченной, возвышающей общество над биологичностью человека, философ Макиавелли считал, что укрепление государства и его власти, воплощающей все разумное в человеке, является важным фактором, и для укрепления государства и его власти все средства хороши.

Идеи о суверенности личности по отношению к государству развили мыслители Нового времени. Государство, власть призваны обеспечить состояние, вполне соответствующее природе человека, а отсюда требуется усовершенствование политической структуры общества. Проблема состоит в том, отмечал Жан-Жак Руссо, чтобы найти форму общества, защищающего жизнь и имущество каждого, и в котором каждый, объединившись со всеми, остается сам себе хозяином.

Ценность государства, говорил Джон Стюарт Милль, английский философ, определяется ценностью его граждан. Добродетель государства состоит в стремлении сделать своих подданных добрыми и просвещенными. Государство должно, с одной стороны, способствовать всеобщему духовному развитию общества, а с другой - организовать уже существующее моральное и интеллектуальное богатство. Единственное правление, которое может полностью удовлетворить все острые потребности социального государства - это то правление, в котором участвуют все люди; любое участие, даже малейшая общественная функция, полезно; участие должно быть увеличено настолько, насколько позволяет общество. Именно такова философия гражданского общества и политической свободы. Она исходит из того, что подчиненность индивидов государству, власти есть средство ограничения негативной свободы и всемерного развития свободы политической. Разумная власть направлена на реализацию разумных сторон человеческой природы.

Тем не менее, личную свободу в той или иной форме ограничивают свойственные государству порядок и организация. Философ Карл Ясперс отмечал, что абсолютной политической, как и любой иной социальной свободы, быть не может. Политическая свобода человека начинается тогда, когда вступают в действие принятые в государстве законы.

Современные демократии базируются на либеральном понимании взаимоотношений личности, общества и государства. В индустриально развитых демократических государствах имеется некоторое различие в подходах к взаимоотношению человека и власти, но не ставится под сомнение признание статуса личности любого человека как источника власти, первичного и главного субъекта политики. Либерализм утвердил абсолютную ценность человеческой личности, и изначальное, «от рождения», равенство всех людей, а также неотчуждаемые права человека, такие, как право на жизнь, свободу, собственность. Классики либерализма считали, что государство создается на основе общего согласия, консенсуса, и с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека. Источником власти выступает индивид, а государство - результат договора, соглашения свободных людей. Оно подконтрольно и подотчетно народу, и вправе выполнять лишь те функции, которыми его наделяют граждане. Продолжатели либеральных идей – неоконсерваторы - выступают за максимальную разгрузку государства, его отказ от социальных функций, возврат к рыночному саморегулированию не только в экономике, но всюду, где возможно. Нынешний социальный либерализм по-другому рассматривает взаимоотношения личности и государства, которому отводится уже не роль «ночного сторожа», а ряд социальных функций. Разрабатываются теории, в которых сочетаются традиционные либеральные ценности и идеи коллективизма, равенства. К ним прежде всего относятся социал-демократическая идеология и христианское учение. Возникло понятие «социального государства», способного осуществлять современную социальную политику: заботиться о правах человека, социальном обеспечении, трудоустройстве, охране здоровья и т.д. Государство должно вмешиваться в экономическую, социальную сферу, чтобы обеспечивать гражданские и политические свободы граждан, снижать имущественное неравенство, разрешать социально-классовые конфликты, поддерживать слабых. Государство должно использоваться для достижения всеобщего блага, поддержания и улучшения качества жизни людей.

В то же время в современном мире сохранились патерналистские взгляды, которые достаточно широко распространены в развивающихся странах с малограмотным крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах. Так, в СССР признавались только права, дарованные, предоставленные гражданину государством. Человек рассматривался не как равный с государством партнер, а как собственность государства, полностью зависимое от него лицо, “винтик” партийно-государственного механизма. Политика была ориентирована не на конкретных людей, а на трудящихся, рабочий класс, а судьба отдельного человека не в последнюю очередь зависела от его социально-классового положения. До сих пор часть населения нашей страны, особенно старшее поколение, все еще воспринимает президента как главу семьи, как “батьку”, который может не только пожурить, поругать, но и помочь, а себя - как маленького, покорного властям человека.

В основе современных западных элитарных концепций соотношения человека и государства лежит необходимость наличия компетентной власти меньшинства над большинством, как условия нормального функционирования социума. Сам же человек - пассивный объект управления, он должен подчиняться, повиноваться элите из-за ее большей компетентности. Ряд политологов (Р.Даль, В.Корнхаузер, Й.Шумпетер) рассматривают возрастающее участие граждан в политике как противоречащее природе личности, провозглашая принцип: “политика для политиков”.

 

2.Личность как субъект и объект политики. В решении проблемы «личность – политика» важно определить место и роль человека в общественной жизни, в политической деятельности, в управлении государством. Большинство политических доктрин исходят из интересов человека, его свободы, как приоритетной ценности. Поступательное движение общества есть движение от несвободы к свободе, в ходе которого реализуются творческие возможности личности, воплощаются общечеловеческие ценности и демократические идеалы. Все развитие общества, начиная с экономики и кончая духовной сферой, направлено на удовлетворение потребностей человека, на его всестороннее развитие. Зависит ли экономика от человека? Конечно. От того, какое место занимает человек в производстве, от того, как он ведет себя на производстве, от его трудовой активности, добросовестности, заинтересованности в труде и т.п. Социальная сфера и социальные отношения непосредственно зависят от человека и его способности реализовать все экономические успехи для обеспечения жизни, быта, условий труда. В развитии политической системы очень много зависит от политической зрелости, образованности, инициативы человека. Усиление внимания к личности, социальным ее качествам, общественному и политическому сознанию и поведению тесно связано с реорганизацией системы образования, воспитания, культуры, морали.

Понятие «личность», выражая социальную сущность человека, существует в неразрывной связи с понятием «общество». Личность - это человек, воплощающий конкретно-исторические общественные отношения, оказывающий воздействие на них в меру своих сил и способностей и в зависимости от положения, которое он занимает в обществе.

Психологически политическая активность личности обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, то есть общности, отождествлять себя со своей нацией, социальным слоем, группой, политической партией, объединением. Зачастую человек приобщается к политике, чтобы стать именно частью социальной общности. Это избавляет от одиночества, дает почувствовать силы и способности влиять на ход политических процессов. Научный подход к определению места и роли личности в обществе дает возможность показать, при каких условиях личность становится подлинным субъектом социальных отношений, субъектом власти, определить социальный статус личности.

Что же такое социальный статус личности? Это место личности в общественной системе по отношению к другим индивидам и группам, совокупность ее социальных функций, а также ее оценка и самооценка, т.е. понимание человеком своей социальной значимости. Социальный статус личности характеризуется по экономическим, профессиональным и другим признакам.

Статус тесно связан с политической ролью личности. Политическая роль - динамичная сторона статуса, его функция, определенное поведение. Каждый человек не только занимает место в социальной, политической структуре общества, но и выполняет соответствующие этому месту функции. Политическими ролями личности могут выступать роль избирателя, депутата, члена политической партии, общественно-политической организации, участника митинга, демонстрации и т.п.

Таким образом, мерой политики, движущим началом политической активности нации, класса, политической партии, политического движения и т.п. является именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели.

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных типа: социальный и институциональный.

Социальный охватывает индивидов и различные социальные слои, в том числе профессиональные, этнические, демографические и другие группы.

Институциональный включает государство, политические партии, профессиональные союзы, политические движения, группы интересов и т.п.

Иногда выделяется и третий тип субъектов политики - функциональный, охватывающий социальные институты, предназначенные для решения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, учебные заведения, корпорации, спортивные ассоциации, добровольные общества и т.п.

В зависимости от осознанности и степени участия в политической деятельности американский политолог Габриэль Алмонд выделяет три группы субъектов политики. Во-первых, субъекты, ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (политические партии, политические движения и т.п.). Во-вторых, субъекты, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли. В-третьих, субъекты - подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь.

Быть субъектом политики, т.е. ее сознательным проводником, можно лишь в условиях демократического общества, где господствуют политические права и свободы, имеет место полнота и достоверность информации, гласность, возможность пропагандировать и отстаивать свои убеждения, по своему усмотрению участвовать в различных формах политической жизни.

Тоталитарные и авторитарные режимы, в которых политическая жизнь строго регламентируется государством или партией, характеризуются отсутствием возможностей для самостоятельного, творческого участия личности в политике. Здесь личность выступает не субъектом, а лишь объектом политики, т.е. исполнителем чужой воли. При этом не исключается ее участие в политической жизни (демонстрации, шествия, различного рода политические акции), которое, однако, осуществляется формально на добровольной, а по существу на принудительной основе. Советское время богато примерами такого рода.

Объектом политики личность может выступать и в условиях демократического режима, но лишь постольку, поскольку она обязана соблюдать конституцию, законы, распоряжения правительства, нормы общежития и другие предписания, обеспечивающие нормальную, цивилизованную жизнь общества.

В последние годы обозначились две противоречивые тенденции взаимоотношениймежду личностью и политикой: повышение интереса к политике, т.к. она существенно влияет на жизнь каждого человека, и падение доверия к ее официальным представителям, постоянно прибегающим ко лжи и обману народа, не выполняющим своих обещаний и предвыборных программ.

В связи с этим, возможно ли говорить о личности как субъекте политики? Термин «субъект политики» относится к тому, кто творит политику, принимает в ней активное и осознанное участие. Политология считает основным субъектом политики социальную группу,интересы и способ функционирования которой и определяют возможную сферу политической деятельности личности. В этом плане личность оказывается вторичным, производным и служебным субъектом политики, не столько субъектом совокупности общественных отношений, сколько непосредственным субъектом политической практики.

Не профессиональный политик, а «средний» человек становится субъектом политики, если он знает, каковы социальные потребности и интересы различных социальных групп, чем обусловлены противоречия между ними, каковы пути решения этих противоречий, какова связь между его собственными потребностями и интересами и состоянием социальных возможностей их удовлетворения. Но и этого недостаточно. Личность как субъект политики должна ориентироваться в правилах и механизмах политической «игры» в обществе, знать, какое она хочет и может занять место в этой игре. Только при этих условиях личность становится полноправным субъектом политики.

Объективные факторы политической активности личности воздействуют на нее как позитивно (формируя ее политическую активность), так и негативно (насильственно включая ее в политическую жизнь). Личность может определенное время жить вне политики, но такая изоляция искусственна: когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность обязательно включается в политическую деятельность.

Конкретное участие личности в политической деятельности детерминировано двумя факторами:

1) мотивацией, в которой определяющими доминантами являются способности и амбиции (притязания) личности;

2) наличием социальных условий, в которых эти способности и амбиции могут реализоваться.

Оказать влияние на политическую жизнь в тех или иных конкретных условиях может только такая личность, способности и характеристики которой соответствуют текущим политическим запросам.

В целом политическое влияние «рядового» гражданина зависит от следующих факторов:

а) социального статуса личности (классовая принадлежность, профессия, место в профессиональной и социальной иерархии, степень жизненной зрелости);

б) связи его собственных интересов с теми или иными социальными противоречиями и конфликтами;

в) объема и социальной значимости выполняемых социальных ролей, степени и эффективности реализации требований, предъявляемых к этим ролям;

г) собственных усилий и умения вести политическую деятельность;

д) силы социальных барьеров и ограничений активности личности (групповые привилегии, различного рода цензы: имущественный, образовательный, национальный, религиозный; груз традиций и т.д.);

е) политического сознания и культуры личности, ее политической ориентации, исповедуемой системы ценностей.

Огромное значение в деле развития политической субъектности личности имеет существующая в обществе правовая система, которая определяет границы и допустимые нормы политической активности. Они отражаются в официально провозглашенных (в первую очередь, в Конституции) гражданских правах и обязанностях, и в системе их гарантий (как формальных, так и материальных).

 

3. Политическое поведение личности. Условия политической социализации личности. Определение места человека в системе социально-политических отношений требует рассмотрения понятия политической социализации, то есть комплекса тех социально-политических процессов, которые готовят человека к активной политической жизни, определяют политическое поведение индивидов и социальных групп. Политическая социализация понимается как совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. То есть, это вхождение человека в мир политики, его подготовка и включение в отношения власти.

Проблема политической социализации личности ставит вопросы: как и почему личность включается в политическую жизнь, каковы факторы, а главное - результаты этого процесса? Но вопрос решается достаточно просто: приобщение личности к политике реализуется путем ее участия в политической деятельности. Это участие зависит от нескольких факторов..

Во-первых, сильнейшее воздействие оказывается на человека со стороны институтов политической системы, властных структур, национальных и социальных общностей, слоев, групп (начиная с класса и кончая семьей). Во-вторых, сам человек содержит внутренние механизмы сознательного и бессознательного реагирования на социально-политические импульсы. Социальная обусловленность вовлечения личности в политику предполагает разграничение политических и неполитических факторов процесса политической социализации личности. Характер и тип государственного устройства, политический режим, политические институты, политические партии и политические движения, объединения - вот основные политические факторы процесса. Семья, школа и другие учебные заведения, работа, служба, культура, искусство, литература, средства массовой информации, национальные обычаи и традиции и т.п. - все это неполитическиефакторы. Но разграничение факторов социализации личности на политические и неполитические носит относительный характер. Оно происходит в каждом конкретном случае. При тоталитаризме многие из, казалось бы, неполитических факторов функционируют именно как политические.

Политическая социализация предполагает формирование определенной политической позиции индивида. В понятие политической позиции включаются: эмоциональное отношение к политическим явлениям и процессам, убеждения относительно политических явлений и системы политических ценностей, склонность к политической деятельности и т.п. Политическая позиция - явление индивидуальное, дающее возможность понять мотивы, интересы, потребности человека.

Американский политолог Гарольд Лассуэлл выдвинул теорию мотивов участия личности в политике. Прагматическая мотивация связывает участие личности в политической жизни с достижением сугубо практических результатов, с целью обращения политических событий в собственную пользу, в пользу группы, общества, человечества. Этот вид мотивации является наиболее рациональным и поэтому наиболее распространенным. Второй вид - мотивация, обусловленная желанием приобщиться к историческомупроцессу,быть участником событий и преобразований в обществе, стремлением, если можно так сказать, оставить свой след в истории. Встречается бескорыстная мотивация,объясняющая политическое участие желанием человека служить людям, проявлением сострадания к бедствующим, беспокойством за судьбы своего народа, страны, человеческого рода. Групповая мотивация с вязана с нахождением человека в обществе, той или иной социальной группе, коллективе, которые вовлекают его в политику в соответствии с интересами и целями, преследуемыми ими. Корыстная мотивациясвязана со стремлением личности использовать свое участие в политической деятельности в целях достижения соответствующего признания в обществе, получения властных полномочий, обеспечения своего собственного материального и иного благополучия.

Политическая активность личности зависит от социально-экономического развития общества. Высокий экономический потенциал общества обусловливает соответствующий уровень активности. Первостепенную роль в политическом воспитании личности играет образование. Неграмотный или малограмотный человек не способен правильно ориентироваться в политических событиях, легко поддается всякого рода демагогии, втягивается в экстремистские движения, составляет основу охлократии. Наоборот, достаточная образованность личности предохраняет ее от политического шарлатанства, воздействия различных антинаучных, реакционных, а то и просто бредовых идей. В том же плане можно говорить о роли общей и политической культуры в становлении личности как субъекта политики. Чем выше уровень ее культуры, тем большими возможностями располагает личность для усвоения основополагающих норм политического поведения, тем быстрее она способна анализировать и систематизировать политическую обстановку, выделять главное из всей совокупности политических событий и акцентировать на нем внимание.

Наконец, следует отметить большое значение для политической социализации личности демократических традиций. Политическая жизнь западных стран стала усваивать эти традиции сотни лет назад. С течением времени они укреплялись и ныне стали настолько привычными, что воспринимаются общественностью как нечто должное. Свобода слова, мысли, обеспечение политических прав личности, разделение властей и строгое выполнение каждой из них своих функций, рассчитанных на взаимный контроль, создают благоприятные условия для формирования политически свободной личности.

Политическая социализация своим результатом имеет разный уровень усвоения человеком политических ценностей общества, социальной группы, политической организации. В одном случае происходит лишь самое поверхностное приобщение к политике, в другом - формируется человек активный, политически инициативный, убежденный сторонник определенных политических взглядов. Политическая социализация не заканчивается с достижением определенного возраста, а сопровождает человека всю его жизнь. Конечно, в процессе социального взросления человек приобретает относительно устойчивую совокупность политических ориентаций. Если социальные условия и идеологическое воздействие не изменяются, то трансформации подвергаются периферийные элементы политической культуры человека. Если же происходят глубокие социально-политические перемены, то для большинства населения они связаны с процессом ресоциализации и формирования новой политической культуры. Ресоциализация - процесс перемены отношения к ранее усвоенным политическим ценностям и приобщения к их новой системе. Процесс ресоциализации может быть длительным, но может приобретать драматические и взрывные формы. Примером ресоциализации широких масс населения может служить процесс смены политических режимов в странах Восточной Европы.

Политическая социализация, осуществляемая объективно, в силу включенности человека в общество и государство, называется процессом формирования политических качеств человека. Тот аспект политической социализации, который связан с целесообразной деятельностью государства, партий, средств массовой информации по развитию определенной политической культуры, носит название политического воспитаниячеловека. Человек может сам активно участвовать в политической социализации, и тогда этот процесс называется политическим самовоспитанием.Соотношение формирования, воспитания и самовоспитания в политической социализации в каждом конкретном случае подвижно и неоднозначно.

На основе формирования политических убеждений и анализа собственного опыта складывается политическая ориентацияличности. Она выражает не только отношение к политике, но и отношение к действующим в ней силам, в первую очередь к руководящим партиям и правительству. Политическая ориентация в значительной степени определяет политическое поведение, т.к. является исходным материалом для определения путей реализации потребностей человека.

Существуют определенные типы социализации, раскрывающие степень и характер вхождения человека в политику. К ним относятся:

1.Гармонический тип - власть и индивид привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям. Уважительный характер отношений индивида и власти.

2.Конфликтный тип - жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени. Жесткая борьба с носителями иных политических субкультур.

3.Плюралистический тип - наличие разнородных субкультур предполагает первоначальную социализацию в своей группе или партии. Потом - обогащение идеалами либерализма (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, плюрализм, демократия и т.п.).

4.Гегемонистский тип - вхождение человека в политику исключительно на основе ценностей какого-либо класса (буржуазии, пролетариата), религии (например, ислама), идеологии (коммунизм, либерализм, фашизм).

По отношению людей к политической деятельности возможно выделение следующих типов:

1. Активист.Он положительно относится к личному участию в политике, стремится к более полной политической информированности, объединяет вокруг себя единомышленников.

2. Компетентный наблюдатель.К личному участию в политике относится нейтрально, зато проявляет к ней большой интерес, хорошо информирован.

3. Компетентный критик.Отрицательно относится к личному участию в политике, но критически настроен к представителям власти.

4. Пассивный гражданин.Нейтрально или отрицательно относится к участию в политике, проявляет к ней слабый интерес, слабо информирован.

5. Аполитичный человек.Отрицательно относится к личному участию, не проявляет к политике интереса, располагает отрывочной политической информацией.

Не участвовать в политической деятельности человек может как из-за черт своей личности, так и реально оценивая свои шансы в осуществлении власти. Долгие годы командно-административная система формировала в человеке качества управляемого, т.е. пассивно-исполнительские качества. Однако сама современная жизнь стремительно политизирует поведение человека, порой стихийно включает его в политическую жизнь, что само по себе стимулирует и развитие политического сознания.

Следует также отметить, что низкая политическая активность вовсе не означает и низкую общественную активность. Если за критерий оценки общественной активности в целом взять политическую активность, то можно выделить четыре типа поведения людей:

1. Активные во всех сферах жизни,в т.ч. и в политической. Они характеризуются большой энергией, высоким мнением о собственных возможностях, чувством собственного достоинства, силой целеустремленности.

2. Активные в неполитическихсферах, но пассивные в политике. Этому способствуют следующие причины: а) человек считает, что не обладает необходимыми качествами для политической деятельности; б) занятия другими видами деятельности (спорт, наука, искусство и т.д.) поглощают все основное время; в) человек не одобряет существующей политической системы, но и не желает ее ликвидации.

3. Пассивныев неполитических сферах и активные - в политической. В этом случае основное жизненное время посвящается политике и таких людей называют политиками.

4. Пассивные во всех сферах жизни.Обычно это неэнергичные, неуверенные в себе, робкие люди, не испытывающие потребности в развитии своих способностей и своего интеллекта.

Анализируя политическое поведение личности, следует выделить два его основных типа: политическое участие и политическая иммобильность, то есть выключение человека из политической жизни, его отчуждение от политической власти, своего рода негативная отрицательная разновидность результата политической социализации личности. Она может выражаться в различных формах:

· апатия к политическим событиям;

· безразличие к политическим событиям;

· бойкот выборов, различных политических акций и т.п.

Участие личности в реализации властных политических отношений, или противодействие их осуществлению и есть политическое участие.Именно здесь человек выступает как субъект политики. Но в жизни разных людей политика занимает неодинаковое место. В связи с этим Макс Вебер выделял три типа участников политической жизни. Первый - политики по случайности. Это те, кто время от времени участвуют в выборах, выражают свое мнение на референдумах и т.п. Второй - политики по совместительству - депутаты от определенных регионов в представительных органах власти, которые участвуют в обсуждении проблем экономической, социально-политической и духовной жизни общества и т.п. Для них политика не стала «делом жизни» ни материально, ни идеально, ни морально. И третий тип - политики по профессии. Это люди, посвятившие себя политике. Политика составляет главное содержание их жизни и деятельности. Политическая деятельность таких людей - основной источник средств существования. Проявляется это в политическом лидерстве или постоянной работе в политических учреждениях.

Основными формами политического участия личностиявляются, во-первых, массовое участие в политической жизни. Таковым считается чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио, телевидения; обращение к государственным и партийным органам, а также в редакции газет, журналов, на радио, телевидение с инициативными предложениями об улучшении существующего положения, критикой ошибок и просчетов органов государственной власти и т.п., если такие обращения выходят за пределы личных проблем и носят характер действий, затрагивающих общественные интересы. Во-вторых, участие личности, человека в деятельности, направленной на поддержку существующей политической системы или против нее, участие в деятельности политической партии и общественного объединения, движения, выполняющего политические функции (участие исполнительское, организаторское, рядовое и в роли лидера и т.п.). В-третьих, участие в производстве и распространении политической информации. В-четвертых, участие в митингах, демонстрациях, политических и экономических забастовках и иных политических акциях, вплоть до революционных действий. В-пятых, исполнение политических функций в политико-властных структурах, в органах государственной власти. Это полностью осознанное участие, утверждение в политике своих собственных осмысленных интересов и ценностей.

Участие в политической жизни общества может быть активным и пассивным, прямым и опосредованным, добровольным и принудительным, профессиональным и непрофессиональным, легальным и нелегальным и т.п.

Повышению роли личности в политике служит такая система социализации, которая:

а) создает наилучшие условия для реализации способностей и инновационного потенциала людей, сознательно ориентирующихся на служение обществу;

б) обеспечивает индивиду выполнение таких ролей в политике, к которым он наиболее предрасположен;

в) определяет наиболее оптимальный характер и степень эффективности системы политического воспитания общества (учебные заведения, средства массовой информации, культурные и образовательные объединения, общественные и политические организации);

г) обеспечивает необходимое количество публичной информации об общественных проблемах, предпосылках и обстоятельствах принятия политических решений и социальных последствиях осуществляемых действий. Это позволяет общественному мнению воздействовать на принимаемые решения и деятельность властей.

 

ВЫВОДЫ

Большинство современных политических учений считает личность приоритетной по отношению к государству. Политическая активность человека зависит от экономического благосостояния и уровня образования. Кроме того, для участия людей в политике необходима соответствующая правовая основа. Демократическое государство создает условия для реализации своих граждан во всех сферах общественной жизни, в том числе и в политике. Подлинным субъектом политики человек становится только в рамках какой-либо социальной или политической общности. Для сознательного включения в политическую деятельность большое значение имеет политическая социализация. Процесс социализации протекает как стихийно, так и организованно. Его результатом могут быть как политическое участие, так и политическое отчуждение. Задачей политической системы общества является максимальное приобщение населения к политическому участию, поскольку лишь в этом случае возможно обеспечение сознательной поддержки осуществляемой государством политики.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В связи с чем возрастает роль личности в политике?

2. При каких условиях личность становится субъектом или объектом политики?

3. Что такое политическая социализация?

4. Заканчивается ли когда-либо процесс политической социализации?

5. Как связаны политическая социализация и власть?

6. Как человек может оказывать влияние на свою политическую социализацию?

7. К каким политическим ценностям вы приобщились в семье, школе, вузе?

8. Какие факторы влияют на процесс политической социализации?

9. Типы политической социализации, политической деятельности и политического поведения.

10. Формы политического участия.

11. К какому типу личности по ее отношению к политическому процессу в современной Украине вы относите себя?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Головаха Е.И., Бекешкина Н.Э., Небоженко В.С. Демократизация общества и развитие личности. - К., 1992.

2. Гончаров Д.В. Теория политического участия. - М., 1997.

3. Гринстайн Ф.И. Личность и политика. // Социально-политические науки. – 1991. - №10.

4. Ирхин Ю.В. Человеческое измерение политики: теоретико-философские аспекты. - М., 1993.

5. Макеєв С., Надточій А. Політична соціалізація в пострадянській Україні // Політика і час. - 1997. - №1.

6. Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Индивид, личность, постиндустриальное общество // Свободная мысль. – 1996. - №7.

7. Україна. Людський вимір. - К., 1996.

8.Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

9. Шестопал Е.П. Личность и политика. - М., 1990.


ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

 

Представительное правление есть инструмент, на котором могут играть только превосходные музыканты, потому что инструмент этот труден и капризен.

Карл Меттерних

 

Хорошее правительство – не то, которое хочет сделать людей счастливыми, а то, которое знает, как этого добиться.

Томас Маколей

 

ПЛАН

1. Политическая элита

2. Политическое лидерство

1. Политическая элита. Интерес к изучению политических элит возникает в конце XIX - начале XX века. Опыт либеральных демократий показал, что всеобщее избирательное право и другие демократические процедуры не гарантируют правление большинства. Управление общественными делами неизбежно переходит в руки меньшинства. Что из себя представляет это меньшинство, господствующее над остальным населением, как оно формируется, каковы его функции? На эти вопросы отвечают политологи, сделавшие политические элиты предметом систематического исследования.

1.1. Понятие политической элиты. Социальное разделение между теми, кто власть осуществляет, и теми, по отношению к кому она осуществляется, следует из самой сути властных отношений. Власть асимметрична. Разделение на управляемых и управляющих имеет место при любой форме правления и при любом режиме. В демократических государствах, как и в недемократических, реальное управление обществом находится в руках организованного меньшинства. Однако в условиях демократии меньшинство может прийти к власти только в результате выборов, в соответствии с волей большинства, и при конкуренции с другими избирательными меньшинствами.

Организованное меньшинство, которое непосредственно осуществляет управление и принимает политические решения, обозначают по-разному:

¨ политическая элита,

¨ властвующая элита,

¨ правящая элита,

¨ политический класс,

¨ правящий класс,

¨ высшее политическое руководство.

Богатство наименований часто применяют к одному и тому же социально-политическому явлению — к реальному меньшинству, обладающему политической контролирующей властью. В современной политологии возобладал, в конечном счете, термин "элита", введенный итальянским исследователем В. Парето (1848 – 1923 гг.).

Понятие «элита» относится к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, которые имеют значительный вес по сравнению с окружением. Элита — это "избранные" той или иной сферы социальной жизни. Элита подразумевает исключительность, особые критерии отбора и участия в ее функционировании. В социальной иерархии элиты занимают высшую ступеньку.

Политическая элита — это организованное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции и политические действия данного общества.

Родоначальник политологии В. Парето определял элиту как группу людей, занимающих высокое положение соответственно степени своего влияния, политического и социального могущества.

Как отмечалось выше, политические элиты есть реальный факт общественных отношений. Предпосылки возникновения элиты связаны с рядом факторов:

- политическая власть представляет собой сложную систему организованных центров власти. Функционирование этой системы предполагает существование особого слоя политических лидеров и руководителей, которые и занимают ключевые места в этих центрах власти и имеют определяющее общественное влияние;

- в реальной политической практике сохраняется высокая степень отчуждения масс от процесса принятия политических решений и от контроля за политикой. Власть народа и управление народом разделены;

- технология политического властвования требует выполнения политическими институтами их функций в короткие сроки, что резко ограничивает механизм консультирования с народом при принятии решений и способствует элитаризации политики;

- выработка многих политических решений требует специальных профессиональных знаний, что также ограничивает общественный контроль за властью "снизу";

- кроме того, политикой интересуются далеко не все люди. Для многих другие сферы проявления своей активности представляют гораздо большую привлекательность и заниматься политикой стремится меньшинство;

- важным фактором является и стремление элиты сохранить свою власть. Элиты способствуют стабильности, воспроизводимости, пролонгации власти, сохранению влияния политических лидеров и руководителей.

Являясь представителями определенной социальной базы, элиты ориентированы на эффективную защиту общественных интересов, на создание максимально благоприятных условий для их реализации. Политические элиты объединяются вокруг главной политической ценности, каковой является власть, "использование политики". Власть для политических элит самоценна, главное здесь - удержание и умножение власти всевозможными способами. Политическая элита отличается особой сплоченностью, едиными ценностными ориентациями, социально-политической и психологической гомогенностью (однородностью). Элиты обладают четко выраженным групповым сознанием, общей волей к действию и консолидированностью. Социально-политическая однородность способствует сохранению достаточного единомыслия и единодействия в самых сложных ситуациях. Тем самым власть укрепляется, сохраняется ее цельность и целеустремленность. Психологическая гомогенность дает возможность неординарным, конкурирующим между собой людям сохранять совместимость и не доводить ситуацию до борьбы самолюбий, личностных расколов в руководящей среде. У лиц, входящих в политическую элиту, духовные запросы, комплекс возможностей, уровень социальных притязаний и даже человеческие качества отличаются высокой совместимостью.

Таким образом, политическая элита - не простая сумма конкретных лиц, в силу случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате селекции, и наверху остаются лишь те, кто отвечает определенным требованиям.

Являясь своеобразной властной доминантой, политическая элита играет исключительную роль в жизни общества. Это центральное звено государственного управления. От деятельности политической элиты, ее политического поведения в значительной степени зависит направление и ход политического развития, функционирование политической системы в целом. Как высказался американский политолог и социолог Д. Белл, всякая оценка способности общества справляться со своими проблемами зависит о

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные принципы консерватизма | Факторы, определяющие характер политического лидерства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.281 сек.