Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция Дж. Рензулли




Основные концепции понимания таланта и одаренности

 

Одной из наиболее распространенных и целостных концепций одаренности в мировой психологии является трехкомпонентная теория Дж. Рензулли. Концепция описывает одаренность как взаимодействие трех групп человеческих качеств:

- интеллектуальные способности, превышающие средний уровень,

- высокая увлеченность выполняемой задачей мотивированность),

- высокий уровень креативности.

В схематическом изображении это представлено на рисунке 1.

 

Рис. 1. Элементы человеческого потенциала по Дж.Рензулли.

 

Интеллект. Дж. Рензулли подразумевает, что для достижении высоких результатов в различных сферах требуется достаточно высокий уровень интеллекта. Современные исследования, в общих чертах, подтверждают данный тезис. Если говорить непосредственно об IQ, то необходим уровень не ниже среднего для достижения компетентности в интеллектуальной области человеческой деятельности. Однако речь идет не только о формально измеренном уровне интеллекта, но и о целостной системе знаний, целенаправленной практике их применения, привычке к постоянной интеллектуальной работе.

Творческость (или креативность). В данной концепции под творческостью понимается, в первую очередь, способность к созданию новых идей, умение отойти от готовых стереотипов, найти новые способы решения проблемы, необычный взгляд на ситуацию.

Мотивация является процессом, включающим множество разных соподчиненных мотивов. Творческая мотивация включает в себя, прежде всего, познавательные мотивы, то есть мотивы, связанные с содержанием обучения, а также мотивация процессом: творческие люди получают удовлетворение от самого процесса решения задачи, независимо от сферы, в которой они работают (наука, искусство). Как отмечают исследователи, наиболее благоприятны с точки зрения развития одаренности доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка.

Важной аспектом мотивации одаренных людей является мотивация достижения успеха, а мотив избегания неудачи, напротив, по многочисленным наблюдениям затрудняет реализацию личностного потенциала.

Отметим еще один существенный аспект мотивации одаренных – это ярко выраженная мотивация самоактуализации, которая становится ведущей у них уже в раннем возрасте. Американский психолог А. Маслоу (50-60 гг.), разрабатывая свою систему мотивации, выделили пять основных групп мотивов:

1. потребность жизнеобеспечения (в еде, во сне, в сексе, в материальной обеспеченности)

2. потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность)

3. потребность социальных контактов (потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе)

4. потребность в признании (в уважении со стороны окружающих и самоуважении)

5. потребность в самоактуализации - это становление человека тем, кем он хочет и может стать, полное раскрытие талантов и способностей личности; реализация творческого потенциала личности: каждый человек талантлив и способен

А. Маслоу описывает основные пути достижения самоактуализации: неравнодушие к себе, самопознание, принятие и гармония со своей внутренней природой; способность к самоуправлению, умение делать адекватный жизненный выбор, умение нести ответственность за свой жизненный путь, отношение к самоактуализации как к образу жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 10402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.