Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономико-математическая постановка задач массового обслуживания

Классификация СМО

Наиболее распространенные в прак­тике типы СМО представлены в виде классификационной структуры на рисунке 5.2.

 

Рисунок 5.2 - Классификационная структура СМО

 

Системы массового обслуживания (СМО) классифицируют­ся по разным признакам.

По числу каналов обслуживания (n) СМО разделяются на одноканальные (n = 1) и многоканальные (n > 2). К одноканальным СМО в торговле можно отнести практически любой ва­риант локального обслуживания, например выполняемый одним продавцом, товароведом, экономистом, торговым аппаратом.

В зависимости от взаимного расположения каналов системы подразделяются на СМО с параллельными и с последовательными каналами. В СМО с параллельными каналами входной поток заявок на обслуживание является общим, и поэтому заявки в очереди мо­гут обслуживаться любым свободным каналом. В таких СМО оче­редь на обслуживание можно рассматривать как общую.

В многоканальной СМО с последовательным расположением каналов каждый канал может рассматриваться как отдельная одноканальная СМО, или фаза обслуживания. Очевидно, выходной по­ток обслуженных заявок одной СМО является входным потоком для последующей СМО.

В зависимости от характеристик каналов обслуживания много­канальные СМО подразделяются на СМО с однородными и неод­нородными каналами. Отличие состоит в том, что в СМО с однородными каналами заявка может обслуживаться любым свободным ка­налом, а в СМО с неоднородными каналами отдельные заявки обслу­живаются только специально для этой цели предназначенными ка­налами, например кассы для оплаты одного-двух предметов в универ­саме.

В зависимости от возможности образования очереди СМО под­разделяются на два основных типа: СМО с отказами обслуживания и СМО с ожиданием (очередью) обслуживания.

В СМО с отказами возможен отказ в обслуживании, если все каналы уже заняты обслуживанием, а образовывать очередь и ожи­дать обслуживания нельзя. Примером такой СМО является стол заказов в магазине, в котором прием заказов осуществляется по телефону.

В СМО с ожиданием, если заявка находит все каналы обслужи­вания занятым, то она ожидает, пока не освободится хотя бы один из каналов.

СМО с ожиданием подразделяются на СМО с неограниченным ожиданием или с неограниченной очередью lоч и временем ожида­ния Точ и СМО с ограниченным ожиданием, в которых накладыва­ются ограничения или на максимально возможную длину очереди (max lоч = m), или на максимально возможное время пребывания заявки в очереди (max Точ = Тогр), или на время работы системы.

В зависимости от организации потока заявок СМО подразде­ляются на разомкнутые и замкнутые.

В разомкнутых СМО выходной поток обслуженных заявок не связан с входным потоком заявок на обслуживание. В замкнутых СМО обслуженные заявки после некоторой временной задержки Тз снова поступают на вход СМО и источник заявок входит в состав СМО. В замкнутой СМО циркулирует одно и то же конечное число потен­циальных заявок, например, посуда в столовой — через торговый зал, мойку и раздачу. Пока потенциальная заявка циркулирует и не преобразовалась на входе СМО в заявку на обслуживание, считается, что она находится в линии задержки.

Типовые варианты СМО определяются также и установленной дисциплиной очереди, которая зависит от преимущества в обслу­живании, т. е. приоритета. Приоритет отбора заявок на обслужива­ние может быть следующий: первый пришел — первый обслужен; последний пришел — первый обслужен; случайный отбор. Для СМО с ожиданием и обслуживанием по приоритету возможны следующие виды: абсолютный приоритет, например для сотрудников контроль­но-ревизионного управления, министра; относительный приоритет, например для директора торга на подведомственных ему предприятиях; специальные правила приоритета, когда обслуживание за­явок оговорено в соответствующих документах. Существуют и другие типы СМО: с поступлением груп­повых заявок, с каналами разной производительности, со смешан­ным потоком заявок.

Совокупности СМО разных типов, объединенные последо­вательно и параллельно, образуют более сложные структуры СМО: секции, отделы магазина, универсама, торговой организации и т. п. Такое моделирование позволяет выявить существенные связи в тор­говле, применить методы и модели теории массового обслуживания для их описания, оценить эффективность обслуживания и разра­ботать рекомендации по его совершенствованию.

 

Правильная экономико-математическая постановка задачи в значительной степени определяет эффективность рекомендаций по совершенствованию массового обслуживания в торговле, в сфере услуг и т.д. В связи с этим необходимо наблюдать за обслуживанием, выявлять сущест­венные связи проблемы, формировать цели и определять экономи­ческие критерии оценки работы СМО. В качестве общего, интег­рального критерия могут выступать затраты, с одной стороны, СМО как обслуживающей системы, а с другой — заявок, кото­рые могут иметь разную базу. Например, для товаров, поступающих в торго­вую сеть, этот критерий связан со временем и скоростью их обраще­ния и интенсивностью поступления денежных средств в банк.

Рассмотрим моделирование СМО в торговле. Оно должно включать анализ затрат времени в процессе обслуживания, например продавцов или населения в актах продажи-покупки товаров. Затем с помощью соответствующих методов и приемов необходимо строить модели свя­зи с другими показателями СМО торговли.

Например, особенностью показателей для СМО с отказами яв­ляется то, что время ожидания заявок в очереди Точ = 0. Поскольку в этом случае существование очереди невозможно, то lоч = 0 и, следовательно, вероятность ее образования роч = 0. По числу заявок k определяются режим работы системы, ее состояние: при k = 0 — простой каналов, при 1<k<n — обслуживание заявок, при k>n — обслуживание и отказ. Показателями таких СМО являются: вероятность отказа в обслуживании ротк, вероятность обслуживания робс, среднее время простоя канала Tпp, среднее число соответственно занятых и свободных каналов Nз и Nсв, среднее вре­мя обслуживания Тобс, абсолютная пропускная способность А.

Для СМО с неограниченным ожиданием характерно, что веро­ятность обслуживания заявки робс = 1, поскольку длина очереди и время ожидания начала обслуживания не ограничены, т. е. фор­мально и . В таких системах возможны следующие режимы работы: при k = 0 наблюдается простой каналов обслужи­вания, при 1<k<n — обслуживание и при k>n — обслуживание и очередь. Показателями эффективности таких СМО являются: среднее число заявок в очереди lоч, среднее число заявок в системе Nсист, среднее время пребывания заявки в системе Tсис, абсолютная про­пускная способность А.

В СМО с ожиданием с ограничением на длину очереди mах lоч = m; если число заявок в системе k = 0, то наблюдается простой каналов. При 1<k<n — обслуживание, при n<k<n+m — обслуживание и очередь и при k > n+m — обслуживание, очередь и отказ в обслуживании. Показателями эффективности таких СМО являются вероятность отказа в обслуживании ротк, вероятность обслуживания робс, среднее число заявок в очереди lоч, среднее число заявок в системе Nсист, среднее время пребывания заявки в си­стеме Tсис, абсолютная пропускная способность А.

В процессе постановки задачи необходимо раскрыть взаимо­связи показателей эффективности СМО, которые по своей базовой принадлежности можно разделить на две группы, которые образуют две совокупности.

Первая группа показателей связана с издержками обращения торговли Сио, которые определяются числом занятых обслужива­нием каналов, затратами на содержание СМО, интенсивностью обслуживания, степенью загрузки каналов, эффективностью их использования, пропускной способностью СМО и т.п.

Вторая группа показателей определяется издержками соб­ственно заявок Сиз, поступающих на обслуживание, которые обра­зуют входящий поток и связаны с такими показателями, как длина очереди, время ожидания обслуживания, вероятность отказа в об­служивании, время пребывания заявки в СМО и др.

Обобщенным показателем эффективности СМО, включающим требования и возможности обеих групп, может быть крите­рий экономической эффективности, включающий как издержки обращения Сио, так и издержки заявок Сиз, которые будут иметь оптимальное значение при минимуме общих затрат С. На этом основании целевую функцию задачи можно записать так: С = (Сио + Сиз) → min.

Поскольку издержки обращения включают затраты, связанные с эксплуатацией СМО (Сэкс) и простоем каналов обслуживания (Спр), а издержки заявок включают потери, связанные с уходом необслуженных заявок (Снз) и с пребыванием в очереди (Соч), то целевую функцию можно переписать с учетом общих показателей таким образом:

 

. (5.9)

 

В зависимости от поставленной задачи управляемыми показателями могут быть: количество каналов обслуживания, организация кана­лов обслуживания (параллельно, последовательно, смешанным образом), дисциплина очереди, приоритет в обслуживании заявок, взаимопомощь между каналами и др. Часть показателей в задаче фигурирует в качестве неуправляемых, они обычно являются исход­ными данными. Следует заметить, что в качестве критерия эффек­тивности в целевой функции может быть товарооборот торгового предприятия или, например, рентабельность. Тогда, очевидно, оптимальные значения управляемых показателей СМО находятся уже при их максимальном значении и необходимо соответствующим образом провести преобразования целевой функции.

После построения целевой функции необходимо определить условия решения задачи, т. е. найти ограничения, установить ис­ходные значения показателей, выделить неуправляемые показатели и построить или подобрать совокупность моделей взаимосвязи всех показателей для анализируемого типа СМО, чтобы в конечном итоге найти оптимальные значения управляемых показателей, на­пример, количество продавцов, кассиров, грузчиков, фасовщиков, объемы складских помещений, размещение товаров в торговом зале и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о системах массового обслуживания (СМО) | Особенности и назначение систем сетевого планирования и управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.