Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воздушном транспорте




Первоначального этапа расследования преступлений, совершенных на

Организация и производство отдельных следственных действий

 

Как правило, расследование по уголовным делам на воздушном транс­порте производится бригадой следователей. При этом качество выполнения первоначальных следственных действий во многом зависит от правильного распределения обязанностей среди членов следственной бригады.

Осмотр места авиационного происшествия

Получив сообщение об авиационном происшествии, следует, как можно подробнее выяснить его время и место, тип воздушного суд­на, число пассажиров и членов экипажа, кто пострадал и что про­исходит в данный момент на месте происшествия. Исходя из полу­ченной информации, оперативно решить вопросы:

-о количестве сле­дователей, судебно-медицинских экспертов, других специалистов, необходимых для осмотра;

-о количестве и виде транспорта, кото­рым участники осмотра будут доставлены на место происшествия;

-о получении карты местности и т.д1.

Место авиационного происшествия - это территория, на которой находятся воздушное судно, элементы его конструкции и обломки, груз, багаж пассажиров, а также другие предметы, имеющие к нему отношение, трупы пассажиров и членов экипажа, следы соприкосновения воздушного судна с различными препятствиями (деревьями, строениями и т.д.). Если авиапроисшествие произошло над водной поверхностью или от удара воздушного судна об нее, то местом происшествия будет дно водоема и, в известной мере, его поверхность.

Для квалифицированного осмотра к нему необходимо привлечь специалистов в области авиационной техники, а если авиапроис­шествие связано с человеческими жертвами, то в соответствии с требованиями ст. 58, 177,178 УПК РФ обязательно приглашается спе­циалист в области судебной медицины, а при невозможности его участия - иной врач.

В качестве понятых можно привлечь военнослужащих из оцепле­ния места происшествия, местных жителей, не являющихся свиде­телями (очевидцами) авиапроисшествия, в крайнем случае - ра­ботников авиаотряда, заведомо не имеющих отношения к данному случаю (к подготовке данного воздушного судна к вылету, полету либо посадке, к его последнему техническому обслуживанию).

Перед выездом на место должны быть проверены и приведены в готовность технико-криминалистические средства: поисковые приборы, включая, различные металлоискатели, средства поиска и изъятия следов, аудио- и видеоаппаратура, фотопринадлежности и др.

Осмотр места авиационного происшествия должны проводить работники транспортных прокуратур, которым подследственна дан­ная категория дел. В то же время в соответствии с приказом Гене­рального прокурора РФ от 9 апреля 1996 г. № 24 в чрезвычайных случаях (к которым относятся и авиационные происшествия), при отдаленности специализированных прокуратур, наличии других объективных причин, препятствующих своевременному производ­ству неотложных следственных действий, эти действия выполняет территориальная прокуратура с последующей передачей всех мате­риалов соответствующему специализированному прокурору.

Как показывает практика, осмотр места происшествия и другие первоначальные следственные действия по делам об авиапроисше­ствиях проводят работники транспортных прокуратур при активной помощи (на протяжении нескольких дней) территориальных про­куратур. При этом необходимо проследить, чтобы работники терри­ториальной прокуратуры, проводившие следственные действия, были включены в состав следственной группы либо их участие в рассле­довании должно быть оформлено отдельным поручением. Практи­чески во всех случаях к проводимым органами транспортной мили­ции оперативно-розыскным мероприятиям подключается территориальная мили­ция.

Факторы, обусловливающие специфику осмотра ме­ста авиационного происшествия:

а) как правило, обстановка места происшествия изменяется до его осмотра (в ходе спасания раненых, тушения пожара, извлече­ния трупов и т.д.). В связи с этим к осмотру необходимо приступать немедленно, несмотря на темное время суток и неблагоприятные погодные условия;

б) осмотр производится одновременно с комиссией, проводящей служебное расследование. Данное обстоятельство, в какой-то мере затрудняющее работу следователя, в то же время дает ему воз­можность на месте консультироваться со специалистами, пользо­ваться составляемыми комиссией кроками, что облегчает изготов­ление схемы места происшествия, и т.д.;

в) большие размеры территории, подлежащей осмотру;

г) значительное число пострадавших и погибших, обширные разрушения на земле (строений, сооружений и т.д.);

д) зачастую труднодоступность места происшествия (удаленность от населенных пунктов, расположение в лесу, болоте и т.д.).

По прибытии на место авиационного происшествия необходимо:

а) убедиться в том, что приняты все необходимые меры по ликвидации последствий катастрофы или аварии (помощь пострадав­шим, тушение пожара и т.д.), и при необходимости организовать помощь пассажирам и членам экипажа;

б) проверить, организована ли охрана места происшествия;

в) принять меры к удалению посторонних лиц;

г) принять меры к установлению очевидцев авиационного про­исшествия;

д) принять срочные меры к сохранности наземных средств объективного контроля (магнитных лент наземных диспетчерских магни­тофонов, фотопленок фоторегистратора на пункте диспетчера по­садки и т.д.).

До прибытия комиссии по расследованию авиапроисшествия ос­мотр производится статическим методом. Для этого необходимо за­фиксировать (описать, сфотографировать и произвести видеосъем­ку) объекты осмотра, не изменяя их положения. Должны быть при­няты все меры к точной фиксации объектов, в особенности в тех случаях, когда возникает необходимость незамедлительно изменить их первоначальное положение (спасание раненых, уборка трупов и обломков воздушного судна с транспортных магистралей и т.д.).

Осмотр места авиационного происшествия является первооче­редным и необходимым следственным действием. При осмотре не­обходимо:

а) наметить примерные границы территории, которую нужно осмотреть;

б) произвести общее ознакомление с данной территорией (при ее обширности это осуществляется как с земли, так и с воздуха с помощью вертолета или самолета);

в) тщательно осмотреть все без исключения участки территории и имеющиеся объекты, взаимодействуя с рабочими группами слу­жебной комиссии;

г) все обнаруженные предметы (части самолета, обломки и т.д.) точно локализовать и нанести на схему. Если воздушное судно каса­лось деревьев, столбов, строений и др., то нужно зафиксировать повреждения, обращая особое внимание на их высоту и на то об­стоятельство, что в местах повреждений могут быть обнаружены части воздушного судна;

д) произвести ориентирующую, обзорную и узловую фотосъем­ки;

е) в следующей стадии осмотра при необходимости предметы передвинуть, рассмотреть, измерить, описать и сфотографировать;

ж) зафиксировать и изъять следы и иные вещественные доказа­тельства.

В протоколе осмотра места авиационного происшествия должны быть отражены следующие данные:

• координаты места происшествия относительно наземных и географических ориентиров: а) координаты относительно сторон света; б) высота (над уровнем моря); в) расстояние от места происшествия до ближайшего аэродрома (его контрольной точки - КТА), города или железной дороги;

• направление движения воздушного судна;

• окружающая местность (лес - хвойный, лиственный, сме­шанный, поле, гористая местность и т.д.; в гористой мест­ности с помощью геодезистов установить высоту места па­дения над уровнем моря, отметить наивысшие точки, ука­зать их местонахождение) и разрушения на ней, произве­денные воздушным судном. Если в районе места происше­ствия имеются водные пространства (реки, водоемы и т.п.), то следует по возможности и с помощью водолазов проверить, не упали ли в воду отдельные части воздушного суд­на;

• следы соприкосновения воздушного судна с землей (обра­тив особое внимание на следы первого такого соприкосновения). На основании этих следов (на земле, деревьях, кустах, зданиях, возвышающихся над землей предметах, линиях электропередачи и т.п.) и картины разброса обломков определяются траектория полета, положение воз­душного судна в момент удара, скорость при ударе о зем­лю. Следует учитывать, что детали воздушного судна могут застрять в стволах деревьев, находиться вблизи места пер­вого соприкосновения с препятствием, а также по направ­лению его движения;

• месторасположение и состояние воздушного судна либо его частей и агрегатов (планера, шасси, кабины экипа­жа, двигателей, органов управления, контролирующих приборов, средств объективного контроля и др.). При этом особое внимание должно быть уделено, во-первых, каби­не экипажа, где необходимо описать приборные доски, щитки, пульты управления - положение переключателей, тумблеров, органов управления, показания прибо­ров и т.д.; во-вторых, месту обнаружения и состоянию средств объективного контроля - аварийных самописцев и бортового магнитофона;

• местонахождение трупов пассажиров и членов экипажа или их частей, а также их положение и состояние;

• местонахождение и состояние предметов, не являющихся частью воздушного судна (груза, вещей пассажиров и чле­нов экипажа, документов, оружия и др.);

• метеоусловия на время осмотра (в ходе следствия необходи­мо также выяснить метеоусловия в момент летного происшествия и в промежутке между ним и осмотром).

Важно понять, что следователь не сможет составить такое же подробное описание фрагментов конструкции воздушного судна, как служебная комиссия. Поэтому следует определиться, что нужно лишь упомянуть в протоколе осмотра, а что описать подробно. Для этого необходимо постоянно анализировать собранные доказатель­ства и консультироваться со специалистами.

Осмотр следов соприкосновения воздушного судна с землей

В первую очередь необходимо выявить следы первого соприкосновения воздушного судна с землей с целью определения, какой частью воздушное судно коснулось земли. На основании этих следов (на земле, деревьях, кустах, зданиях, возвышающихся над землей предметах, линиях электропередач и т.п.) и картины разброса обломков специалистами устанавливаются: траектория полета; направление и угол падения; положение воздушного судна в момент удара; скорость падения перед ударом о землю.

Эти следы, равно как и основная воронка, должны быть сфотографированы и указаны в протоколе осмотра, где необходимо отразить также вид следа (борозда, вмятина и т.д.), размеры следа (длина, ширина, глубина), расстояние до центра места происшествия (воздушного судна, воронки и т.д.).

Осмотр материальной части воздушного судна

Включает в себя осмотр: планера воздушного судна; шасси; кабины экипажа; органов управления воздушным судном; двигателей; топливной системы и маслогидросистемы; воздушного винта; узлов подвески двигателей и крепления гондол; противопожарной и противообледенительной систем, а также по необходимости выкладку воздушного судна.

При осмотре манера воздушного судна:

- определить те участки, узлы и элементы, разрушение которых не является следствием удара воздушного судна о землю;

- выяснить, с чего началось разрушение (планер, двигатели), для установления причины авиационного происшествия;

- установить на внутренней и внешней облицовке воздушного судна и на элементах конструкции, обломках возможные следы взрыва по следующим характерным признакам: локальному закопчению отдельных поверхностей, которые по внешним признакам не подвергались воздействию пожара; виду повреждений (осколочного типа), представляющих собой множество вмятин и пробоин на сравнительно небольшом участке поверхности пассажирских салонов, кабины экипажа, багажного отделения; вкраплению в деформированные от взрыва поверхности инородных частиц металла и других твердых материалов;

- установить с целью оценки возможного обледенения воздушного судна в полете наличие льда на поверхности крыла и мотогондол;

- выявить следы возможного пожара в воздухе по: наличию следов расплавленного металла (металлизация, или шоопирование), расположенных по потоку на элементах планера и наружных корпусах двигателей; отсутствию копоти на участках, закрытых другими элементами конструкции до ее разрушения при общей законченности всего фрагмента (например, под местом крепления оторванных стрингеров в месте их соединения с обшивкой); наличию продуктов сгорания в глубоких складках обшивки, образовавшихся при разрушении конструкции при ударе; оплавлению элементов, изготовленных из жаропрочных материалов; прогару элементов конструкции с образованием свисающих оплавлений или наплывов; наличию четких линий растрескивания лакокрасочного покрытия на деформированных участках (противоположные признаки указывают на возникновение пожара в воздухе).

При осмотре шасси установить:

- выпущено или убрано было шасси во время полета - для выдвижения версии о намерениях экипажа производить или не производить вынужденную посадку;

- положение шасси при ударе о землю - путем исследования механизмов выпуска и уборки шасси, замка, подъемников или силовых цилиндров с целью установления с помощью специалистов по характеру деформации или разрушения узлов и деталей шасси возможное положение воздушного судна в момент, предшествовавший удару.

При осмотре кабины экипажа:

- отметить состояние органов управления и приборов непосредственно перед ударом, это поможет установить пилотирующего воздушное судно члена экипажа, по каким приборам производилось пилотирование, все ли системы, обеспечивающие безопасность полета, были включены;

- определить характер повреждений приборов (аэронавигационных, контроля работы силовых установок и др.). Показания приборов сфотографировать, записать в протоколе. Приборы, исправность которых вызывает сомнение, необходимо изъять для дальнейшего исследования (обычно это делает ведомственная комиссия);

- определить и зафиксировать положения рычагов управления двигателями и кранов подачи топлива, тумблеров, кнопок, рукояток управления различными системами воздушного судна (закрылками, шасси, триммерами, рулями и т.д.);

- выяснить: положение автоматов защиты сети, установленных на специальных щитах; состояние обогрева, вентиляции и системы герметизации кабины; различных люков; систем противообледенительного устройства; характер повреждений кресел и привязных ремней членов экипажа; состояние органов управления автопилотом (включен, выключен);

- осмотреть корпус кабины (фонарь) и выявить возможные пробоины, образовавшиеся в результате выстрелов как извне (с земли, в воздухе), так и изнутри самой кабины. В случае значительного или полного разрушения воздушного судна организовать розыск приборов пли их частей (шкал) для определения по положению стрелок или их отпечатков на шкалах режимов работы систем воздушного судна.

При осмотре органов управления воздушным судном:

- зафиксировать и сопоставить с соответствующими показаниями контрольных приборов в кабине экипажа угол установки стабилизатора, положения триммеров и закрылков (предкрылков);

- отразить состояние и затем передать на исследование специалистам качалки, тяги, тросы, ролики, гидроусилители и другие детали и узлы для определения правильности сборки, достаточности смазки, отсутствия заклинения;

- осмотреть и направить на исследование электродвигатели управления триммерами рулей и элеронов, определить, по возможности, отклонение триммеров в момент удара воздушного судна о землю.

При осмотре двигателей:

- определить состояние и общий характер внешних повреждений двигателя, установить, являются ли эти повреждения результатом удара о землю (иные препятствия) или они произошли в воздухе во время полета;

- зафиксировать место обнаружения двигателей (или их частей), состояние (обгорели, заклинены, разрушены, турбины вращаются свободно), характер внешних повреждений и указать, в какую организацию направлен двигатель на исследование. Разборка (даже частичная) на месте происшествия не только затруднительна, но и нежелательна.

При осмотре топливной системы и маслогидросистемы:

- обратить внимание на трещины, разъединения, признаки коррозии, возможные течи и другие дефекты в топливопроводах от баков к двигателям, топливным насосам и т.д.;

- обнаруженные на фильтрах какие-либо химические и механические отложения подлежат дальнейшим исследованиям;

- проверить и зафиксировать в протоколе осмотра, имеется ли горючее, масло и гидросмесь в баках и маслогидросистемах, если есть, то определить и зафиксировать их качество;

- пробы топлива отбираются для анализа в жестяные банки (контейнеры) объемом не менее двух литров. Стеклянные и пластмассовые емкости нежелательны (стекло пропускает свет, который неблагоприятно воздействует на некоторые виды топлива, а пластмасса может абсорбировать топливо);

- определить и отразить состояние, характер повреждений насосов, трубопроводов, гидроусилителей, гидроаккумуляторов, гидравлических баков, цилиндров.

При осмотре воздушного винта:

- осмотреть и подробно описать состояние лопастей винтов (скрученные, сломанные, неповрежденные), направление и характер изгибов, так как по изгибу лопастей, разрушению валов и следам на земле можно установить, произошел ли изгиб во время удара о землю (иное препятствие) при остановившемся или работавшем двигателе, а также сделать вывод о том, как работали двигатели до момента удара воздушного судна о землю.

При осмотре узлов подвески двигателей и крепления гондол:

Определить и зафиксировать характер повреждений для последующей технической экспертизы о причинах авиационного происшествия, произвести фотосъемку.

При осмотре противопожарной и противообледенительной системы:

- обратить внимание на системы, обеспечивающие автоматическое срабатывание огнетушителей, характер их повреждений и сами огнетушители (разряжены, разрушены, смяты и т.д.);

- зафиксировать положение кранов подачи топлива в двигатели (закрыты или открыты), состояние противопожарной системы (включена, выключена);

- установить, в каком виде находится противообледенительная система (включена, выключена), какие повреждения имеются в ней и ее управляющих агрегатах.

Эти факты помогут определить:

- включалась ли в аварийной обстановке противопожарная система;

- не произошло ли срабатывание огнетушителей от удара воздушного судна о землю или от воздействия огня;

- где случилось срабатывание огнетушителей (пиропатронов) - в воздухе или на земле.

Выкладка элементов воздушного судна:

После определения местоположения, состояния и характера повреждений обнаруженных обломков и частей и их фиксации для облегчения детального осмотра материальной части воздушного судна целесообразно произвести выкладку конструкции воздушного судна из обломков (панели крыла, хвостовое оперение, органы управления, проводка управления) по местам, которые они занимали в воздушном судне до разрушения. Цель выкладки — выявить недостающие детали, уточнить характер повреждений, связь между обломками или частями конструкции. Следователю желательно присутствовать при выкладке элементов воздушного судна, производимой комиссией по расследованию авиапроисшествия, зафиксировав в протоколе сам факт выкладки, а при необходимости и ее результаты, и приложив к протоколу видеозапись процесса выкладки и фотоснимки выложенной конструкции воздушного судна. В требуемых случаях следователь сам проводит выкладку с участием специалистов либо экспертов (например, при проведении взрыво-технической, пожарно-технической экспертизы).

Особое значение для расследования авиапроисшествий имеют записи средств объективного контроля: бортовых самописцев, фик­сирующих параметры полета и магнитофонов, фиксирующих внутрикабинные переговоры и радиообмен между экипажем и службой движения. Их обнаружение и изъятие производится совместно с чле­нами комиссии и обязательно фиксируется в протоколе осмотра. Носители информации передаются членам комиссии для расшиф­ровки и по окончании служебного расследования приобщаются к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

Самописцы регистрируют аналоговые параметры (величина ко­торых изменяется во времени, например, обороты двигателя, поло­жение руля высоты) и разовые команды (логические «да» и «нет», например, «шасси выпущено», «пожар двигателя»).

Основное отличие осмотра трупов на месте авиационного про­исшествия («криминального» осмотра) состоит в том, что надо искать следы, позволяющие обнаружить преступника (отпечатки пальцев, следы обуви и т.д.). Кроме этого основным является — собрать материалы, необходимые для проведения опознания погибших; оп­ределиться с числом погибших и установить их личности. Нередки случаи, когда люди меняются документами и авиабилетами, поэто­му сплошь и рядом установление личности погибших — серьезная проблема для следствия. Судебно-медицинская экспертиза назовет причины их гибели.

В протоколе должны быть зафиксированы следующие сведения:

• в какой части воздушного судна обнаружен труп;

• пол и примерный возраст;

• особые приметы на теле погибшего (родинки, родимые пятна, прижизненные ампутации, рубцы, зубные и иные протезы, уродства, татуировки и т.д.);

• предметы одежды и обуви (вид, цвет, фасон, повреждения, метки и т.д.);

• содержимое карманов одежды погибшего и его багажа (осо­бенно предметы, имеющие индивидуальные признаки: до­кументы, удостоверяющие личность, авиабилеты, багажные бирки и др., дарственные надписи, штампы, метки, драгоценности, бумаги и т.п.);

• наличие, расположение, вид и характер повреждений, име­ющихся на трупе или его частях.

Учитывая, что детальный осмотр трупов на месте происшествия затруднителен из-за наличия значительного числа людей и боль­шого объема различных работ, целесообразно ограничиться фик­сацией места обнаружения трупа, его позы, примерного возраста и пола, наружной одежды, после чего, маркировав трупы (напри­мер, привязав бирки), провести более подробный осмотр в морге. Следует также иметь в виду, что практически в каждом случае рас­следования данной категории дел возникают существенные труд­ности при установлении личности (опознании) каждого погибше­го и выдаче их тел родственникам. Поэтому крайне важно прини­мать исчерпывающие меры к сохранности одежды или ее фрагмен­тов, предметов, обнаруженных в одежде либо на трупах, учиты­вая, что все эти предметы могут быть предъявлены родственникам погибших для опознания, если опознать сам труп затруднительно либо невозможно.

Практически по всем случаям авиационных катастроф соответ­ствующие специалисты осматривают воздушное судно и элементы его конструкции для обнаружения следов возможного взрыва. Тем не менее, следователю нужно знать, что о взрыве могут свидетель­ствовать: локальное закопчение отдельных поверхностей, которые по внешним признакам не подвергались воздействию пожара; повреждения осколочного типа, представляющие собой множество вмятин и пробоин на сравнительно небольшом участке поверхнос­ти пассажирских салонов, кабины экипажа, багажного отделения; вкрапление в деформированные от взрыва поверхности инородных частиц металла и других твердых материалов.

Следует также знать, что воздушное судно, как правило, после столкновения с препятствиями и частичным разрушением конст­рукции загорается, поскольку топливные баки дают течь, и выте­кающий керосин (у воздушных судов с реактивными двигателя­ми) или бензин воспламеняются от трения конструкций судна друг о друга, о различные препятствия, от искрения электропроводов и т.д. Тем не менее, в ходе расследования необходимо проверить, не возникли пожар в воздухе.

Признаками пожара в воздухе явля­ются: следы расплавленного металла (металлизация), расположенные по потоку обтекающего в полете лета­тельный аппарат воздуха на элементах планера и наружных корпу­сах двигателей; отсутствие копоти на участках, закрытых другими элементами конструкции (до ее разрушения) при общей закопченности всего фрагмента (например, под местом крепления ото­рванных стрингеров в месте их соединения с обшивкой); наличие продуктов сгорания в глубоких складках обшивки, образовавших­ся при разрушении конструкции при ударе; оплавление элемен­тов, изготовленных из жаропрочных материалов.

Иногда важно выяснить, горело или нет в момент удара воздуш­ного судна о землю какое-либо табло (сигнальная лампа) в кабине экипажа. В ряде случаев специальные исследования позволяют отве­тить на этот вопрос, в частности, по характеру деформации нити накаливания. Изгиб лопастей первых ступеней компрессора свиде­тельствует о том, что двигатель в момент удара самолета (вертолета) о землю работал. Все эти, а также другие обстоятельства необходимо выявлять и фиксировать в протоколе осмотра места происшествия.

Осмотр объектов управления воздушным движением

К ним относятся командно-диспетчерские пункты (КДП), ближняя и дальняя приводные радиостанции с маркерами (БПРМ и ДПРМ), глиссадный и курсовой радиомаяки.

Осмотр КДП проводится в случаях, когда авиационному происшествию предшествовали нарушения связи диспетчера с бортами воздушных судов; при неисправностях светового оборудования аэродрома; при наличии данных о плохой работе радиолокаторов, приводных радиостанций и радиомаяков; при расхождениях в показаниях членов экипажа воздушного судна и диспетчеров по вопросам радиосвязи и др.

Осмотру подлежат:

- радиолокаторы, радиопеленгаторы, средства связи и аппаратная, где смонтирована аппаратура, обеспечивающая работу этого оборудования;

- пульт, с которого включаются приводные радиостанции, глиссадный и курсовой радиомаяки, световые сигналы аэродрома, а также аппаратура, обеспечивающая его работу;

- журналы, где фиксируется состояние аппаратуры и оборудования КДП;

- фоторегистратор с целью определения его исправности и выяснения факта его включения перед происшествием, местонахождения фотопленки и наличия с нее фотоснимков. При необходимости пленка и снимки изымаются и приобщаются к делу в качестве вещественного доказательства.

В зависимости от обстоятельств авиационного происшествия следует осмотреть:

- цеха АТБ с имеющимся там оборудованием, агрегатами, запчастями, инструментом, а также документами (формуляры (паспорта); карты-наряды, где записывается перечень работ, которые должны были, быть выполнены и фактически выполнялись при техническом обслуживании воздушных судов, и др.);

- объекты, связанные с заправкой воздушных судов горюче-смазочными материалами (ГСМ) - стационарные установки (если есть);

специальные автомашины или другие заправочные средства; их заборные, фильтрующие и раздаточные устройства; заливные горловины, фильтры и другие механизмы, а также документация по заправке воздушных судов ГСМ.

Может потребоваться осмотр также и иных объектов аэродрома, в частности, объектов метеорологического обеспечения аэропорта с соответствующей аппаратурой, регистрирующей фактическую погоду, и документами (авиационные прогностические карты погоды и различные журналы, где заносятся предупреждения об опасных для авиации явлениях погоды, метеорологическая информация)1.

Особенности осмотра места происшествия в различных случаях

Прежде всего, необходимо:

а) ознакомиться со схемой аэродрома и обратить внимание на состояние взлетно-посадочной полосы (ВПП), рулежных дорожек (РД), по которым следовало воздушное судно к месту исполнительного старта, и мест стоянки (МС) на соответствие их установленным схемам, наличие на них различных следов, в том числе оставленных пневматиками шасси;

б) зафиксировать, если это возможно, ширину отпечатка пневматика каждого колеса и четкость следов, которые могут служить доказательством торможения или заноса колес воздушного судна;

в) установить, нет ли на ВПП, РД и МС каких-либо частей воздушного судна, свидетельствующих о начале разрушения, исследовать их с участием специалистов, зафиксировать месторасположение и состояние обнаруженных предметов;

г) выяснить, нет ли на ВПП, РД и МС следов масла и топлива, которые могут указывать на неисправность систем подачи топлива и различных масляных трубопроводов, описать место обнаружения таких следов, отобрать пробы для последующего исследования с целью определения качества, а также сравнения с топливом, которым было заправлено воздушное судно;

д) в зимнее время проверить, как очищены ВПП и РД от снега, не оставлены ли сугробы, нет ли на них следов касания воздушного судна;

е) обратить внимание на состояние светосигнального оборудования, его исправность, выявить повреждения, нанесенные воздушным судном световому оборудованию.

В случае падения воздушного судна на трассе полета (с высоты эшелона):

Кроме осмотра места падения в данной ситуации следует организовать осмотр местности по ходу полета с использованием вертолета, а также путем прочесывания местности, так как обломки, элементы конструкции воздушного судна, трупы и их части, вещи, груз могут быть отнесены воздушным потоком (отброшены взрывной волной) в случае разрушения воздушного судна в воздухе на значительное расстояние.

Если место происшествия представляет местность, поросшую лесом, то необходимо осматривать деревья и кустарники, на которых можно обнаружить следы падения, отдельные детали, обломки воздушного судна, а также части тел погибших, их одежду, вещи.

В случае падения воздушного судна при посадке:

- определить размеры посадочной площадки, состояние покрытия ВПП и грунта в месте фактического приземления воздушного судна;

- отметить наличие на ВПП и вокруг нее посторонних предметов;

- установив место первого касания воздушным судном земли, выяснить длину пробега (пролета) его после этого, а также длину пробега после окончательного приземления;

- если воздушное судно выкатилось за пределы ВПП и летного поля, то измерить, на какое расстояние, какие имелись препятствия на пути (строения, ямы, холмы, канавы, столбы, линии электропередач, транспортные средства и т.п.). Следы повреждений на этих препятствиях тщательно осмотреть, сфотографировать и зафиксировать в протоколе осмотра. При этом произвести измерение высоты, на которой имеются следы повреждений, для определения угла падения воздушного судна, а также направления его движения;

- отразить месторасположение частей и элементов конструкции воздушного судна в случае его столкновения с препятствием и начала разрушения в воздухе;

- осмотреть автоматику на диспетчерских пунктах аэродрома, а также на дальней и ближней приводных радиостанциях, так как безопасность посадки воздушного судна зависит от правильности функционирования этих объектов;

- зафиксировать ширину отпечатка пневматика каждого колеса, на основании чего можно сделать вывод о значении вертикальной скорости снижения воздушного судна в момент касания земли.

В случае авиационного происшествия с вертолетом:

Прежде всего, следует определить разрушения, которые могли произойти в воздухе, для чего изучить расположение агрегатов, узлов и их обломков на месте происшествия.

Местоположение обнаруженных на месте происшествия частей, элементов конструкции отразить в протоколе, нанести на схематический план места происшествия, установить и зафиксировать характер повреждений материальной части вертолета.

Тщательно осмотреть несущий и рулевой (хвостовой) винты, являющиеся основными источниками вибрации вертолета, которая при определенных условиях может приводить к разрушению различных элементов конструкции.

При осмотре лопастей несущего винта нужно обращать внимание на следующие повреждения:

- трещины, изломы на лонжероне, которые могут носить усталостный характер и располагаются чаще всего в месте какого-либо дефекта материала;

- вспучивание обшивки, смятие замков или стыков отсеков, характерные для разрушения лопастей от действия инерционных сил, как правило, в момент резкого включения трансмиссии;

- значительные деформации, люфты в системе управления несущим винтом, в автомате перекоса и других системах вертолета, которые могут указывать на флаттер - внезапное возникновение в полете резонансных колебаний лопастей, возможное при определенном соотношении аэродинамических и инерционных сил и приводящее к значительным вымахам лопастей из конуса вращения и сильной тряске вертолета.

Рулевой (хвостовой) винт вертолета повреждается в большинстве авиационных происшествий. Связано это с тем, что он расположен на длинной упругой балке и на него действуют значительные усилия почти при любом ударе.

Тщательно осмотреть и зафиксировать состояние органов управления и характер повреждений автомата перекоса (состояние тяг).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.