Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Водном транспорте




Общая характеристика преступлений, совершаемых на

ЛЕКЦИЯ № 3

«ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ»

 

 

План:

§ 1. Общая характеристика преступлений, совершаемых на водном транспорте.

§ 2.Организация и производство отдельных следственных действий при расследовании преступлений, совершенных на водном транспорте.

 

Водный транспорт делится на два вида: внутренний водный транспорт и морской транспорт.

Внутренний водный транспорт (он же - речной) относится к одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в Европейской части России), либо в слабо освоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-восток страны).

Внутренний речной транспорт располагается в основном в течениях больших рек, главное требование, к которым - судоходность.

Внутренние судоходные водные пути относятся к различным речным бассейнам. Преобладающую часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства трех воднотранспортных бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного.

Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей в России в последние десятилетия сокращается и в настоящее время составляет 94 тыс. км. Также падает и доля речного транспорта в. грузообороте, так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального транспорта, и, прежде всего, с железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична - более того, речной транспорт практически превращается в специфический вид технологического транспорта, так как свыше 70% перевозимых им грузов составляют минеральные строительные материалы.

Основным грузом для перевозки речным транспортом является лес. Себестоимость перевозки круглого леса на речном транспорте в несколько раз меньше, чем на железнодорожном. При возможности речные пути максимально используют для транспортировки лесных грузов в плотах. Относительно велики также перевозки нефти, нефтепродуктов и каменного угля.

Морской транспорт играет важную роль в транспортной системе России (о его значении говорит тот факт, что протяженность морских границ России - 44 300 км (общая протяженность - 58 600 км)): он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.

В отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж - плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств - имеет меньшее значение.

Морской транспорт по многим технико-экономическим показателям превосходит другие виды транспорта: морские перевозки на большие расстояния более дешевые; морские суда, особенно танкеры, отличаются самой большой единичной грузоподъемностью, а морские пути - практически неограниченной пропускной способностью; удельная энергоемкость перевозок невелика.

В соответствии с действующим законодательством на органы внутренних дел и внутренние войска МВД России в сфере морской деятельности возложены функции по борьбе с преступностью, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на объектах транспорта. Совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами они участвуют в выявлении и пресечении преступлений, связанных с незаконным оборотом морских биоресурсов, контрабандой, а также в охране Государственной границы Российской Федерации.

В зоне оперативного обслуживания органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) в настоящее время находятся: 33 морских и 63 речных порта; 10 морских и 25 речных пароходств; 18 государственных бассейновых управлений речного транспорта.

Объекты морского транспорта Атлантического регионального направления обслуживаются Западным, Северо-Западным, Азово-Черноморским и Северо-Кавказским УВДТ; Арктическогонаправления– Северным, Северо-Восточным и Сибирским УВДТ; Тихоокеанского направления – Дальневосточным УВДТ; Каспийского направления – Северо-Кавказским и Приволжским УВДТ.

Основные усилия органов внутренних дел на транспорте направлены, прежде всего, на пресечение правонарушений в хозяйственной деятельности и использовании федерального имущества в морских портах Российской Федерации. В рамках работы по декриминализации морских портов Российской Федерации осуществлялась отработка внешнеторговых сделок с целью пресечения фактов контрабандного вывоза стратегически важных сырьевых ресурсов, в том числе нефти, нефтепродуктов, металла, леса, лесопродукции и др., а также попыток контрабандного ввоза на территорию страны товаров народного потребления.

Всего в 2009 году на объектах морского транспорта зарегистрировано 2640 преступлений, что на 1,9% больше, чем в предыдущем году.

Выявлено 1876 преступлений в сфере экономики (+7,9%), в том числе 221 преступление против государственной власти и интересов государственной службы (+56,7%) и 65 преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (+140,7%).

Пресечено 305 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и 104 – в сфере незаконного оборота оружия. У преступников изъято 8,1 кг наркотических средств, 425 единиц боеприпасов, 5 взрывных устройств и 161 кг взрывчатых веществ.

Раскрытие и расследование преступлений, совершаемых на объектах морского и речного транспорта, определяется спецификой осуществляемой на них деятельности. Динамизм развития ситуации обусловлен быстрым изменением обстановки в связи с перемещением транспортных средств, пассажиров, очевидцев преступления, лиц, их совершивших, потерпевших. Все это существенно ограничивает возможности для восстановления обстановки происшествия, сбора и закрепления доказательств, затрудняет формирование свидетельской базы и др.

Органами внутренних дел на водном транспорте обслуживаются порты, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки; находящиеся на их территории предприятия, учреждения и организации, а также судоходная часть их акватории; вокзалы, причалы по обслуживанию грузовых и пассажирских судов в пределах земельных отводов; промысловые суда и другие плавательные средства независимо от портов приписки, находящиеся у причалов и в акватории портов; гидротехнические сооружения с земельными отводами и средства навигационной обстановки в пределах судоходной части морских портов; места хранения и переработки грузов, судоремонтные заводы; плавучие знаки судовой обстановки и др.

Значительное внимание уделяется выявлению, предупреждению, пресечению экономических и налоговых преступлений в сфере добычи, переработки и оборота водных биоресурсов. Решение этих задач возложено на подразделения Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России.

Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами (Пограничная служба ФСБ России, Федеральное агентство по рыболовству Минсельхоза России и др.) ежегодно в рыбодобывающих регионах Российской Федерации проводятся широкомасштабные оперативно-профилактические мероприятия под условным наименованием “Путина”, направленные на выявление и пресечение правонарушений в сфере добычи, переработки и оборота водных биоресурсов.

Важную роль в обеспечении морской деятельности Российской Федерации играют внутренние войска МВД России.

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” (статья 22) морские воинские части (подразделения) являются составной частью внутренних войск. На них возложены следующие задачи:

- обеспечение охраны важных государственных объектов и сооружений на коммуникациях, расположенных в прибрежной части территориального моря Российской Федерации, на реках, озерах, и других поверхностных водных объектах;

- участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств на указанных охраняемых объектах и сооружениях;

- участие в поиске и задержании лиц, противоправным способом проникших на территории охраняемых объектов и сооружений со стороны акваторий, а также покинувших их в сторону акваторий;

- участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка на акваториях водных объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами, определенных перечнем, который утверждается Правительством Российской Федерации;

- оказание содействия пограничным войскам ФСБ России в воспрещении незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации в местах дислокации внутренних войск.

В процессе обеспечения правопорядка на объектах водного транспорта следует учитывать, что он представляют собой весьма специфичную сферу оперативного обслуживания. Данный объект относится к категории высокорисковых, т.е., характеризующихся одновременно потенциальной опасностью и высокой уязвимостью, особенно при совершении актов незаконного вмешательства. Вследствие этого транспортный комплекс служит источником многочисленных техногенных и экологических рисков, а транспортная деятельность представляет собой крайне сложный технологический процесс, строго регламентированный правовыми и техническими нормами. Любые акты незаконного вмешательства в деятельность транспорта вызывают большой общественный резонанс, при этом наиболее их опасными формами выступают террористические акты. Не случайно в последние годы резко обострилась проблема терроризма на транспорте (так называемого «транспортного терроризма»).

В последнее время наметилась тенденция совершения незаконных сделок с объектами водного транспорта. Материальная база крупнейших транспортных предприятий подвергается расхищению и незаконному использованию при попустительстве ответственных лиц. Предметом хищений, совершаемых в сфере морского транспорта и наносящих наиболее значимый ущерб являются: портовое имущество, морские суда, денежные средства, в том числе выделенные из бюджета для модернизации флота, также добытые водные биоресурсы и продукты, изготовленные из них.

Хищения и иные преступления, совершаемые в процессе расчетов по обязательствам. Их объединяет использование фиктивных товарно-транспортных документов с неверным указанием в них объема переданных или выполненных товаров, работ, услуг и их стоимости. Преступления могут совершаться как членами команды судов, так и многочисленными посредниками, обслуживающими объекты морского транспорта (сюрвейторы, шипчандеры, буксировщики).

Хищения, совершаемые в процессе продажи активов под видом неликвидного имущества.

Хищения, совершаемые в процессе смены собственников.

Хищения, совершаемые в процессе использования объектов морского транспорта, находящихся в государственной собственности.

Хищения, совершаемые в процессе использования бюджетных средств. Имеют место злоупотребления руководителей отрасли различного уровня, связанные с хищениями и нецелевым использованием денежных средств, в том числе от сдачи в аренду федерального имущества и выделенных для модернизации флота денежных средств.

К преступлениям, совершаемым на водном транспорте можно отнести и пиратские захваты кораблей. Примером могут послужить недавние захваты кораблей, с последующим требованием выкупа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.