Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследования




Каждая наука, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правиль­ные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.

Методология - это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования.

Теория - это совокупность систематизированных взгля­дов, представляющих собой результат познания и осмысле­ния практики жизни, дающих науке целостные и конкретные представления об изучаемых ею явлениях и процессах.

Обычно различают три уровня методологии любой науки: общая методология,

специальная методология, частная методология.

Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные пред­ставления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и ро­ли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.

Специальная методология, или методология конкретной науки, позволяет послед­ней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, раз­вития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

Частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов, методик и техник исследования кон­кретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа

Под методом обычно понимается основной путь познания того или иного явления, а под методикой - совокупность методических, технических приемов, которые своим своеобразием, последователь­ностью и взаимосвязью модифицируют данный метод. Методики в отличие от метода, который носит более универсальный характер, всегда привязаны к изучению какого-либо конкретного феномена. Под техникой же исследования того или иного явления обычно под­разумевается совокупность специальных приемов для эффективного использования той или иной методики (приемы статистического анализа, приемы контроля надежности информации, приемы изме­рения количественных характеристик и т. д.).

Социальная психология как наука существует в двух ипостасях. С одной стороны, она разрабатывает социально-психологическую теорию, в рамках которой оформляется методологическое и теоре­тическое отношение к изучаемым явлениям и процессам. С другой стороны, она представляет собой сферу социальной практики, в хо­де которой осуществляется деятельность ученых и исследователей по распознанию и измерению социально-психологических фено­менов.

Общая методология отечественной социальной психологии в обобщенном виде строится на понимании того, что:

- окружающий людей мир материален (состоит из материи);

- материя первична, а сознание и психика человека вторичны;

- различные виды материи находятся в непрерывном движении, развитии и взаимодействии;

-движение и взаимодействие материи определяют собой качес­твенные особенности всех общественно-психологических явлений и социальной активности людей;

- взаимодействие - это объективная и универсальная форма дви­жения, развития, определяющая существование и структурную ор­ганизацию любой материальной системы;

- в истории человечества взаимодействие было изначальной фор­мой зарождения и последующего развития всего существования людей как высокоорганизованных живых существ с разветвленной системой различных форм связей между ними и окружающей дей­ствительностью;

В свою очередь специальная методология отечественной соци­альной психологии в результате длительного развития пришла к выводам о том, что:

-в ходе взаимодействия людей, в процессе производства ими ма­териальных благ возникают общественные отношения;

-характер и содержание многочисленных общественных отно­шений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия, теми целями, которые преследуются кон­кретными людьми в его процессе, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе;

- все виды общественных отношений пронизываются в свою очередь психологическими отношениями людей, т. е. субъективны­ми связями, которые возникают в результате их фактического взаи­модействия и сопровождаются уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индиви­дов, в них участвующих;

- как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное сознание людей, представляющее собой отражение их социального бытия, об­щественных и психологических отношений;

- общественное сознание, общественные и психологические от­ношения людей поддаются всестороннему изучению и осмыслению с помощью специальных методов и методик исследования, разра­ботанных социально-психологической наукой.

Частная методология социальной психологии, нацеленная на всестороннее исследование изучаемых явлений и процессов, обычно использует следующие основные методы: наблюдение, экспери­мент, метод анализа документов, обобщение независимых характе­ристик, анализ результатов деятельности, опросы, тестирование, социометрию

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюде­ние бывает житейским и научным, включенным и невключеным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, но­сит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию ре­зультатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение преду­сматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном - этого не требуется.

Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешатель­ство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психоло­гических явлений и процессов. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых опре­деляются инструкцией; естественным, когда изучение осуществля­ется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; форми­рующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод анализа документов обычно представляет собой про­цесс осмысления информации о конкретных социально-психоло­гических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литера­туре). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирает­ся на методику контент-анализа.

Метод обобщения независимых характеристик предполага­ет выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психоло­гических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников.

Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности, в которых во­площаются творческие силы и способности людей.

Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкрет­ные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирова­ние), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавли­вается личный контакт с испытуемыми.

Анкетирование делится на прессовое, когда вопросник пуб­ликуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на эти вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания, почтовое, при котором анкеты рассыла­ются по почте согласно адресам подписчиков или адресной книге ДЭЗа, и раздаточное, предполагающее личную раздачу и сбор ис­следователем вопросов. Первый вид анкетирования наиболее деше­вый, но и менее эффективный (3-5%). Второй предполагает уже 10-25% возврата анкет. А третий является наиболее предпочтитель­ным, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%.

Тестирование - метод, во время применения которого испытуе­мые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Социометрия - метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-роле­вых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоот­ношений; формальных и неформальных лидеров и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связей между ними. Социометрия предполагает проведение опроса всех членов груп­пы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе).

Кроме основных социальная психология использует также до­полнительные методы, к которым обычно относятся приемы и спо­собы обработки и анализа результатов ее исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, тех­ники компьютерной обработки данных и др.).

Аппаратур­ные методы (методики) исследований, предполагающие эф­фективное использование технических устройств - аппаратов, с по­мощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления; б) снимаются показания о проявлении изучаемых харак­теристик и в) фиксируются и частично подсчитываются результа­ты исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.