Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология исследования психологии больших социальных групп




В широком смысле структура общественной психологии включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека.

Можно выделить две части общественной психологии:

- динамические ее элементы. Это эмоциональная сфера: в нее
входят потребности, интересы, настроения - все то, что обычно и называют «настроением умов и чувств»;

-более устойчивые образования. Это психический склад: к нему можно отнести социальными национальный характер, нравы, привычки, обычаи, традиции, вкусы и т.п.

Наиболее сложным вопросом, касающимся анализа больших социальных общностей, является вопрос о количественном определе­нии понятия «большая группа». Чисто количественного определения этого понятия не существует, есть только эмпирическое представление о больших группах:

- большая группа - это случайно, стихийно возникшая, доста­точно кратковременно существующая общность (толпа, публика, ауди­тория);

- социальная группа, сложившаяся в процессе исторического разви­тия общества, занимающая определенное место в системе обществен­ных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем дол­говременном существовании (класс, нация, народность, демографи­ческая группа);

- большая группа - это количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, на­циональность и др.;

- большая группа - это значительная по количеству, сложноорганизованная общность людей, вовлеченных в некоторую обществен­ную деятельность (например, коллектив предприятия или учреждения).

Для больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, значимые с точки зрения социально-психологического ана­лиза и отличающие их от малых групп: в больших группах существуют специфические регуляторы соци­ального поведения, которых нет в малых группах. Это - нравы, обы­чаи и традиции.

Единство особенностей жизненной позиции той или иной большой группы со специфическими моделями поведения образуют образ жизни такой группы.

В социально-психологическом плане образ жизни больших соци­альных групп представляет собой особые формы общения, особый тип социальных контактов между членами такой общности. В рамках опре­деленного образа жизни приобретают особое значение интересы, цен­ности и потребности, наличие специфического языка (в том числе его превращенной формы в виде жаргона), свойственного профессиональной либо какой-то иной группе.

Общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолюти­зировать. Каждый тип этих групп обладает своеобразием. Сходные условия существования определенной группы влияют на сознание ее представителей двумя путями:

- через личный жизненный опыт каждого члена группы, опреде­ляемый социально-экономическими условиями жизни всей группы;

- через общение, большая часть которого происходит в опреде­ленной социальной сфере с четко выраженными чертами данной группы.

Для социальных психологов интерес вызывает следующий вопрос: каким образом психологические характеристики большой группы соотносятся с сознанием каждой отдельной личности, в большую группу входящей? В самом общем виде ответ на этот вопрос выглядит так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам. Однако эти характеристики отнюдь не представляют собой сумму черт, свойственных каждой личности

Богатство методик изучения различных социально-психологичес­ких процессов в малых группах отчетливо контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования групп больших. Это порождает предположение о том, что психология больших групп не поддается научному анализу. Даже отсутствие традиции в подобного рода исследованиях подтверждает справедливость такого предполо­жения.

У социальных психологов нет и тени сомнения в том, что без психологии больших групп сама наука остается неполной, что социально-психологический анализ больших социальных трупп - «ключ» к познанию психики индивида. Тем не менее, реальность такова, что психология больших групп - наименее разработанная тема как на общетеоретическом, так и на операциональном уровнях исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.