Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности этнических групп




Особенности психологии классов.

Следует отметить высокую степень сложности раскрытия вопроса об особенностях психологии классов. Это направление пока еще не разработано ни мировой, ни отечественной социальной психологией.

В современной социальной психологии предприняты три основные линии исследования психологии классов:

-выявление психологических особенностей различных конкрет­ных классов, которые существовали в истории и существуют до сих пор. В литературе, преимущественно социологической, раскры­ваются характеристики психологического облика рабочего класса, крестьянства, социальной группы, получившей название «интелли­генция»;

-исследование психологического облика разных классов определенной эпохи. Здесь анализируется взаимосвязь пси­хологических черт разных классов, создающая особый «рисунок» эпо­хи, - этот путь также в большей мере освоен социологией;

- исследование соотношения классовой психологии и психологии отдельных членов класса как частного случая проблемы соотношении психологии группы и индивида, включенного в данную группу.

Структуру общественной психологии классов составляют следую­щие ее важнейшие элементы.

Классовые потребности - один из наиболее значимых элементов сферы общественной психологии. Классовое положение определяет некоторый объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, поэтому классовое положение зада­ет и определенную структуру потребностей, относительное психоло­гическое значение и удельный вес каждой из них. Классовое положе­ние индивида задает определенным образом иерархию его деятельностей, что и обусловливает структуру его потребностей.

Классовые интересы. Их конкретное содержание также задается всей системой отношений, в которую данный класс включен. Социаль­ной психологии важен вопрос о том, как классовый интерес, формируемый на уровне всей общности, определяет поведение каждого отдельного представителя класса. Не менее важна для социальной психологии и проблема взаимоотношений и взаимодействия в переплетении различных интересов, поскольку любой представитель класса одновременно является и членом другой социальной группы.

Классовые чувства - это определенные характеристики эмоцио­нальных состояний, свойственных классу, в первую очередь именно чувства, а также и другие проявления эмоциональной сферы. Мировая литература, как художественная, так и профессиональная, полна опи­саний совершенно конкретных проявлений психологического облика классов, особенно таких двух его антиподов, как рабочий класс и буржуазия. Отечественная литература и советская идеология активно разрабатывали два понятия, имевших отношение к классовым чувствам, - классовую ненависть и классовую солидарность.

Классовый характер - понятие практически не разработанное. Обычно в литературе речь идет о социальном характере. Считается, что социальный характер проявляется в типичном устоявшейся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях и отличает представителей одного класса от представителей других классов.

Значимыми регуляторами поведения классов могут служить и такие психические образования, как привычки, обычаи и традиции, в сово­купности представляющие образ жизни класса, но не исчерпывающие его. Социальная психология, исследует доминирующий образ поведения основной массы представителей того или иного класса в типичных ситуациях повседневной жизни. Привычки и обычаи складываются под влиянием определенных жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения.

Этнические группы являются, как и классы, большими социаль­ными группами и оказывают свое значимое воздействие на исто­рический процесс. Самые распространенные формы этнической общности - нации, народности, национальные группы. Структура психологии этнической группы состоит из тех же элементов, которые свойственны структуре общественной психологии любой большой группы. Чаще всего психология этнических групп исследуется как пси­хология наций.

В соответствии с традицией, сложившейся в социальной психо­логии больших групп, психологии этнических общностей различают две стороны:

-наиболее устойчивую часть: психических склад, это - нацио­нальный или этнический характер и темперамент, традиции и обычаи.

- эмоциональную сферу: национальные или этнические чувства.
В реальных обществах в любой группе людей переплетаются национальные и социальные характеристики. Любая черта из выделенных в национальных характерах различных группе не может быть жестко привязана только к данной нации. Каждая из таких черт, строго говоря, является общечеловеческой. Правильнее говорить не столько о каких-то наборах черт, сколько о степени выраженности той или иной черты: немецкая пунктуальность и аккуратность, английская чопорность, итальянская экспансивность, испанская гордость, американский практицизм и оптимизм: как любят говорить амери­канцы, «В Бога мы веруем, остальное - наличными» или «Американец улыбается даже тогда, когда его везут в морг», и т.д. и т.п.

Ряд исследователей считает, что, в отличие от элементов об­щественной психологии классов, в этнических группах иногда фикси­руются такие элементы психического склада, как темперамент и спо­собности. Однако этот вопрос в социальной психологии не решен однозначно. Другие исследователи вообще отрицают правомерность постановки проблемы темперамента и способностей для различных этнических групп.

Важной характеристикой психологии этнических групп является относительность психологических различий между группами.

Лекция 10. Психология масс как стихийных социальных групп.

1. Масса и ее психологические характеристики.

2. Вождь и масса: проблема власти и социального лидерства.

3. Психология массы: проблема социального влияния.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.