Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Масса и ее психологические характеристики




Первое представление о понятии «массы» связывают с интерпре­тацией 3. Фрейда, который считал массу сообществом людей, где существует либидонозная привязанность и к вождю (лидеру), и между индивидами. По Фрейду, «первичная масса» - это масса, имеющая вождя и не обладающая качествами индивида. Это какое-то количест­во индивидов, которые сделали своим «Я-Сверх» один и тот же объ­ект и оттого в своем «Я» идентифицировались между собой. Фрейд ввел понятие и массы гомогенной - массы психологической, состоя­щей из однородных индивидов.

Необходимо различать «массу» и «толпу» как самостоятельные стихийные социальные группы. Ближе всего к этой трактовке подошел Г. Блуммер, давший сущностные признаки массы.

Масса обладает статистическим характером общности. Это означает, что данная общность совпадает с множеством дискретных «единиц» и не представляет собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих ее элементов.

Масса - статистически вероятностная общность. Это означает, что вхождение индивидов в данную общность носит неупорядоченный, случайный характер. Такая общность практически всегда отличается открытыми, размытыми границами, неопределенным количествен­ным и качественным составом.

Масса - общность, отличающаяся ситуативным характером. Это означает, что она образуется и функционирует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможна вне ее.

Масса почти всегда является неустойчивым образованием, меня­ющимся от случая к случаю, от одной конкретной ситуации к другой.

Масса - общность выражение гетерогенная, т.е. разнородная. Она откровенно внегрупповая или межгрупповая. В подобной общности разрушаются границы между всеми существующими социальными, демографическими, политическими, региональными, образова­тельными и иными группами.

Масса имеет ряд отличительных черт:

-ее члены могут занимать различное общественное положение, происходить из любого слоя общества;

- она может включать людей с различными классовыми позициями, отличающихся друг от друга по профессиональному признаку, культурному уровню и материальному состоянию;

- масса является анонимной группой или, точнее, состоит из анонимных индивидов;

-между членами массы почти нет взаимодействия и обмена пе­реживаниями;

- обычно члены массы физически отделены друг от друга и, бу­дучи анонимными, не имеют возможности «толочься», как это делают люди в толпе;

- масса имеет очень рыхлую организацию и неспособна действо­вать согласованно и едино, что отличает толпу;

-масса лишена черт общества или общины; у массы нет ни социальной организации, ни обычаев и традиций, ни организованных установок.

Психологические характеристики массы состоят в следующем:

Масса импульсивна, изменчива. Ею руководит почти исключительно бессознательная сфера. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть благородными или жестокими, героическими или трусливыми. Однако они настолько повелительны, что побеждают личное, даже инстинкт самосохранения.

Масса ничего не делает преднамеренно. Если даже она страстно чего-нибудь хочет, то все-таки это продолжается недолго. Она не способна к длительному проявлению чувства, не выносит никакой отсрочки между своим желанием и осуществлением его. У нее есть чувство всемогущества.

Масса чрезвычайно легко поддается внушению. Она легковерна. Она лишена критики. Чувства массы очень просты и чрезмерны. Масса не знает ни сомнений, ни колебаний и немедленно переходит к самым ' крайним действиям. Высказанное подозрение превращается у нее в неопровержимую истину, зародыш антипатгии - в дикую ненависть.

Масса - раздражительна. Склонная ко всему крайнему, возбуждается чрезмерными раздражениями. Чтобы увлечь массу, нужно обращаться не к разуму, она лишена его, а к воображению.

Масса никогда не знает жажды истины. Она требует иллюзий, от которых не может отказаться. Ирреальное всегда имеет у нее преимущество перед, реальным. Несуществующее влияет на нее столь же сильно, как и существующее. Не логика правит массой, а легенда. Не наука способна завоевать массу, а мифы, которые создадут для нее. Мифы легко запомнить. Они апеллируют к чувствам плебса

2. Вождь и масса: проблема власти и социального лидерства.

Одним из первых психологов, обративших внимание на го, что массе требуется вождь, был 3. Фрейд. Он выдвинул гипотезу о том, что в основе связей, которые объединяют массу, лежит идентификация ребенка с отцом - самая ранняя и самая первоначальная форма эмоциональной связи. По Фрейду, отождествление членов массы с вождем происходит из семейных отношений, а преклонение перед «отцом народов» имеет самую непосредственную связь с детскими «комплексами», На вожде, как считал Фрейд, проецируется бессознательный образ праотца, он (вождь) делается как бы «живым Богом», а масса слишком часто действует «по-детски», вопреки собственным интересам.

Всякой мощной связи между элементами массы («мы») необходим противостоящий им объект, противник - «они», будь он действитель­ным или воображаемым. Любому вождю требуется не просто подчерки­вать братские отношения между членами ведомой им массы, он должен поддерживать атмосферу страха перед какими-то могущественными внешними силами, направлять на «них» агрессивное влечение членов массы.

Вождь не придумывает идеи, он просто отражает желания, потребности, верования и эмоции толпы. Затем, подчинив себе массу, вождь сам становится для нее зеркалом, в котором масса узнает саму себя. И власть вождя над массой сохраняется до тех пор, пока толпа узнает себя в своем властелине.

Вождь, по мнению Тарда, – организующее, цементирующее ядро массы, он – ее центр. Для того, чтобы внушение посредством имитации происходило более успешно, необходимы вожди второго плана, выступающие в качестве опосредующего звена между верховным вождем и массой. Общество, следовательно, предстает в виде пирамиды, вершину которой занимает главный вождь, ниже находится группа вождей-посредников, а основание образуют массы.

Логика существования массы следует простой схеме: вождь задает образец, который тут же подхватывается, имитируется, распространяется. Исключительно важную роль здесь играют средства массовой информации, особенно современные. В результате происходит стереотипизация поведения тысяч и даже миллионов людей. Возникает единообразие мыслей, чувств и верований, заимствованных у вождя.

Рассмотрим психологический портрет вождя.

1) смелость, упертость, зашоренность, настырность. Вожди пишет Лебон, были людьми ограниченными, религиозные - фанатичными безумцами веры, прозорливость - вредные качества для вождя, так как ведут к сомнениям и бездействию.

2) высокая самооценка. Вождь должен превозносить и любить себя, быть о себе исключительно высокого мнения. Это необходимо не только ему самому, но и массе, так как самовлюбленный, величественный вождь вызывает любовь, уважение и восхищение толпы, дает ей возможность любить и уважать саму себя восхищаясь вождем, масса восхищается сама собой. И чем величественнее вождь, тем величественнее самоощущение массы.

Масса нуждается в повышении своей самооценки, в укреплении собственной гордости. Любой ценой, даже парадоксальным образом, ценой индивидуального, личного унижения (самые жестокие, бесчеловечные тоталитарные режимы – Гитлера, Сталина, Муссолини, Франко, Салазара всегда опирались на поддержку масс, которые получали, благодаря идентификации со своим вождем, возможность ощущать себя великими, исключительно всемогущественными и беспощадными).

.Жестокость, в которой массы испытывают потребность, вызывает в них не только священный ужас, но восхищение, любовь и обожание. Смысл террора – в раздувании авторитета вождя, а следовательно, и в повышении самооценки массы.

3) авторитет. Под авторитетом Лебон понимает некий таинственный знак, некую отметину или стигму, выделяющую вождя из массы. Говоря об этом же явлении, Макс Вебер называет его харизмой, т. е. особой благодатью, которая завораживает людей, очаровывает, вызывает восхищение и гипнотизирует. Вождь, обладающий авторитетом или харизмой, действует на массы просто самим фактом своего существования.

Авторитет, согласно Лебону, может быть двух видов: авторитет должности и происхождения (правящая династия, благородная фамилия и т. д.) и авторитет личности.

Необходимо развивать, поддерживать, постоянно заботиться о его сохранении и приросте.

Важным условием развития и сохранения авторитета служит тайна, которая должна окутывать личность вождя. Тайна, в свою очередь, поддерживается с помощью социальной дистанции, которая устанавливается между вождем и массой. Сущность авторитета вождя в том и состоит, чтобы создавать иллюзии и препятствовать массам видеть вещи в реальном свете. По многим причинам, благодаря фигуре вождя, мир вокруг становится иллюзорно-красочным и эмоционально-насыщенным. Под влиянием иллюзий авторитет вождя укрепляется, становится общепризнанным, то есть не оспариваемым никем. Это важное условие, поскольку, как верно указывает Лебон, оспариваемый авторитет - уже не авторитет.

Истинный вождь хочет "всего лишь" признания и известности. Но это "всего лишь" обеспечивает ему славу, бессмертие имени, возможность господствовать над жизнью, чувствами, душами живущих и даже еще не родившихся людей.

Все это ему может дать только масса, поскольку без нее не бывает ни вождей, ни их могущества, ни их славы. Следовательно, и вождь не в меньшей мере нуждается в массе чем масса в нем самом.

С точки зрения психологии масс, вождь и масса образуют сложное психическое единство, порождающее феномен своеобразного социального симбиоза.

4. Психология массы: проблема социального влияния

Тард и Лебон первыми заметили социальную тенденцию массовизации общества и предсказали появление массовой культуры и массового общества. Исходным моментом массообразования, с точки зрения психологии масс, является чувство одиночества, которое в современном обществе во все возрастающем масштабе испытывают индивиды.

Чувство одиночества влечет индивида в массу, которая дает ему возможность забыться, действовать бездумно, бессознательно. Масса обеспечивает ему чувство слитности с другими, а значит и ощущение своей значимости и могущества, но уже не в качестве "Я", а в качестве "Мы". Избавляя человека от необходимости думать, масса тем самым избавляет его от всякого чувства ответственности (деиндивидуализация человека в массе).

В социальной психологии исследованы следующие механизмы социального влияния:

1)Гипноз и заражение. До открытия Лебоном феномена гипноза в массах гипноз рассматривался учеными лишь как средство индивидуального терапевтического воздействия. Согласно Фрейду, в массе осуществляется двойной гипноз: вождь гипнотизирует массу, а члены массы - друг друга.

Если воспользоваться схемой, предложенной 3. Фрейдом для объяснения действия гипноза в массе, то можно предположить, что две составляющие массового транса распределяются следующим образом: внушение производит вождь, заражение производит масса. Заражение ведет к тому, что чувства и поведение индивидов стереотипизируется, они начинают подражать друг другу, копировать один другого.

Массообразование, согласно Лебону, подчиняется следующей логике:

1. Утрата сознательной личности (отсутствие рассуждения и воли).

2. Господство коллективного бессознательного (унаследованные от предков инстинкты, желания, верования), проявляющее себя в воображении, галлюцинациях и иллюзиях.

3. Внушение - влияние вождя.

4. Заражение - влияние членов массы друг на друга.

5. Вследствие этого - поляризация чувств и помыслов в едином направлении. Усиление эмоционального накала.

6. Все это приводит к превращению чувств, переживаний и идей в немедленные действия

Демагогия. Лебон считает, что слова, обращенные к массе, должны быть неопределенными, неясными. Например, такие слова, как свобода, демократия, социализм, равенство, братство, завораживают. Наиболее эффективно убеждают решительные, безапелляционные, краткие, позитивные (без сомнений), повелительные, энергичные – одним словом, впечатляющие утверждения

Повторение. Благодаря повторению утверждение проникает в бессознательное, где берут начало мотивы поступков и действий. Повторение приводит к тому, что утверждаемые мнения начинают жить самостоятельной жизнью, утрачивают авторство и обретают статус общеизвестной, само собой разумеющейся истины, то есть элемента коллективных верований, а следовательно, и автоматических реакций, благодаря многократному повторению каких-либо высказываний, у людей появляется ощущение упорядоченности, предсказуемости понятности мира.

Лекция 11. Психология стихийных социальных групп: психология толпы

1.Понятие толпы.

2.Классификация толпы.

3.Психологические свойства толпы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.