КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика логической аргументации
Аргументация, по одному из определений, данных X. Перельманом, состоит в приведении доводов с целью доказать справедливость определённого тезиса, то есть утверждения, точки зрения, положения. Формой логической аргументации является доказательство - «рассуждение; устанавливающее истинность какого-либо утверждения путём приведения других утверждений, истинность которых уже доказана», например: Кашалот является млекопитающим, поскольку кашалот —-это кит, а все киты относятся к млекопитающим. В композиционном отношении любое доказательство, при всём разнообразии конкретных форм его выражения, обязательно распадается на две части, каковыми являются тезис и подтверждение. По свидетельству Диогена Лаэрция ещё Зенон Элейский, определил аргументацию как «совокупность посылок и вывода»: Наиболее полезна, по их [стоиков] словам, наука об умозаключениях. Суждение есть совокупность посылок и вывода, а умозаключение — умственное заключение из суждений. Доказательство есть рассуждение, достигающее менее понятное через более понятное. Тезис [греч. 'утверждение, положение'] - «предположение, для доказательства которого, у нас есть довод», например: Кашалот является млекопитающим. Под тезисом понимают также суждение или точку зрения как предмет аргументации, тему обсуждения, спора или повествования. Подтверждение [лат. 'обоснование'], или верификация - часть, содержащая аргументы: поскольку кашалот — это кит, а все киты относятся к млекопитающим. - Процедура приведения доводов в подтверждение тезиса называется обоснованием. Аргументы представляют собой положения, на которые опирается доказательство и которые подтверждают истинность тезиса, содействуют его убедительности. К числу аргументов принято относить всё то, что ни у кого не вызывает сомнений и не требует никаких предварительных конвенций и доказательств, а потому, образует, по терминологии Хейма Перельмана, «точку согласия» и «отправную точку» аргументации. Чарльз Хэмблин характеризует с точки зрения приемлемости не только аргументы, но и все остальные, компоненты структуры доказательства, постулируя следующее:
1. Аргументы должны быть приемлемы. 2. Переход от аргументов к выводу (демонстрация) должен быть приемлем. 3. Вывод должен быть таков, чтобы при отсутствии аргументов он не мог быть приемлимым. Последнее положение, восходящее к «Топике» Аристотеля, нацелено на то, чтобы с возможно большей чёткостью показать, что в роли вывода (тезиса) не должна выступать аксиома, то есть общепринятое утверждение; иначе говоря, вывод (тезис) обязательно должен нести новую информацию. С. Тулмин подчёркивает, что первичная функция подтверждения — ответ на несогласие оппонента с представленым тезисом: «Эта функция, несомненно, первична; все остальные функции аргументов вторичны по отношению к оправдательной и паразитируют на ней». Отсюда, определение аргументации как «ответа на критическую реакцию оппонента. При формулировке тезиса традиционно используются две процедуры: 1. Выявление и уточнение предмета спора. Уточнение тезиса производится путем установки возможных пунктов разногласия с последующей редукцией (лат. «возвращение») – последовательным устранением второстепенных пунктов с целью поиска главного пункта разногласий, так называемой контроверзы (франц. «борьба мнений»). Для наиболее сложных случаев, которые характерны для судебных разбирательств, когда позиции пропонента и оппонента несовместимы, предусмотрена особая процедура установления и уточнения тезиса. Эта процедура получила наименование стасиса (греч. «точка зрения, несогласие», букв. «устанавливание»). Для уточнения тезиса (предмета спора) следует задать четыре вопроса: 1. Действительно ли существует проблема? (предположение) 2. В чём она состоит? (определение) 3. К какому роду вещей она принадлежит? Насколько она серьёзна? (характеристика) 4. Находится ли её решение в нашей компетенции? Можем ли мы её решить (компетенция).
В современной теории аргументации понятие стасиса именуется сферой разногласий, установление и уточнение такой сферы считается отправной точкой дебатов. Стасис может показать оппонентам, в чём состоят их разногласия и выявить общие позиции. 2. Чёткое, то есть ясное и однозначное определение исходных терминов, производимое в соответствии с так называемым требованием определённости тезиса. Неясность и неопределённость ключевых терминов ведут к бесплодным спорам и потере времени; особенно это относится к научным дискуссиям. При рассмотрении доказательства, внимание уделяется и его приёмам. Приёмами доказательства являются а) апелляция к фактам и б) апелляция к аксиомам. Рассмотрим эти два приёма и некоторые их технические разновидности. А) Опора на факты представляют собой данные реальность, которых подтверждена: 1. Фотографиями, видеосъёмкой. 2. Показаниями независимых свидетелей – непредвзятых и незаинтересованных, то есть объективно настроенных третьих лиц. Апелляция к таким свидетелям именуется аргументом к свидетельству. К числу фактов принадлежат и вещественные доказательства, которые называют немыми свидетелями. Приём использования фактов для доказательства или опровержения называется аргументом к реальности. Аргументация же, основанная на реальных фактах – ретродукцией, или аргументацией a posteriori (лат. «на основании опыта, исходя из полученных ранее данных»). Сила аргументативной тактики a posteriori отражена в пословице: «Факты – упрямая вещь», эту же истину гласит и максима римского права:: «Против факта нет доказательства». Факты и свидетельские показания иногда, в соответствии с античной и средневековой традицией, именуют эвиденцией (лат. «очевидность»), внешними аргументами, или естественными доказательствами (это те способы убеждения, по мнению Аристотеля, которые не нами изобретены, но существовали раньше помимо нас: свидетели, показания, данные под пыткой, письменные договоры и т.п.). Внешние аргументы противопоставляются внутренним, или искусственным доказательствам, которые могут быть созданы нами с помощью метода и наших собственных средств. Первыми из доказательств нужно только пользоваться, вторые нужно предварительно найти.
Аргументация, не основанная на фактах, называется априорной (лат. a priori «до опыта»), или бездоказательной. Пример априорного утверждения: «Дипломная работа не может быть допущена к защите, поскольку её концепция лишена логики». Утверждение о том, что та или иная концепция лишена логики, нуждается в доказательстве, а следовательно, не может претендовать на статус факта. Обоснованное обвинение в априоризме, то есть в отсутствии фактуальной базы, способно разрушить любую теорию и концепцию. Б) Апелляция к аксиомам. Диоген Аполлонийский утверждал, что приступая ко всякому рассуждению, следует за основу взять нечто бесспорное, а в изложении быть простым и строгим. Бесспорным и выступает аксиома. В настоящее время принято членить аксиомы на два класса: 1. Общеизвестные истины – утверждения, не требующие ни проверки, ни подтверждения, так называемые общеизвестные факты. Например, «арбуз – это ягода». 2. Общепринятые ценности данного общества – моральные аксиомы (неписанные «общие законы»). Моральные аксиомы бывают двух классов: а) общие, то есть универсальные; б) частные, характерные для определённых социальных групп и кланов: имущественных, религиозных, национальных, криминальных и др. Примеры моральных аксиом: «Частная собственность неприкосновенна», «Человек имеет право на самозашиту» и т.д. Моральные аксиомы, а значит, правила и законы в различных обществах аврьируются, то есть носят идиоэтнический характер. Одна и та же аксиома может быть выражена разными и даже диаметрально противоположными предписаниями или законами, а может быть и вовсе не кодифицирована.
Интерес представляет и моральная аргументация, которая варажается доводом к морали, или апелляция к совести. Довод к морали, представляет собой приём аргументации, апеллирующей к моральным аксиомам, а именно, к общепринятым правилам поведения и нравственным принципам. За такими правилами и принципами стоят законы и обычаи данного общества; апелляция к закону именуется доводом к закону. Апелляции к морали и закону лежат в основе похвалы и обвинения – противоположных по своей оценочной направленности речевых актов, характеризующих нравственный облик человека. Моральная аргументация (этическая), становится более действенной в случае присутствия свидетелей. Она нередко применяется в сочетании с доводом к пафосу. Данная мощная комбинация может быть нейтрализована аргументацией к сущности (рациональный аргумент). Доказательство, посредством которого выясняется ложность тезиса, называется опровержением, или деструктивной аргументацией, например: «Акула – это рыба. Следовательно, акула не является млекопитающим». Опровержение, а также процесс критики чужих и защиты своих доводов считаются сутью и основой любой дискуссии. Аргументы могут подтверждать не только истинность тезиса, но и его ложность. В этом плане аргументация может быть определена как оценка определенных идей с целью отнесения их к разряду истинных или ложных. Основными тактиками логического доказательства и логического опровержения являются: 1. Прямое доказательство, когда подыскиваются только такие аргументы, которые служат лишь поддержке определённого тезиса и из которых данный тезис непосредственно вытекает. Например: «Прилагательное в словосочетании золотые волосы метафорично» (тезис), поскольку «оно допускает замену сравнением: желтые, как золото, волосы» (аргумент, подтверждающий истинность тезиса). Удачное обоснование собственного тезиса неизбежно ведет к косвенному опровержению тезиса противника. Защита собственного тезиса – лучшая форма опровержения тезиса противника. При косвенном опровержении аргументация является конструктивной, однако она не затрагивает противоположных идей и мнений, а для формирования глубоких знаний и устойчивых убеждений наряду с позитивными знаниями требуется и критический элемент – убедительная демонстрация несостоятельности альтернативных концепций. Надо понимать, что критический анализ альтернативной концепции уместен лишь в то случае, если она того достойна. 2. Прямое опровержение состоит в критике рассуждений противника, собственный же тезис при этом не затрагивается и не доказывается. Все силы уходят на борьбу с оппонентом, и в этом состоит слабая сторона прямого опровержения. При прямом опровержении, пропонент находится в плену у интересов противника, позволяет ему навязать тему полемики и, в итоге, оказывается в ситуации, когда вместо развития собственных взглядов разбирают чужие и обсуждают то, что занимает противника. Выделяют три способа прямого опровержения: -- критика тезиса; -- критика аргументов (посылок); -- опровержение демонстрации (состоит в критике хода рассуждения, в результате которого тезис логически не вытекает из аргументов) Целью такой критики является доказательство того факта, что демонстрация, связывающая тезис с аргументом, лишена логики. Опровергнуть демонстрацию можно с помощью приёма сведения к абсурду, состоящего в том, что из тезиса противника выводится следствие, противоречащее здравому смыслу.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |