Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разрозненные комментарии и советы




Контрастные цвета от сочетания друг с другом становятся ярче, заметнее один на другом. Один и тот же красный цвет на зеленом фоне смотрится ярко и четко, на оранжевом приглушенно.

Насыщенность и яркость цветов создают иллюзию приближенности или отдаленности предметов. Теплые цвета приближают предметы, холодные удаляют, при этом предмет, окрашенный в теплые цвета, кажется больше своих размеров, а холодные – меньше.

На светлом фоне все цвета темнеют, на темном светлеют. Истинная светлота цвета может наблюдаться только на нейтральном фоне средней светлоты. В зависимости от фона ахроматические цвета приобретают кажущуюся цветность. Так, серое пятно на зеленом фоне приобретает розовый оттенок. Хроматические цвета в окружении цветов высокой насыщенности несколько меняют цветовой тон, например, желтый цвет на зеленом фоне становиться слегка оранжевым, а красный в окружении зеленого - более насыщенным. Например, красная точка на разных фонах. Качество красной точки одно, а зрительное восприятие разное, см. иллюстрации ниже.

светится темнеет тускнеет горит

Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.

Существует понятие краевого контраста т.е. равномерно окрашенная поверхность кажется у края светлее или темнее если она граничит с более темной или светлой поверхностью.

Cоветы

1.Если вы не уверенны в себе, то используйте монохромную гамму, несмотря на легкость это не менее красиво. Со временем вам самому (самой) захочется внести туда какой ни будь контрастный цвет.

2. Если вы используете сочетание ярких цветов ("кислотное"), то постарайтесь все-таки чтобы ваши цвета были хотя бы разные по тону, т.е. один более "черный", а другой "белый" (см. иллюстрацию ниже)

3. Старайтесь не использовать сочетания ярких, "открытых" цветов, если вы претендуете на элитарность вашей работы. Если уж вам так хочется воспользоваться сочетанием синего и желтого, то совсем не обязательно брать (0.0.255) и (255.255.0), простой вариант сделать один из них более темный, посмотрите на иллюстрацию.

В первом варианте цвета открытые и ровные по тону, а во втором более спокойные и разные по тону.

 

 

Эта информация важна при композиционном построении наглядного материала, при выборе цветовых акцентов, при учете психовосприятия и создания необходимого настроения.

Еще одна особенность нашего зрения: если вы долго будете смотреть на зеленый квадрат, а потом закроете глаза – у вас в голове будет мерцать красно-розовый квадрат, так как колбочки, связанные с зеленым цветом утомлены и временно не работают. Умело используя комбинации основных и дополнительных цветов, можно добиться желаемого эффекта.

1.4.5. Психофизиологические особенности восприятия динамического
изображения

Восприятие киноизображения обуславливается физическими особенностями кинематографии и объективными психофизиологическими закономерностями зрения и мозга.

При восприятии киноизображений важную роль играет инерционное свойство зрительного анализатора человека (память зрения), т.е. свойство глаза сохранять зрительное впечатление от объекта в течение некоторого времени (около 0,1 с) после удаления его с экрана.

Психологически впечатление движения создается у зрителя благодаря смене на экране неподвижных изображений, каждое из которых отвечает отдельным фазам развития снятого на пленке явления и события. В нашем сознании, при такой связной системе смены кадров, происходит целостное восприятие изображаемого явления в его непрерывном изменении и развитии.

Сформулируем ряд принципов, позволяющих создать иллюзию движения на экране.

1. Способность человеческого зрения на какое-то время удерживать в своей памяти зрительное впечатление от изображений после их удаления с экрана.

2. Воспроизведение на экране серии статических изображений снятого объекта, где каждое изображение соответствует последовательной фазе движения этого объекта.

3. Прерывистое движение пленки, при котором время смены кадра намного меньше его демонстрации на экране.

4. Ничтожно малое отличие соседних кадров.

5. Отсутствие изображения на экране во время смены кадров.

Таким образом, кинопроекцией называется показ на экране последовательно сменяющихся с определенной частотой кадров кинофильма. Частота проекции для звуковых фильмов составляет 24 кадра/с, немых 16 кадр/с.

Когда в классе выключают свет и ярко вспыхивает экран, у учащихся возникает сильная ориентировочная реакция и резко возрастает активность высшей нервной деятельности. В результате появления качественно новых раздражителей – света экрана, движущегося изображения, голоса диктора и т.д. – происходит торможение предшествующих рефлексов. Новые раздражители вытеснили впечатление от деятельности учащегося до просмотра. Обостряются восприятие, внимание, память. Поэтому даже самые пассивные учащиеся способны быстрее воспринять новое и связать его с уже известным.

Колебания и устойчивость внимания в процессе просмотра фильма зависят от различных причин: характера и скорости поступления информации, обстановки демонстрирования фильма и состояния учащихся (утомления, возбуждения), особенностей подготовительной работы, заданий учителя и т.д. Все это определяет возникновение непроизвольного, т.е. не зависящего от волевых усилий, внимания, необходимого для повышения эффективности всего учебно-воспитательного процесса.

Если учителю, использующему кино или видеофильм, удалось мобилизовать внимание, то его естественный спад (фаза торможения) у младших школьников наступает, в зависимости от сложности материала, через 5–10 мин после начала демонстрирования.

Для правильной оценки эффективности применения динамического изображения важно знать психологические особенности их восприятия. Учитель должен учитывать, с одной стороны, нагрузку фильма как источника информации, а с другой – возможность учащегося усваивать передаваемую информацию. Сложную и очень объемную информацию, превышающую возможности детского восприятия, учащийся не сможет переработать и в результате не получит никакой информации. Максимально усваивается информация фильма тогда, когда найдена правильная (оптимальная) мера между содержанием фильма и возможностями его восприятия.

Часто переоценивают возможности восприятия детей. Это объясняется тем, что учитель не учитывает особенностей детского восприятия экранного изображения. В фильме через двигающиеся изображения сообщается о том, что происходит с объектами и людьми. Перед зрителем проходит ряд изображений объекта, каждое из которых может быть не похоже на другое, хотя все они отображают только один объект. В нашем сознании мы отождествляем эти изображения с реальным объектом. Такое отождествление происходит даже в том случае, если зритель не видел этот объект в реальности. Образ объекта тогда рождается путем сравнения с каким-либо знакомым объектом. В процессе восприятия зритель все время как бы расшифровывает экранное зрелище, узнавая в нем реальные объекты.

Эти психологические особенности восприятия фильма порождают сложную педагогическую проблему: фильм предлагает учащимся информацию в виде экранного образа объекта, а учитель требует от них уже расшифрованной информации о самом реальном объекте. Между тем экранный образ сильно отличается от реального, так как фильм – это только форма отображения действительности. Следовательно, учащиеся должны проделать дополнительную мыслительную работу по воссозданию недостающих звеньев между экранным образом и реальным его воплощением в виде материальной вещи или реального явления.

Поясним это на примерах. Если ребенок видит на экране незнакомых животных, сходных по форме и размеру с уже знакомыми, то он примерно представляет себе это новое животное. Когда же появляется принципиально новое изображение, то учащийся бессилен воссоздать эту новую форму.

Особенно трудно в кино определять размеры, масштаб изображения и отождествлять с действительными. Между тем оценка величины предмета имеет в учебном фильме самостоятельное познавательное значение. Метод сравнения, не опирающийся на знакомые предметы, не всегда приносит желаемые результаты. Объясняется это нахождением предмета изучения в необычной окружающей обстановке, лишающей зрителя возможности сравнения предмета со знакомыми предметами, обычно окружающими его в жизни. Поэтому зритель не справляется с определением истинного размера предмета.

Процесс восприятия экранного зрелища с одновременной его расшифровкой и переводом в сознании в реальные образы воспитывается постепенно, по мере развития ребенка. Таким образом, сознание человека сравнительно медленно формируется для расшифровки динамических экранных изображений.

Рассмотрим процесс киновосприятия.

В темном зале остается освещенным только экран, принудительно привлекающий внимание зрителя быстрой сменой серий контрастных световых изображений. Это вызывает сильное напряжение непроизвольного внимания, концентрирующегося в одной точке яркого экранного пятна. В коре головного мозга вокруг возбужденной области возникает торможение, усиление которого может вызвать сон.

Чтобы повысить активность восприятия, применяют различные формы смыслового движения изображения. В художественном фильме этого достигают его драматургией, а в учебном – специфическими формами подачи материала. И, несмотря на самую совершенную, увлекательную форму преподнесения материала время от времени у зрителя наступают периоды торможения. В такие моменты он не в состоянии воспринимать иногда целые фрагменты фильма.

Как установили психологи, временные пробелы в восприятии содержательных, хороших фильмов даже больше, чем у менее увлекательных. Заметить эти пробелы можно при вторичном просмотре картины. Тогда обнаруживается, что важные моменты фильма не оставили в сознании никакого следа. Особенно это справедливо для учебного фильма. Поэтому следует рекомендовать повторные показы фильма, эффективность которых зависит от объема и качества содержащейся в нем информации. При вторичном просмотре у учителя появляется возможность сконцентрировать внимание на ускользнувшей информации, которую необходимо определять в процессе текущего контроля знаний.

Рассматривая учебный фильм с точки зрения психологии восприятия и воздействия на детей, следует оценивать его как произведение, управляющее вниманием. Если человек воспринимает окружающую действительность в удобном для него порядке, то в фильме вниманием управляет его структура, специально организованная при помощи выразительных средств. Такое управление вниманием, выделение главного изображения осуществляется средствами динамики, композицией кадра и монтажной сменой планов. Из кадра убирают или ослабляют отвлекающее от главного разными способами: соотношением главного объекта и окружающих, различной интенсивностью окраски, выделением цветом и т.д. Но главным приемом остается выбор и смена планов. Чем лучше удается в фильме выделять главный в каждом кадре объект, тем эффективнее фильм управляет вниманием зрителя.

В результате этих приемов взгляд зрителя все время перемещается. Иногда происходит мгновенный переход плана на другое зрелище, как бы после закрытия глаз. Так, наблюдающий за объектом взгляд разлагает его на части, снова собирает, переносится на другой объект, сближает и сопоставляет оба объекта. Фильм монтируют так, чтобы зритель рассматривал кадр, ровно столько времени, сколько необходимо для осознания увиденного.

От степени проникновения учителя в сущность психологических процессов восприятия фильма зависит учебная и воспитательная целесообразность применения фильма, и других динамических изображений, что не может не сказаться на умении организовать работу над учебным материалом, с использованием аудиовизуальных технологий обучения.

Заключение

В лекции рассмотрены предмет и задачи курса «Аудиовизуальные технологии обучения», определено его место в педагогической подготовке будущих учителей. Мы познакомились с основными понятиями курса, получили общие представления об истории становления, современном состоянии и тенденциях развития аудиовизуальных технологий обучения.

Следующая лекция будет посвящена современным аудиовизуальным технологиям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.