Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартизация шлицевых соединений




Шлицевые соединения в сравнении со шпоночными имеют большую нагрузочную способность, обеспечивают высокую точность центрирования и направления.

В зависимости от формы боковой поверхности зубьев применяются: прямобочные, эвольвентные (рис 5.5) и треугольные шлицевые соединения. Выбор посадок и полей допусков шлицевых поверхностей определяется способом центрирования (совмещения осей вала и втулки).

 

Рис. 5.5. Прямобочные (б,в,г) и эвольвентные (д,е) шлицевые

соединения и способы центрирования: б - по внутреннему

диаметру; в – по наружному диаметру; г- по боковой поверхности

 

Центрирование по внутреннему диаметру «d» назначают для подвижных шлицевых соединений при высокой твердости вала и втулки.

Центрирование по наружному диаметру «D» рекомендуется для неподвижных соединений когда втулка термически не обрабатывается, этот способ обеспечивает наименьшую себестоимость деталей.

Центрирование по боковой поверхности «в» обеспечивает равномерное распределение нагрузки между зубьями, но для прямобочным соединений не обеспечивает точной соосности деталей, применяется для передачи знакопеременных нагрузок и реверсивном вращении.

Посадки шлицевых соединений с прямобочным профилем рекомендованы стандартом и принимаются в зависимости от способа центрирования, условий работы соединения, конструктивных размеров. Поля допусков отобраны из полей допусков гладких соединений, Допуски формы и расположения поверхностей не назначаются.

 

Опубликовано 2 июля 2008 г. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ Об обеспечении единства измерений
Принят Государственной Думой 11 июня 2008 года Одобрен Советом Федерации 18 июня 2008 года   Целями настоящего Федерального закона являются: 1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации; 2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений; 3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности; 4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.   Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.   Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные требования и которые выполняются при: 1) осуществлении деятельности в области здравоохранения; 2) осуществлении ветеринарной деятельности; 3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды; 4) осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях; 5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда; 6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта; 7) осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров; 8) выполнении государственных учетных операций; 9) оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи; 10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства; 11) осуществлении геодезической и картографической деятельности; 12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии; 13) проведении банковских, налоговых и таможенных операций; 14) выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям; 15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса; 16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти; 17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора). Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.   Требования к измерениям: 1. Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации. 2. Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений. В остальных случаях подтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений. Сведения об аттестованных методиках (методах) измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими аттестацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. 3. Аттестацию методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.   Требования к единицам величин: 1. В Российской Федерации применяются единицы величин Международной системы единиц, принятые Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованные к применению Международной организацией законодательной метрологии. Правительством Российской Федерации могут быть допущены к применению в Российской Федерации наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин. Наименования единиц величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, их обозначения, правила написания, а также правила их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации. 2. Характеристики и параметры продукции, поставляемой на экспорт, в том числе средств измерений, могут быть выражены в единицах величин, предусмотренных договором (контрактом), заключенным с заказчиком. 3. Единицы величин передаются средствам измерений, техническим системам и устройствам с измерительными функциями от эталонов единиц величин и стандартных образцов.   Требования к эталонам единиц величин: 1. Государственные эталоны единиц величин образуют эталонную базу Российской Федерации. 2. Государственные первичные эталоны единиц величин не подлежат приватизации. 3. Сведения о государственных эталонах единиц величин вносятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. 4. Государственные первичные эталоны единиц величин содержатся и применяются в государственных научных метрологических институтах. 5. Государственные первичные эталоны единиц величин подлежат утверждению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений. 6. Государственные первичные эталоны единиц величин подлежат сличению с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин иностранных государств. Ответственность за своевременное представление государственного первичного эталона единицы величины на сличение несет государственный научный метрологический институт, содержащий данный государственный первичный эталон единицы величины. 7. В Российской Федерации должны применяться эталоны единиц величин, прослеживаемые к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин. В случае отсутствия соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин должна быть обеспечена прослеживаемость средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, к национальным эталонам единиц величин иностранных государств.   Требования к стандартным образцам: 1. Стандартные образцы предназначены для воспроизведения, хранения и передачи характеристик состава или свойств веществ (материалов), выраженных в значениях единиц величин, допущенных к применению в Российской Федерации. 2. В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений применяются стандартные образцы утвержденных типов.   Требования к средствам измерений: 1. В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации. 2. Конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.   Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений осуществляется в следующих формах: 1) утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений; 2) поверка средств измерений; 3) метрологическая экспертиза; 4) государственный метрологический надзор; 5) аттестация методик (методов) измерений; 6) аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.   Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений 1. Тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. 2. Решение об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на основании положительных результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа. 3. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений удостоверяется свидетельством об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений. В течение срока действия свидетельства об утверждении типа средств измерений интервал между поверками средств измерений может быть изменен только федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений. 4. На каждый экземпляр средств измерений утвержденного типа, сопроводительные документы к указанным средствам измерений и на сопроводительные документы к стандартным образцам утвержденного типа наносится знак утверждения их типа. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения этого знака в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции средства измерений не позволяют нанести этот знак непосредственно на средство измерений, он наносится на сопроводительные документы. 5. Испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа проводятся юридическими лицами, аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений. 6. Сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. 7. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку, выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и использование на территории Российской Федерации не предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов и средств измерений, могут в добровольном порядке представлять их на утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений.   Поверка средств измерений 1. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. 2. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. 3. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии. 4. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке. 5. Сведения о результатах поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. 6. Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.   Метрологическая экспертиза 1. Содержащиеся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требования к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений подлежат обязательной метрологической экспертизе. Заключения обязательной метрологической экспертизы в отношении указанных требований рассматриваются принимающими эти акты федеральными органами исполнительной власти. Обязательная метрологическая экспертиза содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений проводится государственными научными метрологическими институтами. 2. Обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов проводится также в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Указанную экспертизу проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. 3. В добровольном порядке может проводиться метрологическая экспертиза продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, в отношении которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная метрологическая экспертиза.   Государственный метрологический надзор 1. Государственный метрологический надзор осуществляется за: 1) соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации; 2) наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений; 3) соблюдением обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения. 2. Государственный метрологический надзор распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих: 1) измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений; 2) выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и применение на территории Российской Федерации; 3) расфасовку товаров. 3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации и продажу, обязаны уведомлять о данной деятельности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному метрологическому надзору, не позднее трех месяцев со дня ее осуществления. 4. Обязательные требования к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения при их расфасовке устанавливаются техническими регламентами. В технических регламентах также могут содержаться обязательные требования к оборудованию, используемому для расфасовки и контроля расфасовки, правила оценки соответствия отклонения количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения, обязательные требования к упаковке, маркировке или этикеткам фасованных товаров и правилам их нанесения. 5. Государственный метрологический надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному метрологическому надзору, а также другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации на осуществление данного вида надзора в установленной сфере деятельности. 6. Должностные лица, проводящие проверку, вправе: 1) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях осуществления государственного метрологического надзора во время исполнения служебных обязанностей; 2) получать документы и сведения, необходимые для проведения проверки. Должностные лица, осуществляющие государственный метрологический надзор, обязаны: 1) проверять соответствие используемых единиц величин единицам величин, допущенным к применению в Российской Федерации; 2) проверять состояние и применение эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям; 3) проверять наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений; 4) проверять соблюдение обязательных требований к измерениям и обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения; 5) проверять соблюдение установленного порядка уведомления о своей деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; 6) соблюдать государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну. При выявлении нарушений должностное лицо, осуществляющее государственный метрологический надзор, обязано: 1) запрещать выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации и продажу предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов или предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов и средств измерений, не соответствующих обязательным требованиям (за исключением выпуска из производства и ввоза на территорию Российской Федерации стандартных образцов или средств измерений, предназначенных для проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа); 2) запрещать применение стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов или стандартных образцов и средств измерений, не соответствующих обязательным требованиям, а также неповеренных средств измерений при выполнении измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений; 3) наносить на средства измерений знак непригодности в случаях, когда средство измерений не соответствует обязательным требованиям; 4) давать обязательные к исполнению предписания и устанавливать сроки устранения нарушений установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований; 5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направлять материалы о нарушениях требований законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений в судебные и следственные органы, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий аккредитацию в области обеспечения единства измерений; 6) применять иные меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Калибровка средств измерений 1. Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут в добровольном порядке подвергаться калибровке. Калибровка средств измерений выполняется с использованием эталонов единиц величин, прослеживаемых к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин, а при отсутствии соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин - к национальным эталонам единиц величин иностранных государств. 2. Выполняющие калибровку средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели в добровольном порядке могут быть аккредитованы в области обеспечения единства измерений. 3. Результаты калибровки средств измерений, выполненной аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, могут быть использованы при поверке средств измерений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений. Аккредитация в области обеспечения единства измерений 1. Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с настоящим Федеральным законом. К указанным работам и (или) услугам относятся: 1) аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений; 2) испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа; 3) поверка средств измерений; 4) обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 2. Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется на основе принципов: 1) добровольности; 2) компетентности и независимости экспертов по аккредитации; 3) применения единых правил аккредитации, их открытости и доступности; 4) обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации; 5) недопустимости незаконного ограничения прав аккредитуемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений для всех потребителей (заказчиков) и на всей территории Российской Федерации.   Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений 1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы, информационные базы данных, международные документы, международные договоры Российской Федерации в области обеспечения единства измерений, сведения об аттестованных методиках (методах) измерений, единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения о государственных эталонах единиц величин, сведения об утвержденных типах стандартных образцов или типах средств измерений, сведения о результатах поверки средств измерений образуют Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем сведений организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений. 2. Заинтересованным лицам обеспечивается предоставление содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений документов и сведений, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной, коммерческой, служебной и (или) иной охраняемой законом тайны такой доступ к указанным документам и сведениям должен быть ограничен. 3. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и предоставления содержащихся в нем документов и сведений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений. Организационные основы обеспечения единства измерений 1. Деятельность по обеспечению единства измерений основывается на законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений и осуществляется: 1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому надзору; 2) подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии; 3) Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, руководство которыми осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений; 4) метрологическими службами, в том числе аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.   Основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому надзору, являются: 1) разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области; 2) организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения единства измерений; 3) реализация государственной политики в области обеспечения единства измерений; 4) координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений; 5) осуществление государственного метрологического надзора и координация деятельности по его осуществлению. Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти осуществляет Правительство Российской Федерации.   Основными задачами государственных научных метрологических институтов являются: 1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения единства измерений; 2) разработка, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин; 3) передача единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин; 4) участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений; 5) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений; 6) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем документов и сведений; 7) участие в международном сотрудничестве в области метрологии. Государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.   Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются: 1) проведение поверки средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации; 2) совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин, используемых для обеспечения прослеживаемости других эталонов единиц величин и средств измерений к государственным первичным эталонам единиц величин. Государственные региональные центры метрологии могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.   Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонных частот, по определению параметров вращения Земли, а также по обеспечению потребности государства в эталонных сигналах времени и частоты и в информации о параметрах вращения Земли.   Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных образцов, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.   Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных справочных данных, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.   Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений 1. Юридические лица, их руководители и работники, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необоснованно препятствующие осуществлению государственного метрологического надзора и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. За нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц не приостанавливает исполнения их предписаний, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Финансирование в области обеспечения единства измерений За счет средств федерального бюджета финансируются расходы на: 1) разработку, совершенствование, содержание государственных первичных эталонов единиц величин; 2) разработку и совершенствование государственных эталонов единиц величин; 3) фундаментальные исследования в области метрологии; 4) выполнение работ, связанных с деятельностью Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; 5) разработку утверждаемых федеральными органами исполнительной власти нормативных документов в области обеспечения единства измерений; 6) выполнение работ по государственному метрологическому надзору; 7) проведение сличения государственных первичных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин иностранных государств; 8) уплату взносов Российской Федерации в международные организации по метрологии; 9) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений; 10) оплату работ привлекаемых на договорной основе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию в области обеспечения единства измерений, экспертов по аккредитации.  

 

 

СЕРТИФИКАЦИЯ

Сертификация продукции и услуг стала обязательной. Она рассматривается как официальное подтверждение качества и во многом определяет конкурентоспособность продукции, а значит и развитие производства, его рентабельность и эффективность.

Термин «сертификация» впервые был сформулирован и определен Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИКО) международной организации по стандартизации (ИСО) и включен в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК2) версии 1982 г. Согласно этому документу, сертификация определялась как действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие ли услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам. Данное определение положено в основу понятия сертификации соответствия, принятого сегодня в системе сертификации ГОСТ в Российской Федерации. В настоящее время под сертификацией соответствия понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Ведущие экономические державы начали развивать процессы сертификации в 20-30-е годы нашего столетия. Сертификация продукции в Российской Федерации, а до этого в ССР, начала развиваться в 1979 г., после постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усиления воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы».

В данном реферате мы рассмотрим правовые аспекты сертификации и аккредитации в Российской Федерации.

 

Сертификация продукции в момент покупки позволяет проверить соответствие товара требованиям стандартов. Сертификация устанавливает,что продукция испытана, проверена достаточно объективно.

Определение понятия «сертификация продукции» было разработано специальным комитетом по вопросам сертификации продукции Международной органиазции по стандартизации (ISO): СЕРТИФИКАЦИЯ СООТВ Етствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том,что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу (ISO).

Законодательная база сертификации Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется иобеспечивается: - законами РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей»; - подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально- экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной сертификации; - Указами Президента и нормативными актами Правительства России(Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг», распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. № 255-р «О программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации» и др.) Нормативно-методическая база сертификации включает: - совокупность нормативных документов, на соответствие требованиякоторых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (примерно 12 тысяч наименований); - комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертификации и комментариев к ним). Структура нормативного обеспечения сертификации представлена на рис.1. Основополагающим документом российской Федерации в областисертификации является Закон «О сертификации продукции и услуг» № 5151-1 от 10 июня 1993 г. В дополнение к нему принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», принятый Государственной Думой 2 июля 1998 года и подписанный Президентом 31 июля 1998 года.

 

Создание правовых основ сертификации в Российской Федерации Во второй половине 1991 года в Российской Федерации проводиласьактивная работа по разработке Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», который был принят Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года. В законе предусматривалась обязательная сертификация товаров (услуг,работ), на которые в законодательных актах или стандартах установленытребования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, а также средств, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья потребителей (п. 5. Ст. 5). Постановлением Верховного Совета «О введение в действие Закона РФ «О защите прав потребителей» пункт 5 статьи 5 Закона, устанавливающий обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), вводился в действие с 1 мая 1992 года. В соответствии с поручением Верховного Совета, правительство приняло постановление от 22 июля 1992 года № 508 «О поэтапном введении в 1992 году обязательной сертификации товаров (работ, услуг)», которым был утвержден Порядок подтверждения безопасности товаров (работ, услуг) изготовителем (исполнителем, продавцом) в 1992 году и номенклатура производимых в Российской Федерации и ввозимых на ее территорию товаров, подлежащих подтверждению сертификации безопасности с 1 сентября 1992 года. В связи с отсутствием аккредитованных органов по сертификации ииспытательных лабораторий (центров) Порядком в 1992 году предусматриваласьупрощенная схема подтверждения безопасности изготовителем товаров (работ, услуг) посредством заявления-декларации. Предусматривалась система контроля, которая должна была обеспечивать изоляцию дефектных товаров, своевременную проверку и аттестацию средств измерений, регистрацию, учет, анализ и профилактику дефектных товаров. На органы государственного контроля возлагалась проверка наличиязаявления-декларации, полноты заявленных требований безопасности,правильности маркировки товаров. В номенклатуру производимых в Росси и ввозимых на ее территорию товаров, безопасность которых подлежала подтверждению с 1 сентября 1992 года, вошли товары для детей, продукты питания, товары народного потребления, контактирующие с пищевыми продуктами и питьевой водой, товары бытовой химии, парфюмерия и косметика, ядохимикаты и т.д. Закон РФ «О защите прав потребителей», установивший обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), поставил новые задачи перед Госстандартом России. 10 июня 1993 года Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» был принят Верховным Советом и стал новым фактором дальнейшего развития сертификации в стране. Более подробно с этим Законом мы познакомимся в следующей главе этой работы. В 1993 году были приняты законы Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» (27 апреля 1993 г.) и «О стандартизации» (10 июня 1993 г.). Они установили правовое, нормативное и метрологическое обеспечение сертификации в стране. Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» сфера государственного метрологического контроля и надзора распространена на обязательную сертификацию продукции и услуг, на испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов (статья 13). Законом РФ «О стандартизации» к нормативным документам постандартизации, действующим на территории страны, отнесены: государственные стандарты РФ международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийский классификаторы технико- экономической информации, стандарты отраслей и др. В целях развития национальной системы аккредитации Госстандартом в рамках государственной системы стандартизации Российской Федерации принят комплекс государственных стандартов «Система аккредитации в Российской Федерации» серии 51000. Приняты также государственные стандарты серии 40000 в области сертификации систем качества и производства. Принятие Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» стимулировало законотворческую работу в области сертификации. В 1993-1998 гг. было принято свыше 30 законодательных актов Российской Федерации по разным отраслям народного хозяйства, в которых вводится обязательная сертификация продукции и услуг. Так, постановлением Правительства от 26 июня 1995 года № 608утверждено «Положение о сертификации средств защиты информации»; Министерством транспорта РФ приказом от 19.07.95 утверждено «Положение о системе сертификации на воздушном транспорте РФ»; Министерством внутренних дел РФ приказом от 28.03.96 утверждены «Правила сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности» и «Порядок сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности в РФ». Закон РФ «О защите прав потребителей» активно работал почти четырегода, а создание в соответствии с ним и другими законодательными актами система сертификации развивается и охватывает все более число сфер экономической жизни страны. Однако опыт практического применения Закона в условиях развивающейся рыночной экономики привел к необходимости его изменения и внесения в него дополнений. Государственной Думой был разработан и принят 9 января 1996 годаФедеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях». Но это тема для отдельной работы. По состоянию на июль 1998 года в Госстандарте России зарегистрировано 15 самостоятельных систем обязательной сертификации однородной продукцииСистемы ГОСТ Р и 82 самостоятельные системы добровольной сертификации продукции и услуг. Деятельность по созданию систем обязательной и добровольной сертификации продолжается. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» Этот Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (например, систем качества предприятий) в российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Он состоит из четырех разделов, объединяющих 20 статей. Приведем выборочный анализ статей данного Закона в силу его важности. Раздел первый «Общие положения». Ст. 1- Ст. 6. Статья 1 «Понятие сертификации» содержит общее определениесертификации продукции и устанавливает цели проведения сертификации. Статья 2 «Законодательство РФ о сертификации» гласит, что отношения в области сертификации регулируются настоящим законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства. Статья 3 «Международные договоры» –указывает на руководствомеждународными правилами сертификации в случаях, когда Россия является участником международных систем сертификации. Статья 4 «Полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации» устанавливает координирующую роль Госстандарта по проведению сертификации как в обязательной, так и в добровольной области. Статья 5 «Система сертификации» определяет понятие и требование ксозданию и регистрации сертификации в России. Статья 6 «Сертификат и знак соответствия» дает определение сертификата соответствия документа, выданного по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Раздел второй «Обязательная сертификация» содержит 10 статей. Статья 7 «Обязательная сертификация» определяет, что данный видсертификации осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ. Статья 8 «Участники обязательной сертификации» определяет участников обязательной сертификации. Статьи 10-13 «Обязанности …» определяет обязанности каждого изучастников обязательной сертификации. Статья 16 «Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору» определяет виды деятельности в области обязательной сертификации, которые должны финансироваться за счет государственных средств. Раздел третий «Добровольная сертификация» включает три статьи. Статья 17 «Добровольная сертификация» указывает на то, что дляпродукции и услуг, которые не подлежат обязательной сертификации всоответствии с действующим законодательством, по инициативе заявителей может проводиться добровольная сертификация в целях подтверждения их соответствия требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов. Статья 19 «Права заявителя» указывает, что при заключении договора напроведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации. Раздел четвертый «Ответственность за нарушение положений настоящего Закона» состоит из одной статьи 20 «Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность». Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность. Нормативно-методическое обеспечение сертификации Проведение и развитие сертификации невозможно без применения большого числа основополагающих документов – правовых, методических, технических. В Российской Федерации более 200 нормативных документов общего назначения, распространяющихся на обязательную и добровольную сертификацию. В дополнение к этому многочисленную нормативно-техническую базу конкретных систем сертификации составляют стандарты (нормы) на продукцию, услуги, методы испытаний, условия хранения и транспортирования и т.д. Государственная система стандартизации (ГСС) в России предполагаетразделение стандартов на категории и виды. Категория определяет сферураспространения стандарта. Государственный стандарт (ГОСТ) обязателен к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями, если область их деятельности попадает под его требования. Обязательная сертификация силу того, что она контролируется государством, проводится, как правило, на соответствие положениям ГОСТов. Отраслевой стандарт (ОСТ) распространяется на конкретную отрасль промышленности и сферы услуг. На соответствии ОСТам может проводиться добровольная сертификация. Стандарты предприятия (СТП) устанавливают требования к методам и процессам, применяемым в органах по сертификации и аккредитации, а также в испытательных лабораториях. В зависимости от содержания различают стандарты на техническиеусловия, технические требования, параметры и (или) размеры, методы ипроцессы, термины и обозначения, документацию. Для стандартов, не относящихся к определенной продукции, в том числе для стандартов общетехнических и организационно-методических, ГСС видов не устанавливается. К таким стандартам относятся стандарты общих норм, методов расчета и проектирования, стандарты систем классификации и документации, стандарты единиц физических величин, общие требования к продукции, поставляемой для различных климатических условий эксплуатации, требований по безопасности, охране природы, сортности продукции и др. Нормативное обеспечение сертификации складывается из двух комплексов документов:-Нормативные документы, содержащие требования к продукции, услугам и другим объектам сертификации и способы подтверждения соответствия этимтребованиям.-Организационно-методические документы, регламентирующие организационные и процедурные вопросы сертификации. Они могут как определять порядок функционирования общероссийских систем сертификации, так и быть документами участников систем сертификации. В зависимости от распространения и применения организационно-методических документов они подразделяются на две группы: общероссийские документы систем сертификации (обязательной, добровольной) и документы участников этих систем. Основой для разработки общероссийских документов по сертификации являются соответствующие законодательные акты и нормативные правовые акты правительства Российской Федерации. Их положения развиваются в общих правилах и рекомендациях, которые разрабатываются специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области сертификации. Основой для разработки систем сертификации является общероссийские документы. Направленность документов устанавливается в соответствии с целями создания системы.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.