Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка и выражение боли

 

В оценку боли (слабая, неприятная, беспокоящая, сильная, невыносимая) разные её компоненты вносят неодинаковый вклад (рис.). Например, при поверхностной боли обычно преобладает сенсорный компонент, при висцеральной – вегетативный. Оценка хронической боли часто решающим образом зависит от аффективного компонента.

Главное в этойоценке — сравнение боли, испытываемой в данный момент с прошлыми видами боли, последствия которых известны. Ощущение измеряется относительно прежних, хранящихся в краткосрочной и долгосрочной памяти, и оценивается в свете накопленного опыта.

Следовательно, такую оценку можно рассматривать как распознающий, т. е. когнитивный компонент боли. В зависимости от результата этого когнитивного процесса боль будет выражаться по-разному (психомоторный компонент): мимикой, стонами, просьбами дать обезболивающее средство и т.п. Когнитивное суждение, вероятно, влияет и на степень проявления аффективного и вегетативного компонентов боли (рис.), которые, таким образом, не только учитываются при ее оценке, но и в свою очередь зависят от результат последней. Мы больше страдаем от боли, которая, по нашему мнению, окажет «важное» влияние на самочувствие, чем от такой же сильной, но привычной и «безвредной».

На оценку боли и ее выражение влияет и ряд других факторов. Например, жалобы человека на боль сильно зависят от его социального положения. семейного воспитания и этнического происхождения. Поведение индейского воина под пытками будет с точки зрения выражения боли совсем иным, чем у южноитальянской домохозяйки с желчной коликой, даже если они испытывают боль одинаковой интенсивности.

 

Кроме того, на оценку боли часто решающим образом влияют обстоятельства, при которых она возникает. Хорошо известно, что солдатам, раненным в бою, нужно гораздо меньше болеутоляющих средств, чем людям, по­лучившим такие же повреждения в гражданской жизни. По-видимому, ожидание отправки домой, и умиротворение оттого, что повезло выжить одному из немногих, значи­тельно ослабляют восприятие боли и заставляют оцени­вать ее как менее сильную ++501+.

 

Однако вопреки ожиданиям обнаружены лишь слабые корреляции между поведением при боли и устойчивыми чертами личности (например, при сравнении экстравертов и интровертов). Предсказать на основе анализа личностных переменных, как человек будет реагировать на боль, в принципе невозможно.

Наконец, следует также указать, что поведенчески и эмоционально нормальные реакции на болевые стимулы, по-видимому, в значительной степени не относятся к врожденным; молодой организм научается им. Если этот опыт не приобретен в раннем детстве, выработать такие реакции позднее очень трудно. Щенки, ограждаемые от вредных стимулов в течение первых восьми месяцев жизни, оказывались неспособными правильно реагировать на боль и в дальнейшем научались этому медленно и несовершенно. Они неоднократно «нюхали» открытое пламя, а на глубокое погружение иглы в кожу отвечали лишь локальными рефлекторными вздрагиваниями. Сходные наблюдения сделаны и на молодых макаках-резусах ++501+.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Моторный | Измерение боли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.