Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На период до 2010 -2015 г.г




Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций

В последнее время в средствах массовой информации и заявлениях официальных лиц часто звучит мнение о необходимости перехода страны на инновационный путь развития. По словам главы Минэкономразвития Г.Грефа: «У нас нет другой альтернативы, как переходить к новой модели развития, опирающейся не на форсированный рост добычи первичного сырья и топлива, а на рост интеллектуального капитала, инноваций, развитие высокотехнологичных обрабатывающих производств, конкурентоспособных на мировом рынке».

К сожалению, сегодняшняя российская наука, также как и высокотехнологичный бизнес за редким исключением не демонстрируют выдающихся результатов. В значительной степени это связано с тем, что последние 15 лет Россия переживала болезненный трансформационный период. Кроме того, сложившаяся в советский период система прикладной науки (при весьма высоком уровне развития) изначально была ориентирована, прежде всего, на нужды ВПК, что также сказалось на ее положении в новых условиях.

К настоящему времени большинство научно-исследовательских организаций не смогли успешно адаптироваться к рыночным условиям. Некоторые количественные индикаторы говорят о серьезном отставании России от развитых и некоторых развивающихся стран. Так, величина затрат в расчете на одного занятого исследованиями и разработками в России в 8 раз меньше, чем в Южной Корее и в 12 раз меньше, чем в Германии, коэффициент изобретательской активности по сравнению с США в России ниже в 10,8 раз.

Поэтому в настоящее время в условиях относительной стабилизации макроэкономических показателей остро стоит проблема реформирования системы образования, науки и стимулирования инноваций.

Для реализации этих целей в конце 2004 г. – начале 2005 г. Министерством образования и науки была разработана Стратегия развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. В стратегии предусматривается 2 варианта развития данной сферы: инерционный и активный.

Как видно из самих названий сценариев развития, каждый из них отличается, прежде всего, активностью государства в области реформирования науки и стимулирования инноваций. Ниже приведены основные целевые показатели инерционного и активного сценариев

Таблица 1- Сценарий развития в области реформирования науки и стимулирования инноваций

  2004г. 2006г. 2010г.
1. Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП      
инерционная динамика 1,35 1,49 1,63
с учетом реализации стратегии 1,35 1,56 2,0
2. Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки (%)      
инерционная динамика 41,7 44,4 45,4
с учетом реализации стратегии 41,7 44,5 55,0
3. Удельный вес затрат организаций государственного сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки (%)      
инерционная динамика 24,2 23,5 23,0
с учетом реализации стратегии 24,2 22.0 18,0
4. Объем инвестиций фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов (млрд. руб.)      
инерционная динамика 9,0 13,0 31,0
с учетом реализации стратегии 9,0 25,0 125,0
5. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций (%)      
инерционная динамика 11,0 12,2 14,0
с учетом реализации стратегии 11,0 13,6 20,0
6. Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций (%)      
инерционная динамика 28,0 33,0 40,0
с учетом реализации стратегии 28,0 35,0 60,0

 

Для достижения данных целевых индикаторов активный сценарий предполагает проведение комплекса мероприятий по следующим основным направлениям:

· формирование благоприятного налогового режима и таможенной политики;

· совершенствование законодательной базы в области защиты и использования интеллектуальной собственности, венчурного инвестирования;

· реформирование и поддержка системы высшего образования, фундаментальных и прикладных исследований;

· создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику.

Для реализации активного варианта стратегии потребуется выделить 789,5 млрд. руб., из которых:

· 577,6 млрд. руб. – средства федерального бюджета;

· 55,1 млрд. руб. – средства бюджетов субъектов РФ;

· 156,8 млрд. руб. – средства из внебюджетных источников.

Кроме того, в рамках системы управления реализацией Стратегии предполагается создать Координационно-экспертный совет, в состав которого будут входить ученые и специалисты в соответствующих областях, представители бизнес-сообщества и федеральных органов управления. Основными исполнителями стратегии выступят Минобразования, Минэкономразвития, Минпромэнерго, отраслевые ведомства.

Министерством образования и науки Российской Федерации (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1) утверждена Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.

 

Паспорт Стратегии  
1. Описание системной проблемы  
Текущая ситуация Главная системная проблема и цель реализации Стратегии Обоснование уровня решения системной проблемы Ожидаемые результаты реализации Стратегии Критерии и индикаторы решения системной проблемы    
2. Выбор направления решения системной проблемы  
2.1. Инерционный сценарий 2.2. Активный сценарий    
3. Распределение ответственности по реализации Стратегии  
   
4. Решаемые задачи  
4.1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства 4.2. Создание эффективной национальной инновационной системы 4.3 Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок 4.4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций      
5. Этапы и сроки реализации Стратегии  
   
6. Финансирование Стратегии в области развития науки и инноваций  
   
7. Порядок мониторинга выполнения Стратегии и контроля хода ее реализации  
   
ПРИЛОЖЕНИЯ  
Приложение 1. Различные модели развития национальной инновационной системы и особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах  
Приложение 2. Целевые показатели и их обоснование  
Приложение 3. Совершенствование системы статистических показателей инновационного развития  
Приложение 4. Характеристика отдельных инструментов реализации Стратегии  
Приложение 5. Реформирование законодательства Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности  
Приложение 6. Комментарии по отдельным направлениям повышения результативности сектора исследований и разработок  
Приложение 7. Перспективный облик государственного сектора науки  

 

Паспорт Стратегии

 

Наименование Стратегии Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года
Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Стратегии протокол заседания Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 г. № 24; поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № МФ-П13-4480; поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № МФ-П13-40пр; выписка из протокола заседания Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2005 г. ПП-48-1
Разработчик Стратегии Министерство образования и науки Российской Федерации
Системная социально-экономическая проблема, решаемая Стратегией Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.
Цель Стратегии Целью реализации Стратегии является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии, целевые индикаторы Создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке. Создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран. Технологическая модернизация экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий.   Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются: 1. Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 г. и до 2,5% в 2015 г., при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015 г. 2. Укрепление престижа российской науки, усиление притока молодых кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет возрастет до 36% к 2016 г. 3. Повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности: увеличение коэффициента изобретательской активности (4,0 к 2011 г. и 5,5 к 2016 г.), увеличение удельного веса нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (к 2011 г. до 15 % и к 2016 г. до 30%). 4. Устойчивый рост малых инновационных предприятий (с ежегодным приростом их числа до 85 к 2011 г. и до 120 к 2016 г), при этом ежегодный прирост рабочих мест в малых и средних предприятиях технологического профиля составляет не менее 10% в год. 5. Повышение инновационной активности в экономике: удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем их числе достигнет 15% к 2011 г. и 20% к 2016 г., при этом объем собственных затрат российских компаний на НИОКР растет не менее чем на 10% в год в сопоставимых ценах. 6. Рост удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции (к 2011 г. – до 15%, к 2016 г. – до 18%), так и в экспорте промышленной продукции (к 2011 г. – до 12%, к 2016 г. – до 15%).
Задачи Стратегии Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства. Создание эффективной национальной инновационной системы. Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.
Сроки и этапы реализации Стратегии 2006-2015 гг. Первый этап: 2006-2007 годы; второй этап: 2008-2010 годы; третий этап: 2011-2015 годы.
Перечень целевых программ и основных мероприятий Реализация действующих федеральных программ: федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы. (в редакции, постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. №540); федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2002-2006 гг.; федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Разработка и реализация новых программ: федеральная целевая программа «Научно-технологическая база России» на 2007-2012 годы; федеральная целевая программа «Трансфер двойных технологий»; ведомственная целевая программа «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня»; ведомственная целевая программа «Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России» на 2007-2009 годы; ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)»; ведомственная целевая программа «Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования на 2007-2009 годы»; федеральные целевые программы технологического профиля по следующим направлениям: развитие российской авиатехники; освоение и использование космического пространства; развитие российской отрасли ИТ; развитие рынка специализированных высокотехнологических медицинских услуг; разработка и производство оптоэлектронных устройств; развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения; разработка и производство высокотехнологичных материалов. Осуществление программ фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности: Российского фонда фундаментальных исследований; Российского гуманитарного научного фонда; Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Российского фонда технологического развития. Основные комплексы мероприятий: осуществление эффективной государственной поддержки фундаментальной науки и обеспечение ее опережающего развития; совершенствование механизмов и принципов бюджетного финансирования прикладных научных исследований и разработок; поддержка эффективного воспроизводства кадрового потенциала науки; содействие интеграции науки и образования; реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок; активное позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике; развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок; обеспечение непрерывности финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; перераспределение государственного финансирования на программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии; поддержка формирования и развития системы государственных научно-технических и инновационных фондов; развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры и т.п.); содействие развитию связей в рамках инновационной деятельности и «диффузии» знаний, поддержка совместных исследований на доконкурентной стадии; подготовка кадров для инновационной сферы, обучение инновационному менеджменту; стимулирование наукоемкого экспорта и расширения международной технологической интеграции; стимулирование компаний к производству новой продукции, технологическому перевооружению и проведению НИОКР; содействие формированию устойчивых кооперационных связей и инновационных кластеров; системное влияние государства на формирование предметного перспективного инновационного спроса в предпринимательском секторе; развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации крупных перспективных направлений инновационного развития; формирование системы эффективного управления в инновационной сфере, в том числе выработки и реализации долгосрочной государственной инновационной политики.
Объемы и источники финансирования Стратегии на 2006-2015 (в ценах текущих лет) 4052,5 млрд. рублей, из них: 2688,3 млрд. рублей – средства федерального бюджета; 257,1 млрд. рублей – средства бюджетов субъектов Российской Федерации; 1107,1 млрд. рублей – средства из внебюджетных источников.

 

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с протоколами заседаний Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 г. №24, от 15 декабря 2005 г. ПП-48-01 и поручениями Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №МФ-П13-4480, от 28 декабря 2004 г. №МФ-П13-40пр. Стратегия подготовлена с учетом и в развитие положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 г. №Пр-576) и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены письмом Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 г. №2473п-П7). Стратегия призвана обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 года и дальнейшую перспективу.

Стратегия разработана на период до 2015 г., определены целевые показатели, характеризующие реализацию Стратегии по годам до 2015 г. и необходимые объемы и источники финансирования Стратегии. При этом рассмотрение проводилось как в рамках инерционной динамики, которая, по сути, не дает должных оснований надеяться на формирование в стране «экономики, основанной на знании» и приводит к дальнейшей стагнации науки и инноваций в стране, так и в рамках рационального варианта реализации Стратегии, основанного на разумной консервативности в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии и направленного на активизацию государственной политики по обеспечению инновационного развития страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.