КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Защитные и гигиеническиеУлица Удобство и архитектурный эффект бульваров подготовили почву к увеличению ширины даже тех новых улиц, которые не оформлялись посадками. Обсадка улицы деревьями по-новому поставила вопрос о ее застройке и силуэте. Стриженые аллеи, обрамлявшие улицу по сторонам, уже создавали строгость и однородность, во многом аналогичную однородности единообразного ордерного оформления. Поэтому на озелененной улице можно было допускать застройку с разрывами и отступами, не рискуя нарушить стройности уличной перспективы.[5]
В России устройство бульваров еще в петровское время переросло в широкие мероприятия по озеленению городов. Первый бульвар — Тверской в четыре ряда обсаженный липами — появился в 1796 году. Здесь были разбиты пышные цветники, устроены фонтаны, зеленые беседки, выстроен изящный павильон Арабской кондитерской, расставлены удобные скамейки, играла музыка, устраивалась иллюминация. в Москве были снесены стены Белого города и на их месте постепенно устраивалось бульварное кольцо. Бульварное кольцо состоит из 10 улиц-бульваров: Гоголевского, Никитского, Тверского, Страстного, Петровского, Рождественского, Сретенского, Чистопрудного, Покровского, Яузского. Проект Бульварного кольца подготовлен в 1775. В 1796 появился первый бульвар - Тверской. В целом Бульварное кольцо сложилось после Отечественной войны 1812 года. Активное формирование кольца бульваров началось после победы над Наполеоном. Никитский, Пречистенский(ныне - Гоголевский) Петровский и Рождественский цепь бульваров становилась осью целостного архитектурно-ландшафтного ансамбля. Формированиекольца в основном завершилось к 1840 году, По приказу царя, древесные насаждения были срочно восстановлены, ограды починены, а кое-где разбиты цветники. Следующий всплеск пришелся на 1896 год. На бульварах высаживают около 3,5 тыс. деревьев и более 10 тыс. кустарников (липа, тополь, ясень, береза, дуб, акация, боярышник), формируют живую изгородь, деревянные ограждения заменяют металлическими. Собираются строить летние театры, кофейни. На территории Преображенской больницы устраивают парники, которые снабжают бульвары растениями. [2] Такие бульвары представляли собой прогулочные аллеи с площадками для кратковременного отдыха. Практиковалось устройство бульваров по центральной оси улицы. В условиях почти полного отсутствия публичных садов эти территории, явившиеся своеобразными центрами общения, сыграли немаловажную социальную роль в формировании нравов, обычаев, представлений. [6] В Москве имеется более ста бульваров. Некоторым из них даны названия по преобладающим видам высаженных растений (Сиреневый, Кленовый бульвар) или в честь городов (Севастопольский, Симферопольский). [6] Бульварное кольцо, одна из главных магистралей в центре Москвы, проходящая по исторически сложившейся черте города, на месте разобранной стены Белого города. Возникнув в кон. XVIII - начале XIX вв., Бульварное кольцо протянулось более чем на 9 км, сохраняя форму подковы, концы которой выходят к реке Москве. На местах пересечения с радиальными улицами Москвы образовались площади, названия которых до сих пор сохраняются по наименованию бывших ворот Белого города. На бульварах поставлено несколько монументов, в основном на местах при выходе бульваров на площади пересечений. Считая от Гоголевского бульвара на них установлены памятники Н. В. Гоголю, К. А. Тимирязьеву, А. С. Пушкину, Н. К. Крупской, А. С. Грибоедову. [6] Бульварное кольцо в 1978 году было объявлено памятником садово-паркового искусства. [29]
Экологические условия на крупных по площади бульварах Москвы контрастны: в глубине их территории на газонах и в отдалении от дорожек они достаточно благоприятны и близки к условиям парков, а по границе - к условиям, в которых находятся простые уличные посадки.
Все насаждения на бульварах в Центральном округе (Бульварное кольцо) в той или иной степени расструктурированы в прошлые годы, здесь произрастают как старые, так и средневозрастные и сравнительно молодые насаждения; средний 30 – 40-летний возраст характерен для насаждений на большей части других бульваров, к числу относительно молодых новых бульваров можно отнести лишь Литовский, где возраст большей части деревьев не превышает 15-20 лет.
Бульвары представляют собой озелененные территории в виде полос с развитой сетью аллей и дорог, предназначенные для интенсивного целенаправленного пешеходного движения. Протяженность бульвара многократно превышает его ширину, которая бывает от 10 м и более.
Иногда бульвары имеют значительную протяженность и большую площадь. Например, протяженность бульвара в Днепропетровске составляет более 3 км, а площадь Исторического бульвара в Севастополе - около 20 га. [9]
Можно выделить несколько основных типов проектирования придорожных бульваров: а) по оси улицы прокладывается центральная разделительная полоса1,5—3 м, оформленная газоном, кустарником, цветами. Изредка полоса оформляется деревьями, что требует значительно большей ширины (9—12 м). Полоса зелени, устроенная по предложению проф. Л. А. Ильина на площади Островского, в Санкт-Петербурге, выглядит очень нарядно. Она оформлена газоном, рядовой посадкой деревьев и гирляндами вьющихся между деревьями растений. Зеленую разделительную полосу рекомендуется устраивать на широких радиальных магистралях с большим транспортным движением. В качестве примеров такого оформления приведем улицу Приморскую, Лидо ди Рома, Бикон Стрит в Бостоне и Гиоко Доро в Токио б) магистраль озеленяется центральным бульваром, членящим проезжую часть на две полосы, причем ширина такого бульвара составляет в большинстве случаев 10 до 40 м; обычно в центре бульвара расположена прогулочная аллея, а остальная территория оформлена газоном деревьями, кустарниками. Примером узкого бульвара (15— 20 м) служат ул. Лаврова и ул. Перовской в Санкт-Петербурге, Академическая ул. во Львове, бульвар Шевченко в Киеве (рис.11). На жилых улицах, например, на ул. Лаврова, в районах очень плотной застройки, где не существует внутриквартальной зелени и невозможно устройство скверов, бульвар приобретает особенное значение. На Академической улице во Львове создан узкий бульвар с разнообразным декоративным оформлением: стрижеными пирамидальными тополями, полосой газона, цветочным бордюром и, наконец, гирляндами дикого винограда на полосе газона между стволами тополей. На центральной пешеходной дорожке бульвара расставлены скамейки. Надо упомянуть также озеленение осветительных мачт цветочными ящиками, прикрепленными к мачтам на высоте около двух метров — прием, излюбленный в некоторых городах Западной Европы, а также США. Не менее удачным примером узкого прогулочного бульвара является бульвар Шевченко в Киеве, также оформленный пирамидальными тополями, посаженными в полосе газона, и стриженой изгородью. Скамейки для отдыха расставлены в углублениях и не мешают пешеходному движению. [18] При большой ширине бульвара (более 30 м) возможна ландшафтная трактовка территории, расположенной по бокам центральной (примеры Тверской, Ильинский, Самотечный и Чистопрудный бульвары в Москве, проспект им. Молотова в Нижнем Новгороде (рис. 3). Когда желательно открыть перспективу на памятник или здание, в центре бульвара устраивается газон или партер,а прогулочные аллеи располагаются по бокам этого газона или партера (аллея Ленина в Санкт-Петербурге, авеню Обсерватории и авеню Бретейль в Париже). Возможно также устройство лишь одной полосы партеров, как на Советском проспекте в Кисловодске. Иногда в зоне проезжей части создаются две разделительные полосы не менее двух метров шириной (газоны, деревья) или два бульвара, членящие проезжую часть на три полосы движения. Ширина бульваров колеблется от 10 до 30 м. Примерами магистрали с двумя бульварами служат Ленинградское и Воробьевское шоссе в Москве, проспект Пролетарской победы в Ленинграде, авеню Фош в Париже, Венский Ринг (рис. 3, 4). [18] Территория бульваров трактуется в зависимости от ширины в регулярном или ландшафтном стиле. Не очень широкие бульвары Венского Ринга (10—11 м) обсажены двумя рядами деревьев по бокам с центральной пешеходной аллеей. Бульвары Ленинградского шоссе (25 м ширины) оформлены тремя рядами деревьев каждый, двумя полосами газона и живой стриженойизгородью. Бульвары проспекта Пролетарской Победы в Ленинграде и авеню Булонского леса в Париже (ширина бульваров последнего составляет 30 м) имеют ландшафтную трактовку. Мы видим здесь газоны с извилистыми контурами и свободно посаженными деревьями, извилистые прогулочные дорожки, и прямые транзитные дорожки, расположенные вдоль средней проезжей части и отделенные от последней высокой стрижкой кустарника
Рис.3. Профили бульваров в городах России а – Киев, бульвар им. Тараса Шевченко; б – Новосибирск, Красный проспект; Волгоград, улица Гоголя; г – С-Петербург, бульвар на Васильевском острове; д – Москва, Цветной бульвар; е – С-Петербург, бульвар на улице Петра Лаврова; ж – С-Петербург, проспект Пролетарской Победы; з – С-Петербург, бульвар Профсоюзов; и – Москва, Ленинградский проспект; С-Петербург, Большой проспект Васильевского острова; л – Москва, Ильинский бульвар; м – Москва, Университетский проспект; н – Фрунзе, проспект Ленина
Рис. 4. Профили бульваров зарубежных городов а – Вена, Рингштрассе; б – Гент, бульвар Цитадели; в – Париж, авеню Брейтель; г – Версаль, бульвар Короля; д – Нью-Йорк, Королевский бульвар; е – Париж, бульвар Клиши; ж - Бреславль, бульвар Ботанического сада; з – Чикаго, авеню Восток-Запад
. Выбор приема озеленения улиц связан с наличием посадочного материала и принятого ассортимента. [18] Создавая ландшафтный проект бульвара, необходимо проводить не только анализ природных особенностей его будущей территории, но и функциональный анализ всех окружающих его сооружений и городских участков, а также их перспективное развитие.
Малое пространство бульвара приобретает большой планировочный смысл. В зависимости от расположения бульвара определяется его основное назначение. [6] В основу архитектурной классификации бульваров могут быть положены различные признаки. По планировочной организации различают бульвары: 1) с симметричным размещением центральной аллеи, например, бульвары им Т. Шевченко, Л. Украинки в Киеве, К. Маркса в Днепропетровске, бульвары Профсоюза в Ленинграде на Университетском проспекте и Гоголевский в Москве; 2) ассиметричным размещением главной аллеи (Русановский бульвар в Киеве); 3) со свободной планировкой (Ильинский бульвар в Москве), которая возможна при ширине бульвара более 50 м. Подобные бульвары могут организовываться вдоль городских магистралей с интенсивным движением. Для защиты жилых домов от шума в этих случаях возможно устройство шумозащитных естественных и искусственных сооружений, а также плотных групповых посадок деревьев и кустарников с ограниченным количеством площадок отдыха.
Бульвары, создаваемые в центральных районах города, у общественных зданий и сооружений, кроме рекреационных и планировочных функций, несут большую композиционную и эстетическую нагрузку. Представителем этой группы является бульвар имени Шаумяна в Ереване с уникальным тысячеструйным фонтаном. [13]
В большинстве случаев бульвары расположены по оси улицы, поэтому их насаждения не защищают тротуары и здания от пыли, выхлопных газов автомобилей и шума. Кроме того, при интенсивном движении транспорта затруднен переход с тротуаров на бульвар. Чтобы повысить гигиеническое значение насаждений бульваров, надо размещать их не по оси улицы, а по обеим ее сторонам.Лучше создать по обеим сторонам улицы две аллеи сравнительнонебольшой ширины, чемширокий бульварпо оси улицы. [9] Бульварышириной 20-40 м целесообразно приближать к тротуару одной из сторон улицы, что позволяет увеличить массив зеленых насаждений, повысить сопротивляемость деревьев и кустарников неблагоприятномувоздействию городской среды. Целесообразно наветренное размещение бульвара по отношению к магистрали. По периметру бульвара для улучшения изоляции рекомендуется создать плотную зеленую полосу двух-, четырехрядными посадками деревьев с густыми кронами и высокой (до 2 м) живой изгороди из кустарников. Для обеспечения видимости водителям автотранспорта изгороди ближе к перекресткам должны понижаться до 0,7 м. Во всех случаях необходимо с помощью зелени стремиться к максимальному разделению пешеходного и транспортного движения (рис. 5). [9] Рис. 5. Разделение пешеходного и транспортного пространства с помощью зелени
При ширине бульвара 15-20 м устраивается одна продольная аллея шириной 4—7 м со скамьями для отдыха в нишах-карманах. На бульварахшириной свыше 25 м целесообразно прокладывать дорожку-дублер шириной 1,5—2,5 м. Аллеям могут быть приданы плавные криволинейные очертания. На бульварах шириной свыше 40 м организуется развитая сеть аллей и дорог, создаются изолированные площадки для отдыха взрослых и детей размещаемые вдоль противоположнойот магистрали стороны. [9] Существенное планировочное значение имеет баланс территории бульваров (табл. 3.1, 3.2.). [11, 5] Таблица 3.1 Примерное соотношение элементов территории бульвара
Таблица 3.2 Показатели баланса территории некоторых бульваров
Чтобы на бульваре было достаточно тени и пешеход был надежно защищен от пыли и шума, необходимо увеличивать долю насаждений в балансе территории. Разработанные в экспериментальном порядке проекты бульваров позволяют дифференцировать нормы баланса территории бульвара в зависимости от его общей площади. На бульварах площадью до 1 га удельный вес дорожек не должен превышать 30%, а на бульварах, площадью более 1 га - 25%.[13] Не менее важно установить количество деревьев и кустарников на 1 га площади бульвара (табл. 3.3).
Таблица 3.3 Фактическое количество деревьев и кустарников на бульварах городов России
Архитектурно-планировочное решение бульвара определяется его расположением в плане города, габаритами бульвара и климатическими условиями. [18] зависимости от климатических условий на бульваре должны преобладать затененные или открытые пространства. [10]
При планировке бульваров необходимо учитывать следующее: 1) на бульваре могут быть размещены памятники, скульптуры, декоративные бассейны, фонтаны, площадки для игр детей, торговые киоски небольших размеров, а размещение кафе, эстрад для оркестра, площадок для спорта возможно лишь, в исключительных случаях - при большой ширине и площади бульвара; 2) территорию бульвара необходимо изолировать от улиц плотными полосами насаждений. При небольшой ширине бульвара это может быть достигнуто посадкой одного ряда деревьев, дополненного двумя рядами кустарников; 3) на бульваре должны быть созданы затененные и освещенные солнцем аллеи и площадки. На бульварах в городах северных широт должны преобладать открытые пространства, а в городах южных широт - затененные; 4) интервалы между деревьями должны обеспечить вертикальное проветривание во избежание застоя воздуха под кронами деревьев; 5) входы на бульвар размещают как на коротких, так и на длинных сторонах с интервалом 150—200 м, а на улицах с интенсивным движением интервалы увеличивают до 500 м. Размеры входов и характер их оформления определяются величиной и значением бульваров, а также характеристикой застройки прилегающих улиц. При размещении входов на длинных сторонах бульвара следует учитывать возможность возникновения поперечных транзитных пешеходных потоков. Особая роль в архитектурном оформлении бульвара отводится его торцовым участкам, которые входят в композицию городской площади. Нередко здесь устанавливают памятники или декоративную скульптуру [10] Расстояние между деревьями в рядовых посадках зависит в каждом конкретном случае от диаметра крон высаживаемых деревьев, от динамики их роста и необходимости создать условия для проветривания бульвара (табл. 3.4.). [20] Таблица 3.4 Расстояние между деревьями в рядовых посадках на бульваре
Нормируется и расстояние деревьев и кустарников от различных объектов (табл.3.5). [1]
Таблица 3.5. Расстояние от зданий, сооружений, объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников (Приведенные нормативы относятся к деревьям с кроной не более 5 м в диаметре)
При озеленении бульвара необходимо соблюдать треугольники видимости в местах пересечения с магистралями. [13] Одними из лучших в планировочном отношении считаются бульвары с одной центральной и несколькими параллельными ей боковыми аллеями. Удачным примером такого решения является Цветной бульвар в Москве. Главная аллея здесь разделена двумя полосами шириной 1,8 м на три пути. Разделительные полосы засажены деревьями и цветами. По бульвару проложены три аллеи-дорожки, из которых центральная шириной у входа 7,5 – 8 м постепенно сужается до 4,8 м, а две боковые имеют ширину 3,5 м. Подобное решение характерно и для главной аллеи Тверского бульвара со стороны Пушкинской площади в Москве. Ширину боковых дорожек бульваров выбирают в зависимости от ширины бульвара и его назначения. Обычно ширина дорожек бульвара не превышает 4-5 м. При расположении нескольких параллельных дорожек между ними должна проходить разделительная полоса газона шириной 2-4 м с рядовой посадкой деревьев. [20] Покрытие дорожек и площадок бульвара, учитывая большую нагрузку на них потоков посетителей, лучше устраивать из твердых и полутвердых материалов. Основное покрытие: брусчатка, бетон, асфальт. [6] Рисунок элементов покрытия должен значительно сокращать его протяженность, а цвет контрастировать с зеленым цветом растительности. При особо значительных потоках посетителей можно устраивать разделительные полосы в один-два модуля (0,75…1,5 м) с разрывами. Это может быть газон, цветник, низкий стриженный кустарник. На разделительной полосе можно устанавливать приборы освещения скульптурные формы, информационные указатели и стенды. [6] На широких бульварах можно устраивать велодорожки, не пересекающиеся с пешеходными аллеями, шириной 1,5…2,0 м. Их покрытие может быть выполнено из мелкого утрамбованного гравия. Продольный уклон велодорожек не должен превышать 8%. У входов на бульвар можно устраивать велостоянки. [6] Освещение на бульварах предназначено для обеспечения безопасного движения пешеходов в вечернее время по дорожкам и аллеям, создавая тем самым комфортные условия для вечерних прогулок. [23] Следует различать осветительные установки, выполняющие утилитарные и декоративные функции. Установки утилитарного значения обеспечивают освещение путей передвижения пешеходов. Установки декоративного значения предназначены для высвечивания сооружений, скульптур, фонтанов, водоёмов, деревьев, кустарников, цветников. Освещению следует отводить одну из важных ролей в создании архитектурного облика вечернего парка. При этом все элементы освещения должны быть эстетически привлекательными в дневное время. [23] Анализ практики освещения объектов озеленения позволяет рекомендовать нормы освещённости, тип, высоту светильника, интервалы между светильниками на аллеях, дорогах, площадках отдыха (табл. 3.6). [23] Таблица 3.6 Нормы освещённости, тип, высота светильника
Для освещения цветников важным является подбор спектрального состава источников света с учётом колористики растений. Главное - не искажать окраску растений. Для освещения деревьев и кустарников используются лампы накаливания в 300, 400, 500 Вт, ртутные лампы в 250 Вт, расположенные на высоте в 1...1,5 м. [23] Ступени лестниц, участки газонов, цветники, группировки деревьев и кустарников рекомендуется освещать низко расположенными светильниками. Такие светильники выполняют в виде настольных ламп с рефлектором. Они могут иметь форму грибов, шаров, цилиндров различной высоты и конфигурации. В дневное время такие светильники играют роль малых архитектурных форм. [23] Для освещения территорий городских скверов и бульваров применяют светильники типа PTУ-02-259-008-VI (Р - с ртутной лампой; Т - венчающий; У - уличный; 02 - номер серии; 259 - мощность лампы в Вт; 008 - номер модификации; VI - климатическое исполнение и категория размещения). Для освещения каскадов, фонтанов светильники, как правило, размещают следующим образом: 1) в специальных камерах на дне фонтанов за остеклёнными окнами; 2) под водой на глубине не более 15...20 см, ближе к выходу струй воды; 3) под водосливом падающих струй воды — каскады; 4) вокруг фонтана - прожектор заливающего света с лампой накаливания мощностью в 500 Вт. Мощность осветительных средств диктуется формой объекта освещения, характером движения. Яркость водных струй фонтана принимают не менее 300 кд/м2. Отношение мощности насосов фонтана должно приниматься не менее: при высоте струи до 3 м - 0,7; от 3 до 5 м - 1; более 5м - 2. Декоративный эффект достигается при установке погружения светильника в местах падения струй на поверхность воды. [23]
Особенности озеленения
Зеленые насаждения на улицах могут выполнять следующие функции: - защитные — находясь между тротуаром и транспортным потоком, обеспечивают безопасность пешеходов, защищают от перегрева солнечными лучами и чрезмерного шума; - гигиенические — сокращают поступление пыли, газов, улучшают микроклимат; - психологического воздействия — цветом, формой, запахом сглаживают впечатления от безликих нагромождений железобетонных объемов. В различные времена года вносят не только разнообразие в оформление городской среды, но и напоминают о самом присутствии природы; - оптического воздействия — вносят в современную застройку утерянный человеческий масштаб. Расчленяют однообразную протяженность города; ориентации в условиях смежного пространственного переплетения улиц и площадей. Отдельные деревья, их группы или рядовые посадки становятся ориентирами. [8] На долю транспорта (в основном автомобильного) приходится от 65 до 80% валовых выбросов в атмосферу вредных веществ, в состав которых входят оксиды азота и серы, сажа. Например, легковой автомобиль за 1 ч образует 3 м3 двуокиси углерода. В среднем при пробеге 15 тыс. км в год он "сжигает" 4350 кг кислорода и выбрасывает 3250 кг диоксида, 530 - оксида углерода, 93 - ядовитых углеводородов и 27 кг оксидов азота. Общая концентрация загрязняющих примесей в дождевом стоке с дорожных покрытий составляет в среднем до 300 мг/л, из них нефтепродукты - до 60 мл/л. Человек безболезненно может переносить уровень шума не более 35-40 дБ, в то время как на транспортных магистралях шум достигает 90-100 дБ. [26] В отношении воздействия техногенных факторов загрязнения среды, бульвары особенно уязвимы, в связи с чем их территории все чаще используются лишь для транзитного пешеходного движения. В наибольшей степени это относится к тем планировочным решениям, которые определяют «контактное» расположение бульваров к участкам магистралей с интенсивным транспортным движением. Принципы средозащитного озеленения этих территорий, способные в ощутимой степени снизить уровни загрязнения, практически не разработаны. [30] Эффективность планировочных позиций в системе «источник дискомфорта — защищаемый объект» определяется доминирующим фактором загрязнения среды. Эффективное с точки зрения шумозащиты максимальное приближение полосы озеленения к источнику шумообразования не отвечает условиям реализации газозащитных свойств озеленения. Комплексное загрязнение давно уже стало очевидной реальностью. В этих случаях выбор возможных планировочных примеров размещения средозащитных полос несколько усложняется и строится в следующей последовательности: - анализируется состав и уровни факторов дискомфорта окружающей среды и дается оценка их воздействия по степени превышения предельно допустимых уровней и концентраций; - выявляется доминирующий фактор, степень снижения влияния которого является первостепенной задачей; - решается задача выбора планировочной позиции защитного участка озеленения на основании максимального влияния на доминирующий фактор загрязнения. [8] Эффективность и результативность средозащитного озеленения в различных градостроительных условиях во многом зависит от параметров структуры и конструкции самих зеленых насаждений. Исследованиями выявлено около двадцати параметров зеленых насаждений, в той или иной степени влияющих на формирование их защитных качеств. Установленный комплекс параметров достаточно разнообразен и включает в себя морфологические, биометрические, таксационные и физические характеристики древесного яруса, особенности геометрии, архитектоники и объемно-пространственной организации, а также содержит некоторые характеристики сопредельных сред (физико-механические параметры почв, ярусы напочвенной растительности и т. д.). В таблицах 3.7. приведен ряд параметров зеленых насаждений, вносящих по нашему мнению, определенный вклад в формирование потенциала средозащиты. Степень их вклада весьма различна и может быть охарактеризована в широком диапазоне: от безусловного влияния в качестве одного из существенных параметров до незначительного или даже неопределенного воздействия на формирование избирательной защитной способности. [8] Таблица 3.7 Структурные биометрические параметры влияния и формирования средозащитного потенциала полос зеленых насаждений
«++» - фактор безусловного влияния; «+» - позитивно влияющий фактор; «-+» - незначительно влияющий фактор; «-» - отсутствие влияния.
Из анализа данных таблицы следует, что в зависимости от исходного фактора дискомфорта формируется определенное сочетание параметрических признаков, исключающее формирование тождественных групп. Из наиболее близких по составу характеристик могут быть выявлены группы параметров, отвечающих наибольшей степени и пылеаккумуляции. Однако и в этом случае имеются очевидные расхождения в частности, по параметрам геометрии (ширина и высота полос, конфигурация фронтальной плоскости), морфологическим особенностям и др. Безусловно, обращает на себя внимание общий параметр распределения плотности фитомассы, определяющий степень реализации защитного потенциала и находящийся в тесной зависимости с другими характеристиками. Из этого вытекает необходимость дифференцированного подхода к проектированию структуры насаждений в зависимости от действующих факторов дискомфортности среды. В этой связи, так же, как и при выборе планировочного решения, следует исходить из определения доминирующего фактора и его количественной оценки в соотношении с действующими нормативами. Этому фактору должна отвечать и соответствующая конструктивная схема защитной полосы. Один и тот же структурно-конструктивный тип полосы способен в той или иной степени оказывать комплексное оптимизирующее воздействие на все факторы дискомфорта среды. Как следует из рис. 6. отражающего специфику структуры и конструкции поперечного профиля, отличия здесь наблюдаются, в целом, незначительные. Это относится к отсутствию кустарниковых ярусов (ветрозащитный вариант) с заветренной стороны и низкого яруса кустарников в случае пыле- газозащитного варианта решения. Структура, конструкция и параметры универсальной защитной полосы показаны на рис. 7. Объемно-пространственное решение полосы представляет собой симметричную композицию, образованную многорядным параллельным размещением древесно-кустарниковых пород, обеспечивающих сомкнутую плотную конструкцию насаждения. [8]
Рис. 6 Структура и конструкция средозащитных полос озеленения по факторам шума (а); атмосферных газообразных загрязнений (б); ветрозащиты (в) 1- напочвенный покров; 2 – низкорослый кустарник; 3 – ярус высокорослого кустарника; 4 – сопутствующие древесные породы; 5 – основные древесные породы Рис. 7. Структура и конструкция универсальной полосы средозащитного озеленения
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |