Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптическое воздействие

Длительное преобладание жесткого функционализма в благоуст­ройстве и озеленении городской среды приве­ло к смещению акцентов в ее ландшафтной организации в сторону рациональных начал в ущерб эмоциональным. Однако с появлением средового подхода становилось все более очевидным, что никакие функциональные достижения не смогут искупить даже малой доли эстетического абсурда, внедренного в отече­ственную практику оформления городских открытых пространств за последние десятилетия. [15]

По мере осознания невозможности совершенствования качеств природной среды без учета общеэкологическогоконтекста, в кото­ром преобразованнойприроде отводится не меньшая роль, чем природе сохраненной, не­обходимость поиска современных средств дос­тижения зрительной выразительности откры­тых пространств с помощью ландшафтного дизайна приобретает особую актуальность.Несовместимое с понятием психологического комфорта состояние неблагоустроенной среды воспринимается человеком столь же негатив­но, сколько ее аморфность и безликость. Бе­зусловно, решая определенные утилитарные задачи оздоровления среды, ландшафтный ди­зайн обладает нацеленностью на формирова­ние у людей ощущения визуального комфор­та, гармоничности и узнаваемости средового пространства. Эмоциональная ориентация про­изведений дизайна, также как и архитектуры, связана с процессом восприятия человеком своего окружения. [15]

В числе качеств среды, оцениваемых чело­веком постоянно, возможность ориентации и отождествления с конкретным местом имеет особое значение. Это выражается в потребнос­ти в полной информации о том, где человек находится, т.е. в создании определенного про­странственного образа. Поэтому к числу основных задач ландшафтного дизайна можно отне­сти формирование средствами природы одно­значно распознаваемого окружения, обладаю­щего, наряду с эстетической привлекательнос­тью, нестандартностью размещения и взаимо­действия природных компонентов. [15]

Среди известных подходов к достижению узнаваемости пространства целесообразно упомянуть разработки Р. Крие по созданию «теории городского пространства», основанной на геометрических характеристиках бульваров, площадей.

Руководствуясь метрически­мипараметрами, можноподойти к рассмотрению возможности геометризации форм природы для достижения характерного облика каждого фрагмента городской среды, создающего устойчивый зрительный образ конкретного места города. [15]

Решение проблемы распознаваемости места обретает в этом случае новый оттенок благо­даря включению в композицию открытого пространства элементов природы в нетради­ционном качестве. Возможность отождествле­ния себя с конкретным местом, обозначенная К. Норберг-Шульцем как главное условие для возвращения связи человека с окружением, приобретает осмысленный характер за счет преодоления одинаковости фрагментов городской среды, создания пространственной структуры места с помощью ландшафтного дизайна. [15]

Каждое из мест, структурированных с по­мощью преобразованных природных компо­нентов (характерных линий рельефа, компо­зиций растительности, водных устройств), об­ретает эстетическую значимость для человека, снабжая его необходимыми знаками ориента­ции в городском пространстве и составляя определенную материальную основу для закрепления в памяти зрительных впечатлений. Роль категории местав раскрытии самоощущениялюдей и описании определенного типа их поведения в конкретной части городской среды, представляется наиболее важной при выборе средств качественногопреобразования ближайшего окружения человека в городе. Наиболее эффективно закрепление ощущения мест с помощью характерных компонентов природы происходит в том случае, когда их размещение и взаимосвязи отвечают определенномусюжету, т.е. «предлагают» одну из схем средового поведения. Поэтому наряду с эстетическим воздействием в каждом объекте ландшаф­тного дизайна обязательно присутствует аспект регулирования поведения человека, мотивации его передвижения, наблюдения или действия (рис.8). [15]

Рис. 8. Примеры регулирования движения людей в пешеходной зоне средствами ландшафтного дизайна

 

Помня о том, что городская среда воспри­нимается человеком как серия зрительных об­разов и вызывает у него ряд последовательных впечатлений, в ландшафтной организации от­дельных пространств содержится возможность создать определенный сценарий,в котором воз­действие природных компонентов будет стро­иться по принципу разнообразияс логичным чередованием средовых "событий" и эмоцио­нальных пауз.

Современная практика архитектурно-лан­дшафтного благоустройства открытых про­странств города, исходя преимущественно из функциональных соображений, нередко остав­ляет нерешенными вопросы режиссуры про­цесса восприятия среды с точки зрения эмо­циональной реакции человека. Обращенность средств ландшафтного дизайна к жителям города заключается в том, что в художественном оформлении каждого фрагмента среды может быть заложен характерный природный акцент, выделяющий данный фрагмент из серии других именно за счет воздействия на психо-эмоциональное состояние пешехода. [15]

Отвечая одновременно задачам экологичной реконструкции и эстетического обновления городских открытых пространств увеличение в них доли природных компонентов по существу означает наложение на существующую ткань города дополнительного культурного слоя с преобладанием эстетически преобразованной природы. Смысл создания такого слоя заклю­чается в изменении эстетических, функцио­нальных и экологических качеств городской среды, отвечающих динамичным общественным потребностям. Особенность, появления в процессе историческою развития города но­вых слоев, обозначенная А.Грумбахом приме­нительно к архитектуре как "искусство по­терь" и "искусство наслоений", приобре­тает по мере увеличения возможностей ланд­шафтного дизайна в изменении их эстетики особую актуальность.

Реализуя способность среды впитывать пос­ледующие наслоения, дополнительные природ­ные компоненты в городских открытых про­странствах превращаются в одно из важных средств их структурного и художественно-образного преобразования. Выявление более чет­ких вертикальных и горизонтальных членений, равно как придание ясной геометрии формам природы, может способствовать формированию наиболее выразительного образаместа. Изме­няя размеры и контуры растительности, гео­метрию и перепад отметок рельефа, с помо­щью ландшафтного дизайна можно влиять на пространственную структуру места. Изменяя размеры и контуры растительности, геометрию и перепад отметок рельефа соответственно,на характер восприятия человеком своего окружения. [15]

Уровень эстетического обновления пространства при этом не должен противоречить идее устойчивостисреды, оставляя в качестве наиболее стабильных элементов существующие природные компоненты городского ландшаф­та. В связи с этим как один из нереализованных шансов на качественное обновление го­родской среды можно рассматривать проведе­ние реконструкции отдельных улиц с органи­зацией пешеходных пространств в виде заме­ны асфальтового покрытия поверхности зем­ли на бетонную плитку без заметного увели­чения числа деревьев или площади газонов (например, на Малой Конюшенной улице в Санкт-Петербурге). [15]

В тенденции к пространственному консер­ватизму, характерной для процесса историчес­кого развития среды, наиболее заметно проявляется обжитость каждого из ее фраг­ментов, на основании которой использование ландшафтного дизайна целесообразно ориен­тировать на поиск "неразрушающих" средств воздействия на городское окружение человека. Сохранение существующих природных компо­нентов среды (растительности, перепадов ре­льефа) безусловно способствует закреплению памяти места, но не всегда отвечает идее со­здания его цельного образа. В связи с этим при проведении экологичной реконструкции город­ской среды, предполагающей преобразование природных форм, представляется необходимой ликвидация "эстетического загрязнения" в виде хаотически размещенной растительности или случайно оформленного рельефа.

Целью таких преобразований является достижение новых качеств городских открытых пространств, способных вызвать положительные эмоциональные реакции человека. По существу речь идет о поиске более выразительного языка природного формообразования с помощью ландшафтного дизайна. Понятие языка становится ключевым в обновлении эстетики городской среды на основе включения природных компонентов в измененной, формализованнойтрактовке. [15]

В связи с этим полезно вспомнить об отмеченных в исследованиях Г.З.Каганова аналогиях между городской средой и своего рода текстом, "считываемым" человеком в опреде­ленной последовательности и построенным по "грамматическим" правилам. Непосред­ственно влияя на "читаемость" городских про­странств, преобразованные элементы природы выступают в качестве системы средств обозна­чения места и связаны с такими понятиями, как морфология (предметный состав), семан­тика (система значений), семиотика (знаковое наполнение) и синтаксис (структурная связь отдельных знаков).

В то же время было бы значительным упро­щением рассматривать ландшафтный дизайн в качестве средства синтаксического конструи­рования городских открытых пространств из отдельных "букв", "слов" или "фраз" в виде элементов природы и фрагментов городского ландшафта. По существу осмысление роли лан­дшафтного дизайна в изменении языка при­родного формообразования неотделимо от ана­логичного процесса в области архитектуры.

Таким образом, в языке природного фор­мообразования наблюдается тенденция к по­стоянному обновлению. Неизменными могут оставаться единичные знаки в виде отдельных деревьев, кустарников, модулей газонов и де­коративных покрытий, но пути достижения эстетической выразительности и функциональ­ной наполненности городских пространств связаны с адаптацией новых подходов к использованию ландшафтного дизайна. [15]

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Критерии подбора ассортимента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.