Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языковые особенности публицистического стиля

Основные признаки публицистического стиля

Жанры научного стиля

Среди разнообразия научных жанров выделяют

- собственно научные (монография, диссертация, статья, доклад),

- научно-информативные (реферат, автореферат, аннотация, рецензия, отзыв, тезисы, конспект),

- научно-справочные (словарь, справочник, энциклопедия),

- учебно-научные (учебник, лекция),

- научно-популярные (книга, статья, лекция).

w В публицистических текстах описываются социально значимые события: политические, экономические, культурные, спортивные, бытовые.

w Адресат публицистического текста является массовым.

w Для автора важно не только передать информацию, но и убедить в своей правоте читателя, слушателя, зрителя (т.е. 2 плана: информативный и оценочный).

w Это приводит к особому выбору языковых средств: информация излагается нейтральными средствами языка, а оценка – экспрессивными.

w Публицистический текст (ПТ) – авторский. Но может быть и безличным, когда автор сосредоточен на информативной функции текста (новостные сообщения).

w Автор ПТ должен учитывать фактор адресата и строить свой текст в соответствии с характеристиками адресата: возрастом, полом, уровнем образованности, социальным статусом, уровнем жизни, жизненными интересами).

 

w Используются публицистические штампы. Они имеют двоякую природу. С одной стороны, к ним относятся устойчивые словосочетания, близкие официально-деловым клише (задаваться вопросом, открывать блестящие перспективы, стать ярким событием). Многие из этих клише являются перифразами: к таким словосочетаниям можно подобрать однословные нейтральные синонимы (относиться с недоверием – не доверять, иметь намерение – собираться, хотеть, оказать поддержку - поддержать).

w С другой стороны, в ПТ используются клише, обладающие экспрессивностью: погрозить пальцем, кусать локти, хлопать глазами и под.

w Авторы ПТ прибегают к языковой игре – намеренному нарушению норм речевого поведения, вызывающему смех. Психологической основой языковой игры является эффект обманутого ожидания: читатель (слушатель) ожидает, что в соответствии с нормами будет написано (произнесено) одно, а читает (слышит) другое. Нпр., название статьи УчастКТОвый? Содержит свернутое выражение «Участковый, кто вы?».

w Часто используются языковые средства, свойственные разговорной речи:

- разговорная лексика,

- синтаксические конструкции, имеющие устную природу,

- вопросы,

- элементы диалога,

- восклицат. и вопросит. знаки, указывающие на интонацию произносимого,

- эллипсис – опущение членов предложения, значения которых восстанавливаются из предыдущих предложений,

- парцелляция (разбиение единой синтаксической конструкции на несколько сегментов).

w Одно из средств, позволяющих убедить адресата в правоте автора, - апелляция к адресату (обращение к читателю (слушателю)). Средством апелляции может быть риторический вопрос.

Произведения публицистического стиля чаще всего доходят до адресата через СМИ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности организации текста | Жанры текстов СМИ и их языковые особенности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.