Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История отечества




 

 

Курс лекций

для студентов всех специальностей

 

Иваново, 2009


Автор: Лепетухин Н.В.

УДК 947(470)(076)

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА: курс лекций для студентов всех специальностей. / Иван. гос. архит.-строит. ун-т; Н.В. Лепетухин – Иваново, 2009. – С. 119.

 

Представлен краткий конспект лекций для подготовки студентов к занятиям по отечественной истории.

Для студентов всех специальностей.

 

Рецензенты:

кандидат исторических наук, доцент Н.Г. Юркин

(Филиал Северо-Западной академии государственной службы

в г. Иваново)

кандидат исторических наук, ст. преподаватель кафедры

истории и культурологии Ивановского государственного химико-технологического университета Н.А. Рыжкова


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие автора………………………………………...  
Ведение в дисциплину………………………………………  
1. Древний мир: локальные цивилизации и динамика исторического процесса ………………………………….  
2. Европа в эпоху Средневековья (V-1/2 XVII вв.)..………  
3. Киевская Русь……………………………………………….  
4. Русские земли в середине XIII – XV вв…………………..  
5. Россия в XVI – XVII вв……………………………………  
6. Россия в XVIII в.: первые попытки модернизации страны…..................................................................................  
7. Эволюция общественной мысли России XVIII – первой половины XIX вв. Кризис российского абсолютизма в первой половине XIX в………………………………….  
8. Россия на путях буржуазных преобразований. Начало гражданского раскрепощения страны…………………..  
9. Особенности пореформенного развития России…...........  
10. Первая российская революция 1905 – 1907 гг……………  
11. Аграрные реформы П.А. Столыпина……………………  
12. Россия в Первой мировой войне. Нарастание общеполитического кризиса в стране. Начало революции в феврале 1917 г……………………………….  
13. Россия в 1917 г……………………………………………..  
14. Формирование большевистского режима. Гражданская война. Политика «военного коммунизма»…….………….  
15. Новая экономическая политика…………………………  
16. Советское общество в 30-е годы…………………………  
17. Вторая мировая и Великая Отечественная война (1939 – 1945гг.)………………………………………………………  
18. Послевоенный мир. Укрепление тоталитарно-бюрократической системы в СССР……………………...  
19. Либерализация тоталитарной системы (50-е-сер.– 60-х гг.). Хрущёвская «оттепель» ………………………………  
20. Годы брежневского «застоя» (70-е – первая пол. 80-х гг.)........................................................................................  
21. Попытка перестройки социалистической системы (1985 – 1991 гг.)…………..………………………………………  
22. Распад СССР………………………………………………..  
23. Россия в 90-е гг. ХХ в. и в начале нового тысячелетия…  
Заключение …………………………………………………..  
Основная литература и электронные ресурсы……………  

Предисловие автора

Обычно достигая возраста морального созревания человек задаётся вопросами, отвечая на которые он упорядочивает окружающую действительность, придавая ей определённый смысл. Частичку этого смысла думающий и взрослеющий человек переносит на себя, определяя своё положение в обществе, свою ответственность или безответственность перед ним. «Кто Я?», «Как Я могу приспособиться жить в этом мире?», «Что ожидает меня в будущем?» – три вопроса, наполняющие тревогой многие молодые головы. Ответить на два крайних вопроса ему так и не удастся, но они придадут его жизни глубину.

Историческая наука пытается измерить глубину жизни человечества, применяя для этого свои специфические методы и стремясь донести до людей добытые знания в доступной, как ей кажется, форме. Один немецкий философ назвал историков оракулами, провозглашающими прогноз на прошлое. В этом есть смысл, если иметь в виду, что мы вряд ли узнаем «как оно всё на самом деле было». Задача науки не в этом. История пытается показать, что жизнь закономерна и что даже случайность подчиняется определённым правилам. Это сложная задача, т.к. большинство людей убеждено, что история – это набор ярких картинок о прошлом, которые приятно рассматривать в минуты досуга. И пользуясь природой человека – стремиться к удовольствию – историческая наука предоставляет ему особое интеллектуальное наслаждение – покопаться в пыли прошлого, поучаствовать в открытии миров, протянуть ниточку родства от живших к живущим.

Те, кто жил до нас своим героизмом и подлостью, ошибками и успехами определили во многом нашу сегодняшнюю жизнь. Наши сегодняшние поступки проявятся в жизни будущих поколений. Людям важно осознавать это, тянуть и беречь нить времени. Историческая наука помогает людям осознавать и беречь память о прошлом в надежде на будущее.

Уважаемые читатели, перед Вами краткий конспект лекций по всемирной и отечественной истории. Автор не ставил перед собой цель охватить и подробно рассмотреть все периоды всемирной и отечественной истории, иначе этот труд отпугивал бы студентов своей многотомностью. В ваших руках – сжатый очерк, посвящённый наиболее важным, узловым событиям и проблемам истории. Он не заменяет академических учебников, но дополняет их, обозначая в объёмных темах ориентиры, связанные с экзаменационными вопросами. Только комплексное изучение обязательной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы поможет Вам успешно подготовиться к экзамену.

В учебно-методическом пособии по отечественной истории, подготовленным преподавателями кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин нашего вуза в 2007 г. акцент сделан на методическую составляющую (требования к минимуму содержания основной общеобразовательной программы по отечественной истории, тематический план лекций и семинарских занятий, терминологический словарь, словарь персоналий, хронологическая таблица, тесты, вопросы к зачету и экзамену, список рекомендуемой литературы). Краткий конспект лекций, лежащий перед Вами, повторюсь, дополнит лекционный курс и другие учебные и учебно-методические пособия. Двадцать три главы, вопросы для самопроверки, список учебной литературы соответствуют требованиям современного государственного образовательного стандарта по отечественной истории.


«Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и всё-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.