Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Севастополь 2010




Курс лекций

Основы менеджмента


 

 

Курс лекций содержит основные положения теории управления, обобщение практики менеджмента фирмы в условиях рыночной экономики, а также изложение методов управления фирмой.

 

 


1. Роль и значение менеджмента……………………………………………………………… 4

2. Основные понятия и определения в менеджменте. 4

3. Основные этапы развития менеджмента. 5

Научное управление (1885-1920) 6

Классическая или административная школа управления (1920-1950 гг.) 7

Школа человеческих отношений (1930-1950) и школа поведенческих наук (с 1950 по наши дни) 7

Школа науки управления (управленческой науки) (1950-е – наши дни) 8

3.1. Научные подходы к развитию менеджмента. 9

Процессный подход. 9

Системный подход. 9

Ситуационный подход. 10

4. Базовые компоненты организации и процессов управления. 10

4.1. Основные компоненты организации. 10

4.2. Основы функционирования процессов управления. 12

4.3. Связующие функции процесса управления. 14

Коммуникация. 14

Принятие решений. 14

Модели принятия решений. 15

5. Планирование организации. 16

5.1. Цели и планы.. 16

5.2. Горизонты и организационные подходы в планировании. 18

5.3. Стратегическое планирование. 18

5.4. Виды и техника планирования. 20

5.5. Бизнес-планирование. 23

5.6. Организация внутрифирменного планирования. 23

5.7. Нормативная база планирования. 25

6..... Организация как базовая функция менеджмента. 25

6.1. Основы организационной деятельности. 25

6.2. Организация взаимодействия. 26

6.3. Делегирование, ответственность и полномочия. 28

6.4. Организационные структуры.. 30

7..... Мотивация как основная функция менеджмента. 35

7.1. Основные понятия в области мотивации. 35

7.2. Содержательные теории мотивации. 35

7.3. Мотивационные теории Мак-Клелланда и Ф. Герцберга. 36

8..... Контроль и коррекция в системе менеджмента. 37


1. Роль и значение менеджмента

 

Отечественная экономика путем целенаправленного реформирования переходит к новым рыночным формам хозяйствования.

Для успешного хозяйствования в новых условиях нужны новые знания и умение пользоваться ими на практике. Важную часть этих новых знаний составляет постижение науки и искусства менеджмента (management –англ. Управление, управлять).

В управленческом понимании, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, а также материальные и финансовые ресурсы.

Менеджмент требует творческого подхода к применению знаний менеджмента на практике.

Ведущей страной в развитии менеджмента является США. В США и в целом на Западе понятие менеджмента трактуют несколько иначе, чем наше понятие «управление». Под термином «менеджмент» понимается не только вид деятельности руководителей или ведущих специалистов, но также и собирательное понятие от «менеджер» - т.е. категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет различную работу по управлению.

Значимость менеджмента была особенно ясно осознанна в США в 30-е годы 20-го века.Концентрация капитала требовала роста масштабов деятельности проектов, что, в свою очередь, приводило к увеличению организаций, фирм, компаний, корпораций.

Все это объективно повышало роль и значение менеджеров, которые должны были обеспечить успех, достижение целей в более сложных условиях.

Не менее важна роль менеджмента в малом и среднем бизнесе, особенно в условиях зрелой рыночной экономики, где сфера малого и среднего бизнеса составляет до 95% всех фирм, на которых работает большинство населения.

Опыт рыночной экономики убедительно показывает, что успех в бизнесе обеспечивается, прежде всего, эффективным менеджментом, т.е. управлением.

Переход отечественной экономики к рыночным формам хозяйствования неминуемо связан с освоением новых форм и методов управления. Именно освоение новых форм и методов управления как самостоятельной области знаний является необходимым условием успеха в эффективном использовании ресурсов в любой организации.

Таким образом, особая роль и важное значение менеджмента определяется тем, что в рамках этой области знаний даются ответы на актуальные вопросы:

· чем определяется успех в бизнесе?

· что может сделать специалист-менеджер, руководитель, чтобы обеспечить успех деятельности?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.