Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налог на имущество организаций

Региональные налоги и специфика их расчета

С появлением различных форм собственности и экономическо­го соперничества между ними возникла необходимость взимания налогов не только с получателей доходов, но и со стоимости имуще­ства, которое прямым или косвенным образом способствует росту доходов предприятия. Кроме этого, с введением налога на имущество организаций создается стимул для освобождения от излишнего,! неиспользуемого имущества и появился один из наиболее крупных и стабильных источников доходов региональных бюджетов, поскольку величина налога не зависит от результатов финансово-хозяйст­венной деятельности организации. Эта тенденция соответствует мировой практике развития системы налогообложения. До 1 января2004 г. порядок исчисления и уплаты налога регулировался Законом РФ от 13 декабря 1991 г. №2030-1 «O налоге на имущество предпри­ятий» и Инструкцией ГНС России от 8 июня 1995 г. № 33 «O порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий».

С 1 января 2004 г. введена в действие глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации «О налоге на имущество организаций», которая внесла изменения в порядок определения объектов налого­обложения, расчет облагаемой базы; значительно сократился пере­чень организаций и объектов имущества, не облагаемых налогом. Данный налог относится к региональным налогам и сборам. Поэтому законодательные органы каждого субъекта Российской Федерации обязаны принять закон, который определяет отдельные элементы налога в рамках полномочий, предоставленных федеральным зако­нодательством.

Плательщики налога. Ими признаются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на тер­ритории России, на континентальном шельфе и в исключи­тельной экономической зоне Российской Федерации.

3) Банк России и его учреждения;

4) бюджетные учреждения и организации;

5) органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления;

6) пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Не являются плательщиками налога организации, которые ведут налоговый учет в соответствии со специальными налоговыми режи­мами. К ним относятся: единый сельскохозяйственный налог, упро­щенная система налогообложения, система в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в отноше­нии имущества, относящегося к этому виду деятельности), система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Объектом налогообложения для российских и иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное пред­ставительство, признается движимое и недвижимое имущество(включая имущество, переданное во временное владение, пользова­ние, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета. Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвер­жденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. 94н, установлено, что приняты е к бухгалтерскому учету основные сред­ства отражаются по дебету балансового счета 01 «Основные cpeдства». В связи с определением объекта налогообложения и порядка веде­ния бухгалтерского учета возникают вопросы по определению иму­щества, которое является объектом обложения.

Рассмотрим подробнее порядок отражения этого имущества на сче­тах бухгалтерского учета. Облагаемые объекты учитываются не толь­ко по дебету 01 счета «Основные средства», а также по дебету счета 03.Доходные вложения в материальные ценности». Например, имуще­ство, которое организации сдают в аренду или лизинг без права выкупа.

При передаче объектов основных средств в доверительное управ­ление их остаточная стоимость отражается по дебету счета 79 «Вну­трихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору довери­тельного управления имуществом», не как объекты основных средств. В качестве объекта основных средств данное имущество будет отра­жаться на счете 01 у доверительного управляющего на отдельном балансе. Однако в Законе РФ «О налоге на имущество предприятий» отмечено, что основные средства, переданные в доверительное управ­ление, являются объектом налогообложения у учредителя довери­тельного управления.

При передаче объектов основных средств в качестве вклада в про­стое товарищество (в совместную деятельность) переданное имуще­ство отражается по остаточной стоимости по дебету счета 58 «Финан­совые вложения», субсчет «Вклады по договору простого товарище­ства». А в качестве объекта основных средств данное имущество будет отражаться на отдельном балансе у участника совместной деятель­ности, которому поручено ведение бухгалтерского учета по договору простого товарищества.

Не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования, имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления феде­ральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, использу­емое этими органами для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны право порядка в Российской Федерации.

Определение налогооблагаемой базы. Для целей налогооб­ложения определяется среднегодовая стоимость имущества, призна­ваемого объектом налогообложения. Имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установлен­ным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учет­ной политике организации. Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их пер во начальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчис­лений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового(отчетного) периода.

Среднегодовая стоимость определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стои­мости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетно­го) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая = Ст. имOl.0l+ Ст. им01.02+"'+ Ст. им 01.12+ Ст. им О1.ОI.сл.года

стоимость имущества 12+1

Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого иму­щества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Уполномоченные opгaны и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения объектов сведения об их инвентаризационной стоимости в течение 10 дней со дня оценки или переоценки.

При определении налоговой базы необходимо учитывать место нахождения имущества и установленные ставки налога. Она определя­ется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации, каждого обособленного под­разделения, имеющего отдельный баланс, и каждого объекта недви­жимого имущества, находящегося вне места нахождения организации и обособленного подразделения, а также в отношении имущества, облагаемого по разным ставкам.

Ставка налога. Ставка налога на имущество юридических лиц устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Но она не может превышать 2,2%. Устанавливать налоговую ставку для отдельных организаций не разрешается. Законодательством допуска­ется ее дифференцирование по отдельным категориям плательщиков и имущества.

Налоговые льготы. По налогу на имущество организаций налого­вые льготы устанавливаются федеральным законодательством. Они распространяются в основном на то имущество, которое используется по прямому назначению для осуществления основных функций орга­низaций а именно:

- организации и учреждения уголовно-исправительной систе­мы Министерства юстиции Российской Федерации; религиозные организации;

- общероссийские общественные организации инвалидов;

- производство фармацевтической продукции;.

- объекты, признаваемые памятниками истории и культуры федерального значения;

- железнодорожные пути и федеральные автомобильные доро­ги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи;

- имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юриди­ческих консультаций;

- имущество государственных научных центров;

- иное имущество согласно законодательству.

До 1 января 2006 г. федеральным законодательством предоставле­ны льготы в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюдже­тов, объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Законодательные органы субъектов Российской Федерации имеют право расширить перечень налоговых льгот.

Порядок исчисления налога. Налоговым периодом определен год, а отчетным периодом - первый квартал, полугодие, девять меся­цев. Законодательный орган субъекта Российской Федерации впра­ве не устанавливать отчетные периоды. В этом случае поступления в региональный бюджет будут осуществляться один раз в год после окончания налогового периода, что может привести к дефициту бюд­жета в течение календарного года. Поэтому вряд ли законодательные органы регионов воспользуются этим правом.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиками самостоятельно исходя из фактической среднегодовой стоимости имущества (с уче­том льгот) и ставки налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюд­жет по итогам налогового периода, определяется с учетом ранее начис­ленных авансовых платежей.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каж­дого отчетного периода в размере одной четвертой про изведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества. В отношении объектов недвижимого имущества иностранных орга­низаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, сумма авансового платежа исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умно­женная на соответствующую налоговую ставку.

Сроки уплаты. Налог и авансовые платежи по налогу на имуще­ство организаций подлежат уплате в порядке и сроки, которые уста­навливаются законами субъектов Российской Федерации. Налогопла­тельщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговую декларацию по итогам налогового периода - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим нало­говым периодом. Налоговые расчеты и декларация представляются в налоговые органы по месту нахождения объекта недвижимого иму­щества.

Налог и авансовые платежи российских организаций подлежат уплате в бюджет по месту нахождения имущества. Иностранные орга­низации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки на учет в налоговых органах. Если иностранные организации не осуществляют деятельность через постоянные представительства, то налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения имущества.

Предусмотрены дополнительные условия применения льготы по налогу на имущество организациями - резидентами особой экономической зоны. С 1 января 2007 г. для освобождения от налогообложения имущество должно не только числиться на балансе организации - резидента ОЭЗ, но также должно быть приобретено или создано в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, и располагаться на территории особой экономической зоны (п. 17 ст. 381 НК РФ). Только при соблюдении всех этих условий организации - резиденты ОЭЗ вправе будут пользоваться в отношении имущества льготой по налогу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налог на имущество физических лиц | Другие виды региональных налогов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.