Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налог на добавленную стоимость. Порядок исчисления налога и методика заполнения декларации




Основные виды федеральных налогов, методика их расчета

Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученны­ми от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и сум­мами налога по оплаченным материальным ресурсам, топливу, рабо­там, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) опреде­ляется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, установленных ст. 40 НК РФ. При ввозе товаров на таможенную территорию Рос­сийской Федерации налоговая база определяется как сумма:

1) таможенной стоимости этих товаров;

2) подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) подлежащей уплате акцизов.

Налоговая база увеличивается на суммы:

1) авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполненных работ или оказания услуг;

2) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специаль­ного назначения, в счет увеличения доходов либо иначе свя­занных с оплатой реализованных товаров.

В целях правильного исчисления налога необходимо установить дату реализации товаров в зависимости от принятой учетной поли­тики. Для налогоплательщиков, принявших в учетной политике дату возникновения налогового обязательства по мере отгрузки и по предъ­явлению покупателю расчетных документов, датой реализации това­ров считают день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Для налогоплательщиков, принявших в учетной политике дату воз­никновения налогового обязательства по мере поступления денеж­ных средств, датой реализации считается день оплаты отгруженных товаров (работ, услуг).

Налоговым периодом по НДС устанавливается календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала с суммами выручки, не превышающими 1 млн руб.,- квартал.

Ставки НДС:

0% при реализации товаров на экспорт (за исключением нефти и газа), а также работ (услуг), непосредственно связанных с их пере­мещением через таможенную границу, при условии фактического вывоза за пределы таможенной территории России; услуг по перевоз­ке пассажиров и багажа за пределы России при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов; товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами;

10% по продовольственным товарам (кроме подакцизных и дели­катесных), по товарам для детей по перечню, утвержденному Прави­тельством РФ;

18% по остальным товарам (работам, услугам), включая под­акцизные и деликатесные продовольственные товары.

Если сумма налога должна определяться расчетным путем, то налоговая ставка определяется следующим образом:

- по товарам, облагаемым по ставке 10%,- 10: 110 х 100%;

- по товарам, которые облагаются поставке 18%,-18: 118х 100%.

При реализации товаров, по которым применяется ставка 0%, нало­гоплательщик должен подтвердить обоснованность ее применения, а также доказать право на получение налоговых вычетов. Для этого ему необходимо представить в налоговый орган следующие документы:

- контракт на поставку товара;

- выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя на счет налогопла­тельщика в российском банке;

- грузовую таможенную декларацию с отметками таможенных органов, осуществляющих выпуск товара в режиме экспорта; копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы террито­рии России.

Документы (их копии) представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональ­ными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита. Если по истечении этого срока подтверждающие документы не представ­лены, то указанные операции подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 или 18%.

Если впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы документы, то уплаченные суммы налога подлежат возврату.

Начиная с 2007 года специальная процедура возмещения сумм НДС по экспортным операциям, по сути, отменена: вычеты НДС по внутренним и внешним операциям следует отражать в одной декларации (отменен п. 6 ст. 164 НК РФ, требовавший представлять отдельную декларацию по ставке 0 процентов). Процедура возмещения установлена общая и применяется только в том случае, если сумма НДС, уплаченная по внутренним и экспортным операциям, превышает общую сумму налога, исчисленную налогоплательщиком (п. 1 ст. 176 НК РФ) (см. об этом подробнее в п. 3 Обзора).

Теперь порядок применения вычетов по суммам НДС, относящихся к экспортным операциям, выглядит следующим образом.

Пример 1. Если налогоплательщик собрал документы, подтверждающие применение нулевой ставки НДС, в 180-дневный срок, то вычеты "входящего" НДС производятся на момент определения налоговой базы, то есть в последний день месяца, в котором собраны предусмотренные ст. 165 НК РФ документы (абз. 1 п. 3 ст. 172, п. 9 ст. 167 НК РФ). Отражаются вычеты по экспортным операциям в той же декларации, что и вычеты по внутренним операциям.

Пример 2. Если документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ, не собраны в 180-дневный срок, то, как и прежде, налог должен быть уплачен по ставке 10 или 18 процентов (абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ). Момент определения налоговой базы - день отгрузки товаров на экспорт (абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ). Важно, что на этот же момент (отгрузки на экспорт) у налогоплательщика появляется право на вычет "входящего" НДС по экспортированным товарам - теперь это прямо следует из п. 3 ст. 172 НК РФ.

Если налогоплательщик в дальнейшем соберет документы, подтверждающие применение ставки НДС 0 процентов, то на последний день месяца, в котором собраны эти документы, он сможет принять к вычету сумму налога, исчисленную им по ранее не подтвержденному экспорту (п. 10 ст. 171, абз. 2 п. 3 ст. 172 НК РФ).

Отдельную декларацию по ставке 0 процентов не нужно представлять начиная с 1 января 2007 г. Возникает вопрос, как предъявлять НДС к вычету, если товар на экспорт был отгружен в 2006 году? Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ не дает ответа на этот вопрос. И по старым, и по новым правилам вычеты сумм НДС по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, производятся после того, как будет собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Поэтому должны применяться те правила, которые действуют на момент возникновения права на вычет (т.е. на момент сбора и представления подтверждающих нулевую ставку документов).

Если отгрузка товаров на экспорт произошла в 2006 году и полный пакет документов был собран в 2006 году, то необходимо подавать отдельную декларацию по ставке 0 процентов.

Если товар был отгружен в 2006 году, а полный пакет документов будет собран в 2007 году, то отражать "экспортный" НДС следует в той же декларации, что и внутренние операции.

Если сумма НДС, уплаченная по внутренним и экспортным операциям, превышает общую сумму налога, исчисленную налогоплательщиком, то полученная разница подлежит возмещению по правилам ст. 176 НК РФ, которая также претерпела изменения.

Срок возмещения исчисляется с момента окончания камеральной налоговой проверки декларации, на основании которой НДС предъявлен к возмещению. При отсутствии нарушений налоговый орган должен в течение 7 дней после окончания проверки принять решение о возмещении НДС. Как и раньше, налоговый орган может самостоятельно произвести зачет суммы налога в счет недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам, а оставшуюся сумму налога возвращает по заявлению налогоплательщика. Но теперь п. 6 ст. 176 НК РФ прямо предусматривает возможность зачета суммы налога, подлежащей возмещению, в счет предстоящих платежей по заявлению налогоплательщика.

Решение о возврате (зачете) суммы налога налоговый орган должен принять одновременно с решением о возмещении и на следующий день после принятия решения направить в орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы налога. Территориальный орган Федерального казначейства обязан перечислить сумму налога на счет налогоплательщика в течение 5 дней со дня получения поручения.

За несвоевременный возврат начисляются проценты, начиная с 12 дня после окончания камеральной проверки и по день фактического возврата денежных средств. Однако новая ст. 176 НК РФ не предусматривает последствий нарушения сроков проведения камеральной проверки. Поэтому если камеральная проверка будет длиться свыше трех месяцев, проценты будут начисляться все равно с 12-го дня со дня фактического окончания проверки.

Налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного исходя из рассчитанной им налоговой базы, на установленные в соответствии с законодательством налого­вые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога:

1) предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг);

2) предъявленные покупателю и уплаченные продавцом товаров (работ, услуг) в бюджет, в случае возврата этих товаров или отказа от работ и услуг;

3) уплаченные по расходам на командировки, представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

4) исчисленные и уплаченные с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Все плательщики НДС должны составлять счета-фактуры при совершении операций по реализации товаров. Они являются обяза­тельным документом для всех плательщиков НДС. На основании счетов-фактур осуществляются расчеты НДС и контроль налоговых органов за правильностью и полнотой уплаты налога в бюджет. Нало­гоплательщик обязан вести журналы учета полученных и выставлен­ных счетов-фактур, книги покупок и продаж.

Счета-фактуры введены как инструмент дополнительного конт­роля налоговых органов за политикой сбора НД С и используются прежде всего для встречных проверок налогоплательщиков, для выяв­ления фактов уклонения от уплаты налога поставщиками и необосно­ванного предъявления к возмещению сумм входного налога покупателями.

Законодательством предусмотрен порядок заполнения счетов-­фактур. Неправильное заполнение или незаполнение хотя бы одного реквизита может служить основанием непринятия работниками нало­говой службы сумм НДС к вычету.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, исчисленная от налоговой базы. Если сумма вычетов превышает общую сумму налога, то разница подлежит возмещению налогоплательщику.

До 1 января 2007 г. частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, признавались индивидуальными предпринимателями, а значит, согласно ст. 143 НК РФ, - плательщиками НДС. В отношении их услуг в пп. 14 и 15.1 п. 3 ст. 149 НК РФ было предусмотрено освобождение от обложения НДС. В то же время адвокаты и частные нотариусы могли отказаться от применения льготы (п. 5 ст. 149 НК РФ). Кроме того, они все равно должны были сдавать налоговые декларации по НДС (п. 5 и п. 6 ст. 174 НК РФ).

Со вступлением в силу изменений частнопрактикующие нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, не признаются индивидуальными предпринимателями (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ), следовательно, не могут считаться налогоплательщиками НДС. Поэтому после 1 января 2007 г. нотариусы и адвокаты не смогут отказаться от льготы и уплачивать налог, также им не нужно будет сдавать "нулевые" декларации по НДС.

Религиозные организации и объединения (а также те организации, единственным учредителем или участником которых является религиозная организация) пользуются льготой по НДС при реализации (или передаче для собственных нужд) предметов религиозного назначения и литературы. Такое право предоставлено им пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ. Однако, исходя из ранее действовавшей формулировки этого подпункта, пользоваться льготой можно было только в том случае, если налогоплательщик одновременно и производит, и реализует предметы религиозного назначения (религиозную литературу). То, что реализация продукции, произведенной третьими лицами, под действие льготы не подпадает, разъясняли в своих письмах налоговые органы (Письмо УМНС России по г. Москве от 10.06.2003 N 24-11/30729). Однако религиозные организации и объединения, как правило, самостоятельно производства предметов религиозного назначения не осуществляют (этим занимаются их дочерние организации). Для того чтобы в таком случае также можно было применять льготу, в пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ внесены изменения. Пользоваться льготой при реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы с 1 января 2007 года можно при следующих условиях:

1. Продукция производится:

а) религиозными организациями (объединениями);

б) организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения).

2. Продукция реализуется:

а) самими производителями;

б) иными религиозными организациями (объединениями);

в) иными организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения).

Если же налогоплательщик продает религиозную литературу и предметы религиозного назначения, произведенные сторонними организациями, не являющимися религиозными (или организациями, единственный учредитель или участник которых - религиозная организация или объединение), льгота применяться по-прежнему не может.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ предусматривает создание нового вида государственных и муниципальных учреждений - автономные учреждения, пользующиеся большей свободой в отношении переданного им имущества. Автономные учреждения не признаются бюджетными учреждениями: это указано и в п. 2 ст. 120 ГК РФ, и в п. 2 ст. 161 БК РФ.

Поэтому в пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ вносятся изменения: не будет облагаться НДС безвозмездная передача основных средств любым государственным и муниципальным учреждениям, то есть как бюджетным, так и автономным.

С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2008 г. не будет облагаться налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию России некоторых видов сельскохозяйственной продукции:

1) племенного крупного рогатого скота;

2) племенных свиней, овец и коз;

3) семени и эмбрионов указанных племенных животных;

4) племенных лошадей и племенного яйца.

Это предусмотрено в новой ст. 26.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ. Освобождение от обложения НДС при ввозе указанной продукции распространяется только на следующих налогоплательщиков:

1) сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые подпадают под критерии, установленные в п. 2 ст. 346.2 НК РФ. В этой статье установлены условия (доля выручки от реализации сельхозпродукции), при которых организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату единого сельхозналога. Однако пользоваться освобождением могут не только налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, но и другие сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие общий режим налогообложения или УСН. Главное, чтобы эти сельхозпроизводители соответствовали критериям п. 2 ст. 346.2 НК РФ и могли перейти на уплату ЕСХН, даже если они такой возможностью не воспользовались;

2) российских лизинговых организаций, которые занимаются лизинговой деятельностью и ввозят указанную продукцию для ее последующей поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям, подпадающим под критерии, установленные в п. 2 ст. 346.2 НК РФ.

Конкретный перечень продукции, которая будет освобождаться от обложения НДС при ввозе, должен быть утвержден Правительством РФ.

Уплата налога. Плательщики налога самостоятельно определя­ют сумму на основе данных бухгалтерского учета и отчетности и принятой учетной политики (определение выручки по мере отгрузки или по мере оплаты). Уплата производится:

- ежемесячно по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

- поквартально налогоплательщиками с ежемесячными в тече­ние квартала суммами выручки (без учета НДС и налога с продаж), не превышающими 1 млн руб., не позднее 20-го чис­ла месяца, следующего за истекшим кварталом;

- по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, одновременно с уплатой таможенных платежей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.