Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5 Транзактный анализ Э. Берна

Транзактный анализ берет свое название от латинского слова transacto – сделка. Это психотерапевтическая теория и одновременно метод психотерапии, основанный на процедуре анализа структур личности, его автором является американский психолог и психиатр Э. Берн. В основе теории транзактного анализа лежат несколько основополагающих идей.

1) Тот факт, что младенцы, в течение длительного времени лишенные физического контакта с людьми, необратимо деградируют и, в конце концов, погибают от той или иной неизлечимой болезни, т.е. явление, именуемое «эмоциональной деривацией» может иметь смертельный исход. Это натолкнуло Берна на мысль о существовании сенсорного голода. Сенсорный голод – потребность в эмоциональных связях, физическом контакте с другими людьми. Поглаживание заполняет сенсорный голод, это условное название, которое не обязательно означает прикосновение. Обмен поглаживаниями составляет трансакцию, которую Берн, в свою очередь, определяет как единицу общения. Трансакция имеет место тогда, когда я предлагаю вам какой-то вид общения, а вы отвечаете мне.

2) Вслед за сенсорным голодом идет структурный или потребность в заполнении (структурировании) времени. Структурный голод не менее важен для выживания, чем голод сенсорный. Структурный голод связан с необходимостью избежать скуки.

При встречах людей в группах или парах существует всего шесть способов проводить свое время или общаться (структурировать время):

-ритуалы и процедуры

- времяпровождение

- игра

- близость

- деятельность

3) Транзактный анализ исследует цепочки транзакций на основе модели Эго-состояний. Эго-состояние – это совокупность связанных друг с другом схем поведений, мыслей и чувств как способ проявления нашей личности на данный момент. Набор таких состояний не ограничен, они представляют собой не роли, а «психологические реальности». Репертуар всех Эго-состояний подразделяется на три категории: Родитель, Взрослый, Ребенок.

4) Трансакции происходят между состояниями Я. Они бывают:

- дополнительные

- пересекающаяся трансакция

- скрытые – основа для игр, участвует сразу несколько состояний я: на поверхности взрослый, а на самом деле ребенок или родитель.

5) Игрой называется серия последовательных дополняющих скрытых транзакций, приводящих к четко определенному предсказуемому исходу. Игры четко отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождения двумя важнейшими признаками: 1) скрытыми мотивами и 2) наличием "выигрыша", конечного вознаграждения, ради которого ведется игра.

6) Помимо разных привычных форм структурирования времени большинство людей подсознательно имеет свой жизненный план или сценарий, который структурирует более длительные периоды жизни: месяцы, годы и т.д. Обычно сценарии основаны на детских иллюзиях, которые не могут исчезнуть в течении жизни. Когда иллюзия разрушается, наступает жизненный кризис. Сценарий – это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется в основном под влиянием родителей, это психологический импульс, с большой силой, толкающий человека на встречу судьбе. Сценарий предполагает: 1) родительские указания 2) подходящее личностное развитие 3) решение в детском возрасте 4) действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу 5) убеждающую установку. Сценарии можно условно разделить на три категории. Победитель – человек, преуспевающий (с его точки зрения) в том деле, которое он намерен совершить. Неудачник – тот, кто не в состоянии совершить намеченное. Непобедитель – это тот, кто не выигрывает и не проигрывает, а ухитряется все свести к нейтральному балансу. Формирование сценария начинается еще в момент рождения, а иногда еще и до него. На следующем этапе у ребенка появляются мнения и убеждения относительно себя самого и окружающих сего людей. Простейшие двусторонние позиции (Я – Ты)

Я+Ты+ - позиция здоровой личности.

Я+Ты- - превосходство, в лучшем случае это позиция непрошенного советчика, который лезет помочь «неблагодарным» людям.

Я-Ты+ депрессия, самоуничиения, характерна для меланхоликов, неудачников.

Я-Ты- - позиция безнадежности и содержит элементы шизофрении

Существуют еще нестабильные, тревожные личности, которые переходят от одной позиции к другой.

Трехсторонние позиции:

Я+Ты+Они+ - успех

Я+Ты+Они- - снобизм

Я+Ты-Они+ - позиция миссионера, где-то там есть люди лучше, чем вы.

Я+Ты-Они- - позиция одинокого самоуверенного критикана

Я-Ты+Они+позиция мазохиста

Я-Ты+Они-«я унижаюсь, а ты наградишь меня, а не тех ничтожных людей»

Я-Ты+Они+ - позиция льстивой зависти

Я-Ты-Он- - пессимизм, хороших людей в принципе не существует.

Существуют неопределенные позиции Я+Ты+Они? (я хороший, ты хороший, а про них мы ничего не знаем.

Следующий шаг в развитии сценария – поиск сюжета с соответствующим продолжением и ответа на вопрос «что случается с такими как я»?.

Основные паттерны сценарного процесса:

1) Пока не – Я не могу радоваться, пока не закончу работу. Ясон, ему было предсказано, что он не станет царем, пока не выполнит определенных условий. Или Геракл.

2) После – Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить. Дамокл.

3) Никогда – Я никогда не получаю того, что больше всего хочу. Мифический герой – Тантал.

4) Всегда – почему это всегда случается со мной? Арахна, паук, вечно ткущий свою паутину. Сизиф.

5) Почти – в этот раз я почти достиг своего.

6) Сценарий с открытым концом – напоминает сценарии «после» и «пока не» тем, что в нем присутствует точка раздела, после которой все меняется, но человеку этот момент кажется пустотой. Рай на небесах. История Филемона и Бавкиды, которых боги превратили в лавровые деревья.

Каждый сценарий включает в себя излюбленные игры. Любимая игра каждого человека уходит корнями в прошлое – к его родителям, дедушкам и бабушкам, Воспитание ребенка можно рассматривать как обучение ребенка тому, как и в какие игры играть.

Сценарий так же во многом зависит от истории семьи. Высвобождение от сценария возможно через развитие самостоятельности. Самостоятельность выражается в высвобождении или восстановлении трех способностей: способности к сознаванию, спонтанности и близости. Сознавание представляет собой способность видеть кофейную чашку и слышать пение птиц по-своему, а не так, как научили. Сознавание предполагает жизнь в настоящем, а не где-то в прошлом или будущем. Спонтанность означает возможность выбора, свободу самому решать, какие выражать чувства из возможного их набора (чувства Родителя, чувства Взрослого или чувства Ребенка). Она означает свободу, свободу от принуждения играть в игры и испытывать только те чувства, которые в человеке воспитаны.

Близость представляет собой спонтанное, свободное от игр чистосердечное поведение человека, который со всею искренностью живет в настоящем, сознавая происходящее, – свободно, эйдетически воспринимая мир глазами неиспорченного Ребенка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4 Формирование представлений о реальности | Лекция 7 Нейролингвисическое программирование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.