Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолог в психиатрической клинике

III. Социально-психологическая. Липовски.

1. Болезнь – угроза или вызов. Тип реакции как противодействие. Уход, тревога или борьба.

2. Болезнь – утрата. Депрессия, растерянность, горе. Предпринимает попытки привлечь внимание.

3. Болезнь – выигрыш или избавление. Безразличие или жизнерадостность. Нарушение режима и враждебность по отношению к врачу.

4. Болезнь – наказание. Человек сначала испытывает стыд, а потом агрессию или гнев.

Молодые специалисты - клинические психологи - могут получить весьма разнообразные должности. Как правило, они устраиваются в разного рода психокоррекционные центры, в центры психологической консультации, хосписы, психиатрические клиники, педиатрические учреждения, школы. Кроме того, практические психологи требуются как специалисты в научно-исследовательских учреждениях, таких как Научный центр психического здоровья РАМН, Клиника нервных болезней ММА, НИИ психиатрии, НИИ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко.

Если говорить более конкретно об осуществляемой психологами практической деятельности, то можно, например, отметить процветающее в последнее время направление психологической работы на базе психиатрических клиник. Ещё совсем недавно клиническая область, так называемой, «большой психиатрии» была монополией врачей-психиаторов, сейчас же роль психолога в работе с психотическими больными становится всё более значимой.

Особенно большое внимание уделяется со стороны психологов такому распространённому и тяжёлому психическому заболеванию как шизофрения. Многие специалисты работают, в частности, над актуальнейшей проблемой психо-социальной реабилитации этих больных, возвращения их к полноценной жизни в обществе после перенесения тяжёлых психотических эпизодов. Непосредственное лечение болезни осуществляет психиатр, психолог в данном случае начинает свою деятельность тогда, когда пациенту приходит время покинуть стационар и вернуться в повседневность. Помочь человеку как можно более успешно сделать этот шаг, поддержать его в трудных жизненных ситуациях вне больницы, к которым больной в силу своего недуга может быть не готов, оказать помощь в восстановлении прерванных отношений с дорогими людьми, в начинании новых контактов - всё это и многое другое входит в задачу психолога. Он как специалист проводит с больными клинические беседы, используя для этого как индивидуальные, так и групповые методы работы. Довольно часто применяются методики семейного консультирования.

Следует отметить, что практический психолог не должен быть скован каким-то ограниченным количеством применяемых им методов, он обязан уметь гармонично сочетать разнообразные приёмы и теории, чтобы иметь возможность помочь любому клиенту в любой затруднительной ситуации, а не оказаться в рамках одного единственного шаблонного способа разрешения разнородных проблем. Для каждого нового пациента, для каждой новой группы специалист должен выбрать такую методику, которая принесёт наибольшую пользу, окажется наиболее действенной. Многие практикующие психологи в настоящее время используют так называемый «проблемно ориентированный подход», оставаясь на базе общей гуманистической установки и применяя на её фоне разнообразнейшие техники: НЛП, когнитивно-поведенческую терапию, гештальт-терапию и др.

Для продуктивного осуществления подобного рода деятельности человек должен обладать специфическими личностными качествами: толерантностью (терпимостью) к тяжёлым психопатологическим проявлениям, общей гуманистической установкой к окружающим, открытостью, лёгкостью в общении, способностью к состраданию, живым творческим началом. Практика психолога способна реализовать искренние интересы к сложности, таинственности и богатству внутреннего мира человека.

Следует особо отметить, что работа практического психолога как весьма специфическая форма труда имеет, разумеется, и некоторые кадровые ограничения. Так для практического психолога нежелательно наличие каких-либо психических или грубых соматических заболеваний, так как это с большой вероятностью может привести к ситуации, когда терапевт решает свои собственные психологические проблемы за счёт клиентов. Хотя, с другой стороны, есть немало случаев весьма успешной, эффективной работы психологов, имеющих подобные противопоказания.

Работа практического психолога проходит в чрезвычайно разнообразной и сложной социальной и информационной среде. Для наилучшей эффективности деятельности специалисту приходится иметь дело профессионалами из разных сфер науки: психиатрами, социальными работниками, физиологами как российскими, так и зарубежными. Для психологов работающих над проблемами большой психиатрии подобные встречи проходят чаще всего в рамках так называемых клинических разборов, мероприятий, когда специалисты из разных областей знания собираются для обсуждения наиболее трудных историй болезни. Здесь они имеют возможность мультидисциплинарно подойти к конкретному случаю, очно обменяться мнениями, взаимно обогатиться опытом.

Многие авторитетные клинические психологи занимаются активной преподавательской деятельностью. Они читают лекции в разных ВУЗах Москвы, организуют собственные обучающие программы по психологическому консультированию. Соответственно они имеют возможность поддерживать контакт как с профессурой, так и со студентами. Осуществляют они и супервизии, то есть руководство начинающими специалистами.

Достигая относительно высокого уровня мастерства, психолог обретает возможность налаживать контакты с коллегами из многих стран мира, сотрудничать с ведущими университетами Европы и Америки, ездить за рубеж для повышения квалификации и на стажировку, включаться в Международные психологические ассоциации (такие, как, например, «Международная федерация психотерапии») и, следовательно, находиться в курсе последних достижений в интересующей области.

Конечно, в работе практического психолога, как и в любой другой профессиональной области, существуют и свои специфические сложности и опасности. В качестве основной и наиболее распространённой опасности специалисты, как правило, выделяют так называемый "синдром сгорания", когда психолог как бы личностно истощается, впадает в жёсткие стереотипы работы, утрачивает чувствительность к состояниям клиента и к своим собственным, теряет самоидентичность в результате многократного и неверного эксплуатирования своего внутреннего мира во время общения с пациентами.

Профессиональные ценности практического психолога, в общем и целом, совпадают с ценностями представителей других областей психологии. Прежде всего, необходимо быть настоящим профессионалом своего дела, это значит не выходить за рамки своей компетенции и, в то же время, постоянно быть открытым новому.

ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

 

Предмет, задачи и значение медицинской психологии

 

Медицинская психология является как областью медицины, так и областью психологии. Медицинская психология изучает вопросы теории и практики медицины, которые связаны с пси­хологией, и вопросы психологии больных людей, имеющие отно­шение к задачам диагностики, лечения и профилактики болез­ней. Она разрабатывает вопросы о роли и месте психических особенностей личности в предупреждении, возникновении, тече­нии и лечении болезней, в деле укрепления и сохранения здо­ровья людей.

Основными общими разделами медицины, значимыми для всякого рода заболеваний, являются: а) проявления болезней; б) их причины и происхождение (этиология и патогенез); в) ле­чение и уход за больными; г) предупреждение болезней и тесно связанная с этим гигиена как наука об укреплении здоровья, развитии и укреплении сопротивляемости организма болезне­творным факторам.

Медицинская психология соответственно этому изучает:

а) психические проявления различных болезней в их динамике; б) роль психики в возникно-вении, течении и предупреждении болезней и в гигиенических мероприятиях; в) влияние различ­ных болезней на психику; г) нарушения развития психики; д) принципы и методы психологического исследования в клинике.

Особое место в разработке теоретических вопросов медицин­ской психологии занимают такие важнейшие проблемы методо­логического значения, как соотношение мозга и психики, орга­низма и психики.

Норма и патология в психике. Болезненно измененная пси­хика отличается от нормальной количественно и качественно. Например, эмоции могут быть у одних здоровых людей сильней и глубже выражены, у других – слабей и поверхностней;ночрезмерная слабость эмоций или чрезмерная сила их в дейст­виях и поступках делают человекане адекватным требованиям жизни, не приспособленным к ней, и являются признаком пато­логического состояния личности.

Особая важность и трудность проблемы различения нормы и патологии психики обнаруживается в области ранней диагности­ки психических заболеваний и в области так называемых погра­ничных состояний. Здесь имеют в ряде случаев известное значе­ние средние статистические величины, подобно характеризующим норму в соматической медицине показателям кровяного давле­ния, пульса, температуры, обмена. В области нервно-психической такими показателями являются скрытый период психомоторных реакций, некоторые качественные и количественные характери­стики уровня умственного развития. Эти величины динамичны в том смысле, что они изменяются с изменением условий. Кроме того, варьируя в разные моменты у одного и того же индивида, они в своих колебаниях дают основание для суждения об их нормальности или патологичности.

Нормы времени восприятия также динамичны, как, напри­мер, колебания кровяного давления у здоровых. Сложный во­прос о нормах умственного развития имеет значение для оценки здоровья и болезни. Особенно важен этот вопрос в отношении динамики психического развития. Этот процесс сложен и много­сторонен. Поэтому умственное развитие определяется по раз­ным показателям, каждый из которых сам по себе имеет отно­сительное значение. Так, одним из ранних показателей умствен­ного развития ребенка является начало речи, которая нормально возникает в конце первого года. Весьма важным показателем является ответ на вопрос, в каком возрасте начаты счетные опе­рации (разумеется, в условиях, где ребенок мог выучиться счи­тать). Способность к образованию правильных понятий возни­кает и развивается в процессе обучения в школе. При этом может обнаружиться быстрый, медленный и патологически за­медленный темп, а также качественные нарушения развития. Здесь примерные нормы определяются в связи с возрастом. Что касается вопроса о нормальных и патологических свойствах ха­рактера, то для их определения количественные показатели наи­менее применимы и существенными здесь являются главным образом качественные характеристики, выявляющие нормальные типологические варианты и их крайние отклонения, свидетельст­вующие о патологии.

В рамках количественных показателей нормы существуют типические варианты, тяготеющие к той или иной крайности. Так, в области психомоторных актов отмечаются более медлен­ные или более быстрые реакции. Эти типы реакций давно отме­чены у здоровых. Однако в патологии резкое изменение реакций в сторону замедления характерно для меланхолического угнете­ния или для гипотиреоидного притупления и некоторых других патологических состояний. Ускорение реакций само по себе не характеризует патологии, но их ускорение при снижении их качества, т. е. при увеличении числа ошибок, характеризует патоло­гию. Так, в гипоманиакальном состоянии время реакции разли­чения или выбора может превышать обычную быстроту, но ко­личество ошибок при этом велико. При складывании чисел – число сложений в минуту у больных, страдающих возбудимой формой истерии, повышено, но также повышено количество оши­бок, при пассивноастенической форме истерии снижено и коли­чество и качество. При психастении количественно продукция низка, а качество ее, за исключением астено-абулических форм, обычно достаточно высокое.

Однако основным в определении патологического состояния личности является нарушение интегральной способности аде­кватно разрешать жизненные задачи и социально адекватно ве­сти себя. Одну из важнейших задач медицинской психологии со­ставляет выявление особенностей и соотношения в личности разума и чувств.

Чем более сложна поставленная перед личностью задача, тем, разумеется, более возрастают требования к интеллекту. В основном, мы понимаем под интеллектом способность субъекта ставить и решать новые задачи. Эта способность отличает ин­теллект от инстинкта как врожденной формы поведения, как системы безусловных рефлексов. Однако решение жизненных задач требует не только достаточного интеллекта, но и волевых и эмоциональных качеств: способности к усилию и стойкости, увлеченности делом, самообладания, уравновешенности, само­контроля, целеустремленности. Согласованность различных сто­рон нервно-психической деятельности обеспечивает адекватность реакций жизненным условиям и способность разрешать жизнен­ные задачи. Эта способность иногда у человека односторонне и неправильно определяется только как приспособляемость к тре­бованиям и условиям жизни. Между тем она дает человеку воз­можность не только приспособляться к среде, но и господство­вать над ней. Жизненная адекватность проявляется как в отдельных чертах личности, например, в достаточных интеллек­туальных и волевых качествах, так и во взаимоотношении ка­честв интеллекта, воли, воображения, памяти, эмоции и т. п. Непропорциональность, противоречивость свойств является ча­стным признаком патологических личностей – психопатов.

Наука и практика вырабатывают представления о нормаль­ном состоянии как отдельных систем организма и психики, так и организма, психики и личности в целом. Нужно при этом за­метить, что понятие нормы психического здоровья это не только биологическое, но и социальное понятие. Поэтому в характеристику психического здоровья входит оценка не только силы, по­движности и уравновешенности нервных процессов, но и способ­ности к волевому усилию и волевой стойкости, динамики инте­ресов, особенностей общения и взаимоотношения с людьми.

Именно учитывая это, можно правильно ориентироваться в сложном вопросе определения и разграничения нормы и патоло­гии личности и поведения человека, что является важной зада­чей медицинской психологии.

Учение о болезненных изменениях психики и личности в целом – одна из важнейших областей медицинской психологии. Вместе с тем, оно входит в общую часть психиатрии и психопа­тологии, которая связывает психиатрию с медицинской психоло­гией.

Медицинская психология и психопатология. Здесь можно условно разграничить два очень близких понятия, относящиеся к медицине, – психопатологию, в основном как раздел психиат­рии, и патопсихологию, в основном как раздел медицинской психологии.

Психопатология – это общее учение о патологии психики, ее болезненных изменениях, прежде всего выраженных в клини­ке психозов.

Медицинская же психология изучает главным образом осо­бенности изменения у больных процессов и состояний, присущих и здоровой психике (восприятие, мышление и пр.). Патопсихо­логия, как часть медицинской психологии, это психология чело­века в связи с его болезнью, изучение психики больного не только в ее болезненных изменениях, но и в сохранных ее сто­ронах. Патопсихологическое исследование – исследование, наи­более опирающееся на психологическую теорию и психологиче­ские методы.

Те или иные изменения психики отмечаются не только при душевных заболеваниях и при неврозах и психопатиях, но и в неврологической клинике и при ряде соматических заболеваний.

Среди вопросов медицинской психологии видное место зани­мает вопрос об особенностях личности, имеющий существенное значение для возникновения и течения болезни и лечения боль­ного. Такие свойства личности, как бодрость, оптимизм, самооб­ладание, идейная целенаправленность, могут способствовать предотвращению болезни, облегчению и преодолению ее. Психи­ческие травмы, психическое напряжение могут ухудшать состоя­ние больного, отрицательно влиять на течение болезни. Это также является предметом исследования медицинской психо­логии.

Учитывая сказанное, необходимо признать общемедицинское значение медицинской психологии. Это также отличает медицин­скую психологию от так называемой патопсихологии, с одной стороны, от психопатологии, с другой. Вместе стем непра­вильно было бы недоучитывать близость, а иногда и перекрещиваемость медицинской психологии и психопатологии.

Врачу надо уметь всесторонне обследовать не только орга­низм, но и личность больного. Это умение опирается на большой медико-психологический опыт клиницистов и на психологиче­скую теорию, а не на одно лишь знание соматической стороны болезни.

Врачу любой специальности важно знать особенности лич­ности больного, особенности психики ребенка и пожилого чело­века. Эти знания устанавливаются рядом дисциплин, в том чи­сле и медицинской психологией.

Психология и этиология заболеваний. Роль психологического исследования велика в дифференциальной диагностике ряда за­болеваний, в первую очередь в диагностике заболеваний, обу­словленных болезненным изменением вещества мозга и психо­генных, т. е. обусловленных психическими причинами, заболе­ваний.

При очаговых заболеваниях мозга важнейшее значение име­ет проблема локализации очага поражения. Хотя роль психоло­гического исследования при этом несомненна, но обычно психо­логическая сторона очаговых заболеваний изучалась до послед­него времени главным образом невропатологами и психиатрами, что на стадии первоначального накопления фактов удовлетво­ряло запросы клиники. Сейчас же проблема локализации очага в мозгу и тесно связанная с этим проблема его влияния на функциональные системы все больше изучается с привлечением психологических знаний, психологических методов исследова­ния. Соответствующий раздел медицинской психологии некото­рые авторы обозначают как невропсихологию.

Другой крупный теоретический вопрос, имеющий и большое практическое значение, это вопрос о соотношении психики и ор­ганизма. Эта важная проблема в капиталистических странах разрабатывается представителями так называемого психосома­тического направления в медицине. Но это направление основы­вается на псевдонаучных положениях фрейдизма, требующих критического преодоления.

Наша медицинская психология должна сыграть большую роль в развитии материалистического учения о психосоматиче­ских отношениях. Сюда входят вопросы о влиянии психики на организм и отдельные органы и о влиянии нарушений в различ­ных органах на мозг и психику. При заболеваниях отдельных органов нередко возникают некоторые изменения психики. Так, например, изменение деятельности мозга часто наступает при болезнях щитовидной железы, вплоть до развития психоза, ко­торый в таком случае называется тиреотоксическим. Изменение психики при этом представляется вторичным, т. е. Последствием первичного изменения организма, влиянием этого изменения на мозг.

Болезненное состояние мозга может вызываться не только нарушением деятельности органов внутренней секреции, как, на­пример, щитовидной железы, околощитовидных желез, надпо­чечников, гипофиза, но и других органов – сердца, почек, пече­ни, желудка и кишечника. Их заболевания могут повлечьзасобой изменения функционального состояния мозга и расстрой­ства психической деятельности, которые в таких случаях назы­ваются соматогенными, или соматогениями. Соматогения неред­ко выражается незначительными психическими изменениями, больше относящимися к сфере психологии, чем психопатологии.

С другой стороны, психические потрясения, иначе называе­мые психическими травмами, психические перенапряжения, ра­зочарования в жизни, потеря близких и цели в жизни в резуль­тате тех или иных неблагоприятно сложившихся обстоятельств могут явиться болезнетворными или патогенными моментами. В таких случаях психические переживания играют роль причи­ны, вызывающей болезненное психическое, а также и физиче­ское (соматическое) состояние.

Эти психические причины многообразны. Наиболее значимы­ми и частыми являются отрицательные эмоции, связанные с на­рушенными взаимоотношениями людей. Например, враждебные взаимоотношения, обусловленные ими действия, такие, как оскорбление, физическое и моральное насилие, моральные кон­фликты, издевательство над человеком, травля его, порождают эмоциональные состояния гнева, страха, угнетения, возмущения и т. д. Объективно – это иногда случайно сложившиеся обстоя­тельства: например, смерть близкого, потеря работы или поло­жения, утрата имущества, там, где оно играет важную роль, увечье, особенно там, где оно создает серьезную угрозу суще­ствованию. Все это представляет обстоятельства, в которых зна­чительную или главную роль играет тяжелое переживание, ко­торое может стать причиной болезни, называемой психогенной, или психогенией.

В возникновении при этом психических расстройств играют роль не только внешние обстоятельства, но и в единстве с ними внутренние, субъективные условия. Внешние условия при этом, прежде всего, и главным образом социальные, зависящие от них конкретные жизненные обстоятельства, а также и определяемые ими физиологические условия. Не останавливаясь здесь деталь­но на соотношении социального и физиологического, укажем лишь, что условия жизни и питания, продолжительность жизни, распространенность инфекционных заболеваний в огромной сте­пени социально обусловлены. Изменение социальных условий влечет за собой изменения физиологического и биологического порядка.

Внутренние причины – это особенности организма и лично­сти заболевшего. Особенности организма – это общая конститу­ция и состояние отдельных органов. Индивидуальное соматиче­ское состояние является сложным продуктом врожденных и приобретенных в истории жизни влияний. Внутренние причины переживаний, в том числе болезнетворных, психотравмирующих переживаний, вытекают из особенностей личности, характера ее реакций, ее отношения к окружающему. У человека, повышенно впечатлительного, «сензитивного» при прочих равных условиях болезненные переживания вызываются не только особо тягост­ными обстоятельствами жизни, но и не особенно жизненно важ­ными для него факторами.

Таким образом, задача медицинской психологии в этиологи­ческом плане заключается в изучении психологическими мето­дами болезнетворных для психики особенностей условий жизни и деятельности человека, особенностей его организма и мозга, а также в изучении особенностей личности, предотвращающих заболевание или предрасполагающих к нему.

Роль соматических и психических моментов в возникновении болезненных психических и телесных изменений у человека раз­лична. Они различно соотносятся в одновременности и последо­вательности. Так, может быть «чисто» психогенное заболевание, например, психогенная депрессия, вызванная утратой близкого лица. Неврозы, например, невроз навязчивости, истерия и дру­гие, являются в своей основе психически обусловленными, т. е. психогенными. Психогенным путем могут возникать и сомати­ческие страдания – расстройства деятельности внутренних и эндокринных органов, кожные заболевания, температурные, тро­фические и другие нарушения. Возможна и комбинация «чисто» соматического заболевания, например, острой инфекции, с пси­хогенным заболеванием, нередко переплетение психогенных и соматических факторов создает «порочный круг», вернее, «по­рочную спираль», например, когда в трудных условиях возни­кает психическое перенапряжение, это перенапряжение вызы­вает гипертоническую болезнь, последняя ухудшает состояние нервной системы, что, в свою очередь, усиливает перенапряже­ние, и так далее.

Раскрытие психогенеза болезненного состояния, особенно в случаях длительно и исподволь развивающегося заболевания, представляется нередко весьма сложной задачей. Врачу прихо­дится изучать историю развития личности, выяснять связи меж­ду свойствами личности и обстоятельствами жизни, зависимость патогенного действия тех или иных обстоятельств жизни от особенностей характера больного. Таким образом, медико-пси­хологическими проблемами здесь являются ход развития психи­чески обусловленной или осложненной болезни, взаимодействие психического и соматического в процессе развития болезни, осо­бенности личности, включая особенности характера, как до болезни, так и в болезненном состоянии, установление связи между особенностями болезненной психической картины и осо­бенностями личности. Здесь медицинская психология также не только использует данные нормальной психологии для медицин­ских целей, но сама служит сравнительнопатологическим методом для решения ряда психологических проблем.

Медицинская психология и вопросы лечения. Психологиче­ское является не только фактом проявления жизни, но и актив­ным фактором, который постоянно играет важную роль в лечении, предупреждении болезней и гигиене. Нет надобности гово­рить о том, что воздействие на организм может и вызывать и излечивать психические болезни. Стоит лишь вспомнить о дейст­вии ядов на психику и о чудесном эффекте современных, так на­зываемых психотропных средств, которые в ряде случаев воз­буждения или угнетения человека на время их действия делают его практически здоровым или почти здоровым.

Признание активности психики и заставило уже давно искать в психике пути и средства лечения. Повседневный опыт и на­учно-клинические исследования показывают, что психика дейст­вительно может служить могучим источником целебного дейст­вия. Психотерапия – лечение методами воздействия на психику больного – играет в ряде случаев огромную роль. Поскольку за­дачей психотерапии является воздействие на психику и через психику, она требует вооружения лечащего врача умением пра­вильно оценить психическое состояние, психические особенности и возможности больного, воздействовать сообразно этому на него с учетом особенностей его состояния.

Это касается не только психиатров и специалистов-психо­терапевтов, но и врачей всех специальностей. Крупнейшие врачи древнейших времен и нашего века неоднократно ука­зывали на роль психики в возникновении, течении и лечении болезни.

Из замечательных отечественных деятелей медицины можно указать в связи с этим на М. Я. Мудрова, С. П. Боткина, В. А. Манассеина и ряд других. С. П. Боткин, подчеркивая роль психики, писал о «психо-клинических параллелях». Он явился основателем того направления в медицине, которое И. П. Пав­лов назвал «нервизмом». Под явным влиянием И. М. Сеченова в сотрудничестве с И. П. Павловым С. П. Боткин показал зави­симость состояния внутренних органов человека от головного мозга. И. П. Павлов, критикуя дефекты субъективной идеали- стической психологии, подчеркивал значение психологического подхода, говоря о том, что прежде, чем физиологически объяс­нять, надо психологически понять больного. Видный отечествен­ный клиницист Р. А. Лурия показал значение «внутренней картины болезни», т. е. отражения болезни в переживаниях боль­ного.

Признание значения экспериментально-психологического ис­следования в клинике вызвало создание экспериментально-пси­хологических лабораторий в различных институтах и клиниках.

Нет надобности доказывать, что для влияния на психику больного надо обладать и общими психологическими знаниями и специальным знанием особенностей психики больного и прие­мов лечебного психического воздействия.

Задачи психотерапевтического воздействия встают не только перед врачом-психиатром. Каждый врач в повседневной прак­тике влияет на больного и многое в лечении зависит от того, насколько врач знает психику больного, владеет приемами пси­хического воздействия. Врач ведет больного, это значит, что он не только регистрирует течение болезни, делает назначения, но и взаимодействует с больным, воздействует и психотерапевтиче­ски руководит им, успокаивает, ободряет, переубеждает, а это требует со стороны врача психологической наблюдательности. Разумеется, роль психологической стороны изменяется в зависи­мости от характера заболевания и особенностей личности боль­ного, различных форм его реакции на болезнь и на условия, в которых она протекает. Отношение больного к врачу – доверие, уважение, любовь – являются важнейшим условием эффектив­ности лечебного процесса.

Психофармакология. В последнее время в связи с огромным развитием фармакологии возникла область психофармахологии, т. е. учения о веществах, особенно заметно воздействующих на нервную систему и психику. Психофармакология – комплексная наука. Если одной ее стороной является изучение биохимической структуры различных «психотропных» веществ, то другой яв­ляется выяснение особенностей психических изменений, наступаю­щих под влиянием этих веществ. Для этого недостаточно клини­ческого наблюдения, необходимо экспериментально-психологи­ческое исследование. На этот путь объединения химии, клиники и психологии все более становятся психофармакологические исследования. Эти исследования приобретают огромное практи­ческое, но и не меньшее теоретическое значение, помогая выяв­лению химической основы мозговой деятельности.

Психология и профилактика. Задачи советского здравоохра­нения, как известно, заключаются не только в лечении, но, преж­де всего, в предупреждении заболеваний. Психологическая сто­рона профилактики, так называемая психопрофилактика, опи­рается на медицинскую психологию. Известная старинная ла­тинская поговорка «в здоровом теле здоровый дух» отражает профилактическую и гигиеническую роль физического укрепле­ния организма. Однако ее следует дополнить достаточно широ­ким опытом человечества, свидетельствующим, что героически стойкий дух может обеспечить человеку способность совершать великие дела, преодолевая слабость и болезни тела.

Признание этой важной роли психики нисколько не подкреп­ляет мистико-идеалистическую психологию, а говорит, что пси­хика, обусловленная материей мозга и сформированная опреде­ленным общественным опытом, является вместе с тем мощным фактором регуляции поведения человека и состояния его орга­низма.

Общественная профилактика, как система массовых обще­ственных мероприятий, включает и воздействие на отдельного человека, формирование его личности и психики; но наряду с этим существует индивидуальная психическая профилактика (психопрофилактика), которая направляет деятельность отдель­ного человека, воспитывая его, формируя идеи и реакции на действительность, повышая его моральную стойкость.

Психогигиена. Венцом медицины является гигиена, психоло­гический раздел которой называется психогигиеной. Психогигие­на как система знаний о роли психики в укреплении здоровья имеет значительное распространение в капиталистических стра­нах, где она преимущественно изучается с идеалистических, и в меньшей степени, с механистических позиций. В условиях со­циалистического общества, строящего коммунизм, заключены огромные оздоровительные возможности. В этих условиях фор­мируются новые положительные черты здоровой личности.

Из признания психики мощным регулирующим биодинамику фактором вытекают задачи укрепления организма и психики человека. Эта работа важна как для отдельного индивида, так и для целых коллективов.

Сразу же после Октябрьской революции в СССР началось изучение различных форм умственного и физического труда. В этом изучении значительную роль играли психофизиологические и медико-психологические методы. По мере возникновения но­вых форм труда на них также распространялись эти исследова­ния. Так, в настоящее время с возникновением космонавтики психофизиологическое и психогигиеническое исследование на­правлено на изучение особых условий труда и состояния космо­навтов в космическом пространстве. В этом направлении психо­логия и психогигиена достигли значительных успехов. Усиле­ние аналогичной работы требуется и на промышленных пред­приятиях в связи с ростом механизации и автоматизации произ­водства. Вопросы психогигиены и психопрофилактики сближают медицинскую психологию с вопросами, разрабатываемыми в космической медицине и в инженерной психологии. Нельзя не отметить связь медицинской психологии с вопросами научной организации труда. Большое значение должна приобрести меди­цинская психология в разработке проблемы «кибернетика и ме­дицина».

Психология и теория медицины. Поскольку психика чело­века это не только продукт биологического, но и общественно-исторического развития, в медицине необходим учет роли пси­хики, а также углубленное изучение личности человека, его жиз­ненного опыта, взаимоотношения с окружающими и формирую­щими личность общественно обусловленными обстоятельствами.

Огромное развитие у нас получила физиология высшей нерв­ной деятельности, на нее опирается как на свою естественнона­учную основу психология вообще и в частности медицинская психология. И. П. Павлов хорошо понимал значение психологии для врача, и особенно для психиатра, он указывал, что «...пси­хиатру непременно необходимо быть психологом, хотя бы эмпи­рическим. Я бы сказал так: тогда он будет в более выгодном положении, чем наши психиатры, вооруженные условными реф­лексами, но без психологии эмпирической» (Павловские среды т. II, 1955, стр. 415). Однако развитие физиологии высшей нервной деятельности человека происходило односторонне вследствие ее недостаточной связи с психологией и, особенно, с медицинской психологией, тесно связанной с про­блемами естествознания. Сближение физиологии высшей нерв­ной деятельности с психологией на общей и единой философской основе диалектического материализма должно содействовать. наиболее полному и всестороннему познанию человека. И. М. Сеченов говорил, что его «всегда страшно удивляло во время студенчества отсутствие психологии в медицинских шко­лах» (X. С. Коштоянц. Сеченов. М. – Л., 1945, стр. 84). В конце жизни он писал, что мечтал написать медицин­скую психологию как свою лебединую песню. Материалистиче­ский монизм в понимании психофизической проблемы требует изучения не только тела, но и психики, и именно медицина яв­ляется той областью, в которой это двуединое изучение может быть особенно успешным. Значение медицинской психологии здесь весьма велико.

Развитие представляет сущность диалектики. Развитие чело­века, как известно, социально и исторически обусловлено. Обще­ственно-историческими условиями определяется индивидуаль­ная психика человека и ее физиологическая основа.

Важным моментом диалектико-материалистического иссле­дования является изучение развития психики. Медицинская пси­хология в соответствии с этим должна освещать вопросы соот­ношения нормального и патологического развития мозга и пси­хики, эволюции и инволюции болезненного процесса и его проявлений в психике. Изучение материи в ее развитии на выс­шей человеческой ступени, характеризуемой сознательной пси­хикой, теснейшим образом связано с научной разработкой ме­дико-психологического опыта.

Философское положение о психике и сознании как функции мозга опирается на все растущее познание соотношения мозга и психики. Но ни педагог, ни инженер, ни юрист, ни литератор, для деятельности которых важны разные стороны психики че­ловека, не обладают фактами психологического и физиологиче­ского опыта. Ими обладают только медицинские работники. Только врачу доступно изучение организма, мозга и психики в их единстве, в норме и в патологии. Поэтому опыт медицинской психологии исключительно важен для дальнейшей разработки проблемы материалистического монизма.

Нельзя, наконец, не коснуться важной философской пробле­мы – этики. Нравственная сторона поведения и переживаний каждого индивида формируется его общественной практикой, опираясь на его нервно-психическую деятельность, т. е. на мозг и его функции. Но нравственные требования как идейно-общест­венный продукт усваиваются и реализуются при определенных качествах мозга и психики. Моральное недоразвитие или регресс могут быть связаны не только с неблагоприятными социальными условиями, но и с болезненным нарушением мозга и психики или с дефектами их развития. Соответствующие данные стано­вятся достоянием науки и философского обобщения в большой мере через врачебный опыт. Таким образом, в сравнительно-патологическом плане материалистическое решение вопросов ин­дивидуальной нравственности также имеет своим существенным источником данные медико-психологического исследования.

Советская медицинская психология развивается на основе марксистско-ленинской методологии, в борьбе с ложными теоре­тическими воззрениями. Она является важным разделом идео­логической борьбы. Только глубокое изучение вопросов действи­тельности и рассмотрение фактов жизни с позиций диалектиче­ского материализма является подлинной гарантией развития истинной науки и ее воздействия на практику в области меди­цинской психологии.

Медицинская психология – это растущая дисциплина. У нас в стране ей обеспечиваются широкие возможности развития.

Подготовка кадров. Медицинская наука не только изучает болезни и способы борьбы с ними, она непрерывно участвует в подготовке кадров ученых и медицинских работников, развиваю­щих ее, лечащих и предупреждающих болезни. Поэтому и в подготовке врачей не только в образовании, но и в воспитании их велико значение медицинской психологии. Всякое заболева­ние, как психическое, так и соматическое, отражается на пси­хике; в борьбе со всяким заболеванием психика играет боль­шую или меньшую роль. Поэтому каждый врач должен быть в известной мере психологом. Гуманнейшая профессия врача требует знания не только тела, но и психики больного. Без этого знания (т. е. знания основ медицинской психологии) врач в ряде случаев оказывается беспомощным в распознавании болезни, ее причин и в ее лечении. Гуманное отношение к больному требует знания больного, предполагает интерес и сочувствие к нему.

Медицинская деонтология, т. е. система правил поведения врача в отношении к больному, обосновывается в значительной мере психологией. Отсюда вытекает необходимость включения медицинской психологии в план обязательного преподавания в медицинских вузах. Подлинно гуманная медицина – советская медицина должна обеспечить в подготовке врача знание не только тела больного, но и его личности.

Еще в первые годы формирования советской медицины один из виднейших наших физиологов В. Я. Данилевский указывал, что введение преподавания в медицинских институтах психоло­гии весьма важно не только для психиатров и невропатологов, но также и для терапевтов, гинекологов, школьных врачей.

Задачи подготовки врачей в области медицинской психоло­гии требуют расширения публикаций в этой области науки.

В капиталистических странах написано много книг по меди­цинской психологии. Было бы вредной ошибкой недооценивать большой фактический материал, приведенный в этих трудах. Поэтому требуется строгое размежевание, с одной стороны, не­приемлемых теорий и вытекающих из них методов, и, с другой – истинных и значимых фактов, которые могут быть использованы нашей медицинской психологией.

Наркология (от греч. νάρκη /narkē/ — оцепенение, сон, и др.-греч. λόγος — учение)) — раздел медицины, изучающий проявления хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании, разрабатывающий методы их предупреждения и лечения[1].

Человечество познакомилось с психоактивными веществами настолько давно, что пока ещё, по всей видимости, представляется невозможным сказать, кто и когда начал употреблять их первым. Почти во всех известных нам культурах можно найти упоминания об употреблении наркотических средств. В определённом смысле, с этого времени можно начать отсчёт описательного этапа развития наркологии.

Так, в Древнем Египте предписывалось даже рабам давать немного пива, иначе они будут плохо работать. Обезболивающие свойства мака широко использовались в античной медицине, в том числе в Древней Греции. Культура инков, не знавшая лошадей, широко использовала стимулирующие свойства коки для дальних переходов и тяжёлой физической работы. Религиозные практики многих языческих культур включали в себя достижение изменённого состояния сознания при помощи веществ, считающихся сегодня наркотическими. Так, ацтеки использовали для этого пейотлевые кактусы. По преданиям, бесстрашие германских войнов объяснялось употреблением ими перед боем мухоморов, чей активный компонент - мускарин - вызывает делириозное помрачение сознания.

Однако с такой проблемой, как зависимость от психоактивных веществ, люди столкнулись лишь недавно — в первой половине XVIII века. Тогда эту проблему попытались решить законодательно: в 1729 году в Китае был принят эдикт против опиума[2]. Для Европы эта проблема возникла намного позже — в конце XIX века.

С середины XX века проблема зависимости от наркотиков стала привлекать всё большее внимание общества и институтов здоровья в связи с тем, что в наше время она стала гораздо серьёзней, чем в начале прошлого века, так как появилось огромное количество синтетических препаратов, вызывающих зависимость. К тому же в большом количестве случаев их производство и продажа осуществляются незаконно, что не позволяет контролировать качество этих препаратов.

В 1975 году, как самостоятельная клиническая дисциплина - наркология выделилась от общей психиатрии в СССР. С одной стороны это произошло из-за необходимости увеличить интенсивность и как можно полнее дифференцировать практику лечения наркологических больных, с другой такая потребность в отделении была продиктована все увеличивающимся количеством больных с проблемами зависимости от психоактивных веществ, правильный подход к терапии которых имел существенные отличия и требовал специфического лечения и ухода, практики диспансеризации и поликлинической работы. Данные отличия, значительно отделяют наркологическую сферу от аналогичной лечебно-профилактической деятельности с чисто психическим контингентом больных[3].

Причины и механизмы возникновения наркомании изучены достаточно хорошо. В медицине принято говорить, в первую очередь, о наличии врождённой предрасположенности к зависимости и механизмах взаимодействия психоактивных веществ с медиаторами головного мозга. Психология ставит вопрос о наличии психологических причин возникновения зависимости, которые связаны с особенностями личности и её развития. Социология делает акцент на социальных факторах: преступное социальное окружение, нищета и др. Таким образом, феномен наркомании подвергается изучению со стороны ряда дисциплин.

Содержание · 1 Физиологический аспект наркомании o 1.1 Понятие «наркотическая зависимость» § 1.1.1 Классификация в России § 1.1.2 Классификация в других странах o 1.2 Этапы и мотивы наркотизации o 1.3 Представление о биологических механизмах формирования наркотической зависимости o 1.4 Биологические причины формирования зависимости · 2 Представление о наркотической зависимости в психологии o 2.1 Психологические механизмы формирования наркотической зависимости o 2.2 Психологические причины формирования зависимости o 2.3 Механизмы психологической защиты · 3 Глоссарий · 4 Примечания · 5 Литература · 6 См. также · 7 Ссылки
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эндокринные заболевания | Физиологический аспект наркомании
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.