Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Изменение системы ценностей под влиянием Ренессанса и Реформации

К середине XVIII в. Англия стала ведущей буржуазной страной, обогнав по экономическому уровню все другие европейские страны, и имела все необходимые предпосылки для перехода к новому этапу общественного развития – крупному машинному производству.

 

 

Взлет материальной культуры шёл рука об руку с развитием естествознания, оба процесса как бы подпитывали друг друга. Европейский рационализм, пробудившийся еще в раннее средневековье, получил в XVI—XVII вв. невероятно мощный импульс.

Пройдет еще немного времени, и мысли о познаваемости мира, о «механических» законах, управляющих им, о безграничной власти над природой и обществом, которую дает человеку наука, станут едва ли не аксиомами в сознании европейцев.

Среди многочисленных открытий, которыми была так богата та эпоха, одно занимает особое место по своему воздействию на умы людей. Это гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника (1473–1543), которая дала новое видение Вселенной и новое понимание места в ней Земли и человека.

Раньше центром мира считалась неподвижная Земля с обращающимися вокруг нее светилами. Теперь точка отсчета сместилась; Земля превратилась в ничтожную пылинку в космосе, повисшую в пустоте. Картина мира стала пугающе сложной.

Идею Коперника подтвердили его последователи — итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548–1600) и астроном, физик Г. Галилей (1564–1642).

Какое же впечатление произвели эти открытия на современников? Прежде всего, надо сказать, что новые представления утверждались не без борьбы. Смелые теории рождались в рамках средневекового общества, тяготевшего к традиционным, устойчивым схемам. Прорыв, сделанный наукой, углубил ее разрыв с церковью. Конфликты с ней часто заканчивались для ученых трагически: вспомним судьбу Дж. Бруно, которого сожгли как еретика, и Г. Галилея, которого заставили отречься от своих взглядов. Произведения, в которых высказывались новые идеи, вносили в списки запрещенных книг.

Огромное влияние естествознание оказало на философию: новая картина мира требовала философского осмысления.

Реакция мыслителей той эпохи была разной. Подчас она граничила со страхом; открывавшаяся бесконечность Вселенной внушала растерянность. Но возникали и более оптимистичные теории. Были философы, для которых успехи науки являлись подтверждением безграничных возможностей человека.

Французский математик и физик Рене Декарт (1596–1650) создал новую картину мироздания и вывел законы, которые им управляют. При этом он основывался на данных естественных наук, вводя их в философию. Мир представлялся ему огромным механизмом, движение которого определено Богом – «великим геометром», как называл его Декарт.

Английский ученый и политик Ф. Бэкон (1561—1626) в своем знаменитом труде «Новый Органон» доказывал, что окружающий мир, природу следует изучать, доверяя только опыту, научному эксперименту. Ему же принадлежит идея, которой суждено было сыграть ключевую роль в интеллектуальной жизни XVIII в., о том, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и даже общественные отношения.

Следует сказать и об изменении ценностей периода перехода к индустриальной цивилизации. Порожденные развитием капиталистического уклада хозяйствования исторические сдвиги ослабляли ценности, «приковывавшие» человека средневековья к определенному сословию и той социальной роли, которая не могла измениться ни при каких обстоятельствах. Особенно заметные перемены происходили в городах, где стремительно росли крупные состояния, что сразу меняло социальный статус обогатившихся семей, и вместе с тем нередки были случаи полного разорения считавшихся преуспевающими собственников. Таким образом, особенностью социальных процессов, происходивших в европейском обществе ХVI в., следует признать несопоставимую со средневековьем социальную мобильность (подвижность) населения, быструю смену социальных статусов отдельных лиц.

О том, какие качества почитались в те времена, можно судить по трактатам Леона Баттиста Альберти (1404–1472), который воспевал хозяйственность, понимаемую широко, как распоряжение собственной душой телом, временем. Время нужно распределять разумно, наполняя его тру дом. Труд не должен быть тягостным и изнурительным: во всем должна быть мера. Убранство в доме должно быть не роскошным, а удобным, простым и самого лучшего качества, т.к. добротные вещи прочнее и радую глаз.

Л.Альберти считал естественным стремление человека умножать свои богатства, причем не только трудом, но и бережливостью. Расходы он делил на необходимые (содержание дома, поместья, ведения дела) и необязательные, а последние - на допустимые (покупка серебра, великолепны ковров, книг, коней, одежды) и безумные (содержание праздных приживальцев). Бережливость рассматривалась как гарантия независимости Деньги лучше вкладывать в имения, дело, но избегать давать в долг.

Средневековье изживало себя. Все большее значение приобретали города и городские ремесленные связи, которые постепенно преодолевали все феодальные ограничения и нацеливались на частное предпринимательство, на использование наемной рабочей силы с целью получения новь доходов. В городах бурно протекала хозяйственная и политическая жизнь, формировались новые идеи и представления о достоинствах личности. В эту эпоху человек стал рассматриваться не как носитель всяческих пороков, а как свободная личность. Важным становился не божий суд, а мнение других людей, тоже грешных. Рождалась иная, вполне светская этика отвергавшая страх перед Богом.

В XV–XVI вв. два явления в культуре – Ренессанс и Реформация – произвели своего рода революцию в духовной жизни Западной Европы. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс – это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация явилась обновлением церкви и сопровождалась всплеском глубоких религиозных чувств. Тем не менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Культура Ренессанса зародилась в Италии во второй половине XIV в. и продолжала развиваться на протяжении XV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Само название «средние века» появилось именно тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и поклонения. Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи, пусть в упрощенном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления.

Одно из важнейших достижений Возрождения – это появление гуманизма в философии. Ранние гуманисты: поэт и философ Ф. Петрарка (1304–1374), писатель Дж. Боккаччо (1313–1375) – хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому, прежде всего, пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии.

При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей. В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом, устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху, прежде всего, в апологии красоты мира и человеческого тела, плотской любви.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483–1520), Леонардо да Винчи (1452–1519), Микеланджело Буонарроти (1475–1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.

Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование.

Однако плотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом «Декамероне» Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Валла (1407–1457) и Л. Альберти (1404–1472) считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом.

Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе. Благородствословно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они ни были (из «Книги о благородстве» Поджо Браччолини, итальянского гуманиста XV в.).

Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма как в искусстве, так и в жизни.Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца – поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Однако титанизм имел и свою обратную сторону, приводя не только к добру, но и ко злу. Эпоха Возрождения славилась и зловещими, тоже титаническими фигурами, такими как Цезаръ Борджиа или Лоренцо Медичи. С Л. Медичи, представителем знатного флорентийского семейства, был связан расцвет искусства во Флоренции в XV в. Однако этот образованный утонченный покровитель прекрасного, казалось бы, воплотивший в себе идеал личности эпохи, не пренебрегал интригами, а в борьбе с противниками использовал яд и кинжал. Сын папы римского Цезарь Борджиа был известен зверскими преступлениями.

Стихийный безудержный индивидуализм имел свои издержки. Он порождал проблему личного выбора между добром и злом. Бремя индивидуальной свободы постепенно стало порождать трагическое отношение к жизни, которое особенно ярко проявилось в XVI в. – в эпоху позднего Возрождения. Не случайно в пьесах великого английского драматурга В. Шекспира (1564–1616) человек часто изображен и героически, и трагически. Таков Гамлет, в котором титанизм ума совмещается со слабостью, с ощущением своих ограниченных возможностей перед лицом окружающего мира, полного злобы и страстей. Появился в его произведениях и другой тип индивидуалиста — эгоиста, рвущегося к власти и встающего над моралью (Макбет).

Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

Формирование новых ценностей периода первоначального накопления капитала связано и с широким по составу участников социально-политическим и идеологическим движением против католической церкви – Реформацией, охватившей Западную и Центральную Европу в XVI в. Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483–1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение Средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509–1564), которого прозвали «женевским папой».

Слово «реформация» происходит от понятия «реформа», «преобразование». Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобщают человека к благодати, а личная вера. Единственным авторитетным источником для христианина является Писание, а не декреты пап. Требуя реформировать церковь, М. Лютер доказывал, что нужно секуляризовать церковное имущество, распустить монашеские ордена, а в монастырях разместить школы и больницы. Лозунг «дешевой церкви» был очень популярен, но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности, проповедуя возможность общения с Богом через устроенное соответствующим образом общество.

Кальвин учил, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности: успех или неуспех – критерий, позволяющий понять, проклятие или благодать лежит на человеке. Трудовая этика Реформации освящала практицизм, предпринимательство.

Результатом Реформации было, прежде всего, то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно выросли.

И Реформация, и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви. Нередко утверждение новых религиозных идеалов влекло за собой кровопролитные гражданско-религиозные войны, такие как война протестантских князей с католическим лагерем во главе с императором Германии, война католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции.

Идеологи Реформации настаивали на том, что человек не нуждается в посредничестве церкви для спасения своей души, оно достигается лишь внутренней верой каждого. В ряде стран в результате Реформации католическая церковь утратила монопольное положение или оказалась в большой зависимости от государственной власти. К.Маркс полагал, что именно капитализм породил Реформацию. Утверждение новых экономических структур, по его мнению, требовало новой идеологии. Таковой стало реформационное учение. Реформация была религией, соответствующей особому характеру мироощущения горожан XVI в. с присущими ему жаждой свободы хозяйственной деятельности и жизни вообще и стремлением к определенности во всем.

В результате Реформации, проведенной в Англии в середине XVI в., в стране было закрыто свыше 3000 католических монастырей. Их земли и имущество подверглись конфискации в пользу государства. Затем земли были подарены или проданы дворянам, которые использовали их главным образом для разведения овец, а постройки – для организации капиталистических мануфактур.

Подобные нравственные изменения сыграли немалую роль в становлении «духа капитализма», этики будущего общества. Большинство историков едины во мнении, что уже XVI в. – начальная фаза перехода к капитализму, утвердившемуся в масштабах Европы лишь к XIX в.

Средние века – важнейшая ступень в развитии западноевропейской цивилизации. В эту эпоху сложились и стали развиваться многие особые черты, которые выделили Европу среди других цивилизаций и одновременно повлияли (и продолжают влиять) на мировую цивилизацию в целом.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономическое развитие Англии в конце XV – XVII вв | Вопрос 4. Особенности первоначального накопления капитала в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.