Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение основных понятий




Поведение потребителей и система маркетинга

Вводная лекция.

1. Определение понятий «потребление», «потребительское поведение». По­ведение потребителя в процессе приобретения, потребления и избавления от товаров.

2. Характеристика модели индивидуального потребительского поведения: принятие потребителем решения о покупке, внешние и внутренние факторы, жизненный стиль потребителя. Понятие об организационном стиле как основе модели организационного покупательского поведения.

Основные принципы построения поведенческих моделей.

Маркетинговая ориентация предприятия. Маркетинг как социальный процесс обмена. Характеристика ресурсов, подлежащих обмену: товары, ус­луги, деньги, статус, информация, чувства. Особенности обмена в поведении индивидуальных и индустриальных потребителей.

Маркетинг отношений и маркетинговая стратегия как современный под­ход к работе с потребителем.


Теоретики и практики осознают, что постановка маркетинговых задач любой организацией предполагает понимание ею основных закономерностей человеческого поведения и, в частности, поведения покупателей.

– Потребительское поведение – характерная совокупность взаимообусловленных действий потребителей, раскрывающая их цели и задачи в потреблении, их предпочтения, величину спроса на определенные товары и услуги, принципы использования личных доходов.

Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей.

Потребность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.

Рассмотрение потребления как процесса удовлетворения потребностей основано на постулатах экономической теории, экономическая социология, маркетинга и т.п.

Экономическая теория рассматривает человека в рамках экономических отношений: в условиях ограниченности ресурсов индивид ищет наиболее эффективные пути для удовлетворения собственных потребностей. Самого человека (субъекта) в таком случае можно охарактеризовать как «максимизатора полезности». В экономической модели четко прослеживается атомизм (атомизм — теория натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов).

Экономическая социология же «изучает экономическое действие как форму социального действия», которое по В. Радаева и Максу Веберу, представляет собой «субъективное смысловое единство» и по смыслу «соотносится с действиями других людей». Индивидуализм субъекта в такой модели относителен, так как он рассматривается «в совокупности своих социальных связей и включенности в разнородные социальные структуры». Мотивы поведения человека в такой модели выходят за пределы чисто экономических целей (удовлетворение потребностей и тому подобное). Экономическая модель Homo economicus, таким образом, представляет собой аналитическую редукцию. В процессе этой редукции из рассмотрения изымаются важные культурные и социальные категории, целью же такого рассмотрения является построение точных моделей экономического действия.

В то же время, наличие культурного аспекта в потреблении признано многими. Пол ДиМаджио (Paul DiMaggio), признанный специалист в области социологии культуры, утверждает: «Хозяйственные процессы всегда имеют некую нередуцируемую „культурную“ составляющую».

Консюмеризм, консумеризм, консюмеризм (англ. Consumerism от consumer — потребитель) — имеет несколько значений:

Консьюмеризм — как историческое явление представляет собой движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы. 15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел закон «Билль о правах потребителя», который установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран (в том числе и в РФ).

Консюмеризм — как характеристика потребления становится аналогом терминов перепотребление, потребительство или общество потребления.

Общество потребления (англ. consumer society) — политическое выражение, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления). Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок, связанных с потреблением. В современном мире потребление становится своего рода пагубной зависимостью, развивается ониомания (от др.-греч. ὤνιος — для продажи и μανία — безумие) — непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия. Покупки становятся и отдыхом, и развлечением, и самостоятельным смыслом. В просторечии эту манию часто называют шопинголизм или шопоголизм). Для человека, страдающего такой зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе. Идея о возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается. Человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, потребление становится целью и смыслом жизни.

Источник:

Долгин А. Б. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. M.: «АСТ», 2010. — 256 c.

Ильин В. И. Потребление как дискурс. СПб: Интерсоцис, 2008.;

Ильин В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. СПб: Интерсоцис, 2007.;

Рациональное поведение (англ. Rational behavior):

- в экономике - допущение, предполагающее, что индивидуальное поведение определяется стремлением к увеличению некоторых объективных показателей;

в психологии - способность отвергать автоматические эмоциональные решения.

В современной литературе выделяют два понятия «поведение потребителя» и «поведение покупателя», которые большинство авторов считают синонимами, мы считаем, что должны отличаться по содержательной части.

Ø поведение потребителя (consumer behavjol) – действия, определяющие выбор, принятие решения и совершение покупки товаров.

Ø это действие, имеющее непосредственное к получению, потреблению и распоряжению продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними [Энджел ДЖ. Ф., Блекуел Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей – СПб: Питер Ком, 200. 759 с.].

Ø Джонни Говард и Джагдит Шет - американские маркетологи, представители классической «теории поведения покупателя» выделяют понятие «покупательское поведение», которое, по их определению, представляет собой более или менее повторяющиеся решения по поводу выбора определенной торговой марки товара.

Ø это деятельность, непосредственно вовлеченная в обретение и избавление от продуктов, услуг, идей, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней [Алешина И. В. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕС, 2000. – 384 с.].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.