Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Окружающего мира и себя




И АКТИВНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Субъектом исследования психологии является человек как носитель сознания, самосознания, как личность. Для психологического анализа личности следует разграничивать понятия "личность", "индивидуальность", "индивид", "человек".

Человек – биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, высшими психическими функциями, способный создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе деятельности.

Индивид – это отдельный представитель человеческого общества.

Индивидуальность – своеобразное, неповторимое сочетание особенностей индивида.

Личность – субъект активной деятельности, преобразователь внешнего мира и себя самого, носитель сознания и самосознания. Выделение ребенком своего Я из не-Я – есть основной критерий начала формирования и самосознания личности. Сознание при этом понимается не как пассивное созерцание, а как активное качество, дающее человеку возможность преобразовывать мир. Л.С. Рубинштейн отмечал, что изучение психического облика личности, включает три основных вопроса. Первый – чего хочет, что для него привлекательно, к чему человек стремится? Это вопрос о направленности, установках, интересах, идеалах, потребностях. Второй – а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности – это сперва только возможности; для того, чтобы знать, как индивид их реализует и использует, нужно знать, что он есть…

Согласно концепции динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова, многообразие свойств и особенностей личности можно объединить в четыре подструктуры. Первая (низшая) биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные половые свойства психики, свойства высшей нервной деятельности. Вторая подструктура – психологическая включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные процессы ощущения, восприятия, памяти, мышления, эмоций, чувств, воли. Третья подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, т. е. социальный опыт личности. Высшим уровнем личности является направленность, синтезирующая все три предыдущих уровня и включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. Выделение этих подструктур относительно условно. Следует отметить, что все элементы структуры личности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

2.1. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Как уже отмечалось, к биологической подструктуре личности относятся половозрастные свойства нервной системы, патология строения организма. Б.Г. Ананьев отмечал, что интеграция биологически обусловленных свойств представлена в темпераменте и задатках, которые также входят в структуру личности.

В обыденном сознании людей господствует представление, что половая принадлежность дана человеку чисто биологически. Безусловно, при отсутствии биологически заданных программ развития половая социализация просто бы не имела предмета, но реализация программ невозможна вне социализации, которая определяет как само развитие, так и психосексуальную дифференциацию. Половозрастные закономерности формирования личности проявляются в интериоризации существующих в культуре полоролевых стереотипов, проявляющихся в поведении людей. В обобщенной форме эти стереотипы представлены категориями "женственность – мужественность", "зависимость – независимость". Мужчина – сильный, независимый, активный, рациональный, агрессивный, ориентированный на индивидуальные достижения. Женщина – слабая, эмоциональная, зависимая, ориентированная на других. Существующие в обществе полоролевые стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Исходя из своих представлений о качествах характера для мужчин и женщин, родители (воспитатели) зачастую, сами того не сознавая, поощряют проявление именно этих специфических черт.

Полоролевое воспитание осложняется тем, что практически все, с кем ребенок больше всего проводит время, – это женщины (воспитатели, врачи, учителя). В итоге мальчики и девочки знают о мужском поведении мало, но испытывают сильное давление со стороны взрослых в направлении формирования полоспецифического поведения. В сочетании с недостатком полоролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчики, например, вынуждены строить свою половую идентичность на негативном основании – не быть похожим на девочек, не участвовать в женских играх. При этом часто ребенок имеет мало возможностей проявить свою мужественность (двигательную активность, самостоятельность, агрессивность и т. д.). Взрослые не поощряют мужские проявления (нельзя драться), но наказывают за женские (нельзя плакать).

Начиная с 1980-х гг. появилось много работ, посвященных изучению гендерных различий не только на поведенческом уровне, но и на уровне ценностных ориентаций, познавательной деятельности и т. д., которые подтверждают влияние половых различий на проявление личности.

Проявления личности во многом зависит от возраста человека. Моментом зарождения личности является осознание ребенком своего "Я", активно противостоящего "не - Я", которое проявляется в использовании местоимений "я сам", "мой". В общении, сотрудничестве со взрослыми происходит развитие самосознания ребенка, быстрое и в то же время неравномерное развитие различных психических функций, появляется интерес к людям, общительность, подражание, начинают формироваться нравственное поведение и самооценка. Адекватность оценочных суждений определяется оценочной деятельностью родителей, воспитателей в различных видах деятельности. Дошкольный возраст является начальным этапом становления личности. Формируются как общие, так и специальные способности к изобразительной, вокальной, хореографической и другим видам деятельности. Развиваются личностные свойства, которые проявляются в общении, познании, деятельности, формируется готовность к школе. Школьный онтогенез охватывает периоды: младший школьный возраст – 6–10 лет, младший подростковый – 11–13 лет, старший подростковый – 14–15 лет, юношеский – 16–18 лет. Каждый из них имеет свои особенности.

Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, уравновешен, мало заботится о своей внешности. К 11 годам меняется поведение, ребенок становится импульсивным, наблюдается частая смена настроения. Идет развитие волевой сферы. Авторитарность со стороны родителей, взрослых порождает замкнутость, неискренность, агрессивность. В то же время, доверительные отношения между родителями и подростком развивают у него самоуважение, чувства достоинства, эмоционального комфорта.

В 12-13 лет импульсивность у подростков частично сглаживается. Он становится более инициативным, начинает заботиться о своей внешности. Бурно развивается сознание и самосознание, растет интерес к себе, появляется самокритичность, меняется отношение к родителям.

Продолжение полового созревания вызывает колебания настроения. Дисгармония физического и психического облика в этот период проецируется молодым человеком на окружающий мир, который воспринимается как напряженный и конфликтный. Подростковый кризис – один из самых сложных кризисов развития личности. Вообще кризисы определяются изменением системы мотивов – их сдвигом на новые цели, изменением их иерархии, рождением новых. Для подростка перестройка на системы мотивов проявляется в ориентации на мнение сверстников, а не родителей, на самооценку, склонность сопоставлять себя с другими. Для 15 летнего возраста характерен максимализм самостоятельности. Очень важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Главная особенность юношеского возраста – осознание индивидуальности, неповторимости. Усиливается потребность в общении и одновременно повышается избирательность. Огромную роль в формировании личности в этот период играет дружба. Важным фактором формирования личности является необходимость самоопределения, когда формируется жизненная смелость и независимость, ответственность за себя и других.

Итак, каждый возрастной период играет определенную роль в формировании и проявлении личности. По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития.

К биопсихологической подструктуре личности К.К. Платонов относит также свойства нервной системы: скорость, уравновешанность, силу нервных процессов. Сила нервной системы определяется способностью выдерживать большие и сильные нагрузки. Слабая нервная система таких нагрузок не выдерживает. Уравновешенность нервной системы - это баланс нервных процессов возбуждения и торможения. Скорость - временный показатель смены нервных процессов (возбуждения и торможения и наоборот). Сочетание свойств нервной системы дает различные типы высшей нервной деятельности (ВНД). И.П. Павлов выделил около 24 типов, но наиболее часто встречаются четыре типа: сильный – неуравновешенный; сильный – уравновешенный – подвижный; сильный – уравновешенный – инертный; слабый. При этом существует прямая связь между типом ВНД и темпераментом.

Таким образом, биологическая подструктура личности является одним из условий, факторов и механизмов формирования и проявления личности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.