Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции цен




Функции цен – это наиболее общие свойства, которые объективно присуще категории «цены». Цене присуще множество функций: учетная, перераспределительная, стимулирующая, функция балансирования спроса и предложения, рыночная и т.д.

Выполняя учетную функцию, цены позволяют сравнивать различные блага, несопоставимые по потребительским характеристикам. Кроме того, учетная функция цены позволяет исчислить макроэкономические показатели, отраслевые и конкретного предприятия (прибыль, издержки, ВВП и т.д.)

Перераспределительная функция предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, регионами, различными группами населения. Государство, например, поддерживает высокий уровень цен на автомобили, табачную и алкогольную продукцию на уровне, значительно превышающих затраты. Доходы от этого превышения используются государством для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.

Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя. Вместе с тем вводятся жесткие ценовые ограничения на товары, являющиеся затратными составляющими в прогрессивных производствах, для ускорения развития последних. Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. При этом неизбежны нерациональные затраты общественного труда. В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов — с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой и таможенной политики и т.д.

Рыночная функция цены. Уровень и поведение цены на рынке находятся под воздействием целого ряда факторов. Коммерческая цена выполняет двойственную роль:

§ выступает как индикатор рынка, отражающий весь комплекс ценообразующих факторов, их зарождение, развитие и взаимодействие;

§ с другой стороны как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие цены на поведение субъектов рынка.

Рыночная цена выполняет различные функции:

§ посредника и соизмерителя при обмене товаров на деньги;

§ важного показателя конъюнктуры рынка;

§ уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, объема и территориального размещения производства;

§ инструмента образования прибыли и управления эффективностью производства;

§ фактора налогообложения;

§ главной составляющей в оценке инфляционных процессов;

§ как средство влияния на инвестиционную политику;

§ фактора уровня жизни населения, влияющего на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов;

§ мощного орудия конкурентной борьбы между субъектами рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.