Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Банковский мультипликатор – множитель, показывающий, во сколько раз может быть увеличена сумма денег за счёт избыточного резерва




Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг определяет покупательную способность денег (D), зависящую от количества товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу (при увеличении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот). Эти соотношения и взаимосвязи находят свое реальное проявление на денежном рынке.

Предложение денег исчисляется с помощью денежного мультипликатора, который показывает, во сколько раз изменится объем денежной массы в случае изменения денежной базы (денег Национального банка).

Как правило, капитал коммерческих банков состоит из двух частей: собственного капитала (уставный фонд) и привлечённого капитала.

БК = СК + ПК,

где БК – банковский капитал,

СК – собственный капитал,

ПК – привлеченный капитал.

Чтобы обеспечивать своевременные выплаты денежных средств по первому требованию вкладчиков, банки должны иметь резервы. Резервная норма – это отношение резервов, которые должен иметь коммерческий банк к выданным им обязательствам по вкладам. Она устанавливается Национальным банком и служит, главным образом, для ограничения возможностей коммерческих банков увеличивать денежную массу. Сумма денег, оставшаяся в распоряжении банка за вычетом зарезервированной, называется избыточным банковским резервом. Избыточные резервы равны фактическим резервам минус обязательные резервы. Предоставляя в ссуды избыточные резервы, банк создаёт новые деньги. Дело в том, что заемщик, взяв эту сумму в банке в долг, может потратить её, например, на товары и услуги. В свою очередь продавцы этих товаров могут поместить вырученные деньги в другой банк. В результате и у второго банка появляются также дополнительные резервы, избыточная часть которых может быть также отдана в кредит.

Таким образом, каждая единица избыточных резервов, образуя новые денежные единицы, создает мультипликационный эффект.

Количество новых денег

где Д – максимальное количество новых денег на текущих счетах, которое может быть создано банковской системой на основе избыточных резервов.

Е – избыточные резервы.

Х – денежный мультипликатор.

R – обязательные резервы.

Банки в результате своей деятельности обеспечивают также прирост денег за счёт получения дохода(банковской маржи) как разницы между выплаченным процентом годовых по вкладам и полученным процентом годовых по предоставленным кредитам. Чистая прибыль определяется путём вычитания из валового дохода банка его издержек. Норма прибыли банка при этом исчисляется как отношение чистой прибыли банка к собственным денежным средствам (уставному фонду). Она рассчитывается по формуле:

Банки получают деньги также за участие в расчётах, размещении ценных бумаг по доверенности, предоставлении сейфов для хранения драгоценностей и др. Все активные операции банков ведут к увеличению их денежной массы, содействуют росту предложения денег с их стороны.

Экономические субъекты самостоятельно решают, какую часть своих сбережений следует держать в банках, формируя тем самым объем банковских депозитов и возможности создания банками денег. В свою очередь Национальный банк контролирует процесс создания денег и оказывает на его состояние существенное воздействие, но не в его власти полностью определить поведение коммерческих банков и других экономических субъектов. Поэтому предложение денег в реальной жизни – величина переменная.

***

В рамках денежного рынка взаимодействуют как предложение денег, так и спрос на них.

Спрос на деньги – это общее количество денег, которое желают иметь домохозяйства, бизнес, правительство в данный момент для совершения сделок купли-продажи.

Существуют различные концепции спроса на деньги.

Представители классической школы в качестве причины спроса на деньги называли трансакционный мотив, считая, что деньги необходимы экономическим субъектам для оплаты товаров, услуг (торговых сделок). Данный мотив обусловлен выполнением деньгами функции средства обращения.

Классический анализ спроса на деньги основан на количественной теории денег, суть которой И. Фишер выразил через следующее уравнение:

M*V=P*Y,

где М — количество денег в обращении;

V — скорость обращения денег (среднее число раз в году, которое каждая денежная единица, находящаяся в обращении, используется на приобретение товаров и услуг);

Р — уровень цен в обществе;

Y — реальный объем производства (совокупного дохода).

Из формулы следует:

M = P* Y/V.

Вторую часть равенства Р*V = ВВП можно рассматривать как номинальный валовой выпуск в экономике, или номинальный ВВП.

Количество денег, необходимое для заключения сделок, определяется номинальным ВВП: чем больше общая денежная стоимость находящихся в обращении товаров и услуг, тем больше потребуется денег для заключения сделок, т.е. трансакционный спрос на деньги меняется пропорционально номинальному ВВП.

Кейнсианская теория спроса на деньгитеория предпочтения ликвидности — выделяет три мотива, побуждающих людей хранить часть денег в виде наличности:

· трансакционный мотив (потребность в наличности для текущих сделок, т.е. наличными деньгами легче заплатить за покупку в случае необходимости) исходит из классической теории спроса на деньги;

· мотив предосторожности – хранение определенной суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем, т.е. в будущем может возникнуть необходимость срочно расплатиться за покупку и деньги должны быть под рукой в случае распродажи или неожиданно подвернувшейся выгодной сделки. Спрос на деньги по мотиву предосторожности возникает от предвидения незапланированных покупок, расходов. Запас денег позволяет экономическим субъектам застраховаться от возможной неплатежеспособности. В работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) Д.М. Кейнс утверждал, что диктуемый мотивом предосторожности спрос на деньги зависит не от процентной ставки, а от уровня дохода (объема производства). С увеличением объема национального производства (дохода) должен расти и спрос на деньги по мотиву предосторожности;

· спекулятивный мотив – намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком, знанием того, что принесет будущее, т.е. возникает из-за нежелания человека избежать потерь капитала в случае неудачного вложения денег в облигации, акции или другие ценные бумаги. Спекулятивный спрос на деньги связан с их функцией сохранения стоимости. Различные способы хранения финансовых активов имеют свои преимущества и недостатки. Если держать наличные деньги на случай непредвиденных сделок у себя дома, то они не принесут дохода в форме процента. Чем выше процентная ставка, тем меньше люди будут хранить наличные деньги, и наоборот. А значит, спекулятивный спрос на деньги находится в обратной зависимости от нормы процента.

Рассмотрим взаимосвязь трансакционного спроса (спроса на деньги для сделок) и спекулятивного спроса (спроса на деньги со стороны активов) на графике (рис. 14.1.1.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.