Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы нетарифных ограничений внешней торговли




Арсенал нетарифных методов регулирования государством торговли с другими странами насчитывает более 50 различных способов. Наиболее распространенными из них являются квоты. Если тарифные методы оставляют открытым вопрос об объеме экспорта/импорта конкретной товарной группы, то квоты выступают как средство прямого ограничения стоимостного или физического объема ввозимой или вывозимой продукции.

При введении импортных квот государство стремится ликвидировать воздействие иностранной конкуренции на отечественных производителей. Механизм действия таких квот напоминает ситуацию с использованием импортного тарифа, а именно рост внутренних цен выше мировых при ограничении предложения импортных товаров. Однако, в отличие от тарифа, импортные квоты исключают воздействие иностранной конкуренции на внутренние цены, увеличивая тем самым прибыль от импорта и облегчая процесс выравнивая платежного баланса страны. В ситуации, когда тарифные ставки, регламентируемые международными соглашениями, не позволяют стране решить вышеуказанную задачу, ВТО разрешает вводить количественные ограничения экспортно-импортных операций.

В свою очередь экспортные квоты предназначены для обеспечения национальных производителей достаточными природными ресурсами, повышения экспортных цен на мировом рынке, достижения военно-стратегических целей и т. д.

Как импортные, так и экспортные квоты могут вводиться правительством страны в одностороннем порядке либо через заключение международных соглашений с заинтересованными партнерами (примером является квотирование экспорта алмазов из России на основе договора с ТНК "Де Бирс"). Они могут быть глобальными или сезонными, действующими в течение определенного периода.

Одной из важных разновидностей экспортных квот, по мнению специалистов, являются так называемые добровольные экспортные ограничения (ДЭО). В ситуации с ДЭО государство-экспортер "добровольно" лимитирует объемы своего вывоза в другую страну и устанавливает минимальные импортные цены под давлением партнера. Такая практика широко применяется США и ЕС в отношении товаров из Японии (автомобили, электроника, сталь). К настоящему времени в мире заключено свыше 100 соглашений такого рода, однако ВТО ставит задачу повсеместной отмены ДЭО в торговле между странами-членами к началу XXI в.

Особым, доведенным до логического конца методом квотирования, имеющим форму экономической санкции, является эмбарго. Этот метод означает абсолютный запрет на проведение торговых операций со страной или группой государств. Преследуя обычно политические цели, введение эмбарго предполагает ограничение экспорта/импорта всей номенклатуры или отдельной группы товаров. Примеры использования такого метода регулирования торговли в XX в. довольно многочисленны. Так, на сегодняшний день по решению ООН политика эмбарго осуществляется в отношении Ирака, частично Югославии, Ливии, Ирана и некоторых других стран.

Процесс квотирования (или по-другому — контингентирования), как правило, сопровождается лицензированием, т. е. выдачей компаниям компетентными государственными органами (министерствами и ведомствами) разрешений на внешнеторговые операции с ресурсами и продукцией, включенными в специальные перечни.

Введение в большинстве государств систем лицензирования внешнеэкономической деятельности опирается на международные правовые акты, важнейшим из которых является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. Позднее в рамках ГАТТ были подписаны некоторые другие договоры.

Лицензирование внешней торговли может принимать различные формы: генеральная лицензия означает право ее владельца осуществлять экспортно-импортные операции с данной товарной группой в течение определенного времени (обычно от года до трех лет); разовая лицензия выдается компании для осуществления конкретной сделки с зарубежным партнером; автоматическая лицензия предусматривает постоянный контроль государства за закупками, имея в виду как объем закупок, так и географическую направленность товаропотока.

К основным способам размещения лицензий можно отнести:

открытый конкурс — когда лицензию получает фирма, предложившая максимальную цену;

система явных предпочтений, при которой государство закрепляет лицензии за наиболее авторитетными в данной отрасли компаниями;

затратный метод, означающий передачу лицензий предприятиям, обладающим в сравнении с конкурентами большими производственными мощностями и другими ресурсами.

Вполне понятно, что самым предпочтительным из всех является первый их указанных способов, исключающий коррупцию и кумовство.

Лицензирование экспортно-импортных операций среди стран — членов ЕС достигает уровня 5— 6% от товарооборота (своеобразным "лидером" по квотированию и лицензированию выступает Франция). Что касается России, то в 90-е гг. практика лицензирования получила распространение в связи с созданием институтов спецэкспортеров и уполномоченных для ведения ВЭД компаний (например, банков).

Перечень товаров, операции с которыми требуют лицензирования, включает прежде всего квотируемую продукцию, предназначенную на экспорт, а также некоторые специфические группы, как-то: ресурсы и товары стратегического назначения, лекарственные препараты, детский ассортимент и т. д.

В дополнение к лицензированию государство может стимулировать отечественных товаропроизводителей через систему прямых или косвенных субсидий, т. е. дотаций, выделяемых предприятиям и местным органам власти из бюджета страны. Их цель заключается в защите от конкуренции дешевых импортных товаров, а главное — в поощрении экспорта продукции национальной промышленности и сельского хозяйства за рубеж. В этом случае прямые субсидии предполагают различные пособия в денежной форме, а косвенные — это льготные условия кредитования, налогообложения, предоставление государственных гарантий по страхованию рисков, реклама экспортных товаров на внешних рынках за счет казны, введение ускоренных норм амортизации используемого оборудования и т. п.

Согласно правилам ГАТТ/ВТО применение прямых экспортных субсидий в торговле между странами-членами запрещено. Исключением является прямое экспортное субсидирование производства сельхозпродуктов в рамках ЕС. Каждое нарушение вышеуказанных правил дает основание импортирующим странам принимать ответные меры путем взимания компенсационных импортных пошлин, которые сохраняются до окончательного урегулирования спора в арбитраже Всемирной торговой организации.

Размер экспортных субсидий в целом не превышает 1% стоимости экспорта обрабатывающей промышленности развитых стран, но для отдельных товарных групп, особенно в развивающихся и переходных экономиках, этот уровень может достигать значительно больших масштабов.

Изучение практики нетарифного регулирования внешней торговли показывает, что экспортные субсидии неред ко выступают материальной основой демпинга — реализации товаров на зарубежном рынке по цене, которая обычно ниже средней цены внутреннего рынка страны-экспортера.

Специалисты выделяют следующие варианты демпинга:

случайный — связан с появлением у экспортера случайного товарного излишка;

временный — используется экспортером для скорейшего внедрения на рынок другой страны;

постоянный — применяется компанией-монополистом для максимизации прибыли на внешних рынках при сохранении более высоких внутренних цен в ситуации постоянной государственной поддержки ее внешнеэкономической деятельности.

Демпинг используется больше всего в периоды циклического спада и структурной перестройки экономики при сокращении внутреннего спроса. Например, в 30-е гг. подобное явление наблюдалось на рынке сельскохозяйственной продукции, импортируемой из стран Восточной Европы, в 70-е гг. обвинения в использовании демпинга выдвигались в США и ЕС против японских товаров, а в 90-е — против некоторых продуктов, поступающих на рынки западных стран из России (текстиль).

Поскольку в ответ на временный и особенно постоянный демпинг страны импортеры, основываясь на статьях Генерального соглашения по тарифам и торговле, вправе вводить антидемпинговые импортные пошлины, в последнее время распространение получил так называемый скрытый демпинг, который предполагает заключение негласной договоренности между экспортерами и импортерами о продаже последними на своем национальном рынке ввезенных товаров по ценам ниже, чем фактически выставленные по счету экспортеров. Наибольшее распространение скрытый демпинг получил в практике внутрифирменного трансферта комплектующих, применяемого крупными ТНК (например, японскими).

Еще одним специфическим способом осуществления внешнеторговой политики является так называемый импортный депозит — форма залога, который импортер вносит в банк на определенный срок. Этот беспроцентный вклад представляет собой сумму, равную всей или части стоимости ввозимого товара. Импортные депозиты используются в качестве своеобразной страховой гарантии со стороны импортирующей компании в отношении фирмы-экспортера.

Наконец, следует указать на группу нетарифных ограничений административного характера, касающихся потребительских свойств товара, условий их производства и реализации, а также процедур перемещения товаропотоков через границу. Сюда относят разнообразные технические стандарты и сертификаты качества, санитарной и экологической безопасности, требования к упаковке и маркировке, комплекс действий по таможенной очистке (растаможиванию) товаров и т. п.

Подытоживая обзор всей обширной группы нетарифных методов государственного воздействия на торговлю с зарубежными странами, отметим, что в этой сфере за последнее время наблюдается активное развитие процесса снятия ограничений в виде квотирования, лицензирования и других, тесно связанных с ними способов регулирования международных товаропотоков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.