Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия во второй половине XVIII века. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II




15. Россия в первой половине XIX века: попытки реформ и «апогей самодержавия».

19 век – оформляется современная Европа, заканчивается модернизация европейского народа:

1) индустриализация экономики (металлургия, машиностроение)

2) переход от парового двигателя

3) формирование рыночной экономики

4) возникают классы буржуазного общества (буржуазия, пролетариат)

5) борьба за демократические свободы, создание конституционных республик, парламентаризм

6) формируется программа европейского либерализма

· свобода личности

· свобода деятельности

· преобладание индивидуальных интересов над коллективными

· свобода конкуренции, предпринимательской деятельности

· государственная власть – гарант прав личности

Общеевропейские задачи:

· выработка нового типа взаимоотношений внутри Европы

· поиск нового типа взаимоотношений между властью и обществом

· освоение результатов развития научных знаний и техники

· становление образования и просвещения как системы, которая обеспечивает реализацию и воспроизводство знаний, науки, слоя образованных людей

Особенности развития российской цивилизации:

1) огромная роль государства, его регулирующей и контролирующей функции

2) устойчивость сословного устройства общества

3) высокая ценность военно-имперских мотивов принятия решений

4) расколотость национальной культуры (европеизированное меньшинство – патриархальная культура)

Проблемы, которые стояли перед страной в начале 19 века

1. задача определения своего места в Европе

2. модернизация самодержавного механизма власти

3. модернизация экономики, изменения экономического потенциала России

4. ликвидация крепостного права, уравнение прав сословий

1801 г. – Александр I (сын Павла I) – комплекс вины за смерть отца, синдром скрытности (двуличия)

Реформа образования – сформировать новое поколение образованного дворянства и чиновничества

1802 г. – создание Министерства Народного Просвещения

1804 г. – создание системы Российских университетов (было открыто 5 университетов)

Открыты Царскосельский, Демидовский (Ярославль) и Ришельевский (Одесса)

Народное училище – гимназия – университет

1809 г. – введение экзаменов «на чин»

1807 г. – главным советником Александра I становится Михаил Сперанский (реформировать политическую надстройку – государственные реформы)

1. предоставить населению Российской империи политические (право избирать и быть избранным) и гражданские права

2. ввести в России принцип разделения властей (судебная – Сенат, исполнительная – министерства, законодательная – государственная Дума (парламент)

3. ввести выборность чиновников и их ответственность перед обществом

Сперанский не рассматривал вопрос об отмене крепостного права

 

 

император

госсовет

законодательная судебная исполнительная

государственная дума Сенат министерства

Представители Сената выбирались государственной Думой, утверждались императором

Государственная дума – власть, вырастающая снизу

· государственная дума

· губернская дума

· уездная дума

· волостная дума

1 января 1810 г. – открыт государственный Совет

1802 – 1810 гг. – министерская реформа (заменяли коллегии)

1812 г. – Сперанский отправлен в отставку

 

 


Апогей самодержавия – торжество самодержавных идей

1. Укрепление полицейско-бюрократического аппарата

Третье отделение С. е. И. В. канцелярии

1826 г. – Цензурный Устав

Серия реакционных мер последовала в области просвещения

1827 г. – запрещено принимать крестьян в гимназии (сословный принцип получения образования)

Идеологический контроль над населением – православная церковь

Создается официальная государственная идеология – теория официальной народности (Уваровская триада)

· Православие – присущая русскому народу исконная приверженность ортодоксальному христианству

· Самодержавие – необходимая и единственно возможная в России форма правления

· Народность – исторически сложившийся добровольный союз верховной власти и общества

Укрепляются позиции дворянства

1832 г. – появление закона, ограничивающего проникновение в дворянство представителей других сословий

1837 – 1841 – реформа государственных крестьян (реформа Киселева)

Начало 1840-х гг. – финансовая реформа (остановлена инфляция, введен серебряный монометаллизм) – Канкрин

Начинается строительство железных дорог – 1830-е гг.

Усиление реакции в жизни страны

1853 г. – поражение в Крымской войне




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.