Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы профилактики при применении источников ионизирующего излучения в ЛПУ»




Лекция

Источник Ионизирующего Излучения (ИИ) – взаимодействуя со средой живой и неживой приводит к образованию зарядов разных знаков.

Физико-химический характер ИИ

Корпускулярный аппарат:

-нейтроны

Электромагнитный аппарат ИИ:

-γ-лучи

-рентген лучи

α - частицы образуются при радиоактивном распаде естественных элементов, являющимися ядрами гелия, заряд +2, m=4 атомных единиц. Проникающая способность очень маленькая, в воде и биологических тканях 0,02 мм, в воздухе 9 см.

β – частицы – электроны, испускающиеся при ядерных реакциях, проникающая способность в воде несколько мм, в воздухе несколько см. Ионизирующая способность 100.

Позитроны – положительные β-частицы, проникающая способность, такая же как и у β-частиц.

Нейтроны – не имеют заряда, обладают большой проникающей способностью и радиоактивностью.

γ – излучения - в зависимости от излучения:

-мягкие

-жесткие

-сверхжесткие

Обладают высокой проникающей способностью.

Рентгеновские лучи – используются в рентгеновских трубках, обладают большой проникающей способностью и небольшой ионизирующей.

Выводы:

1. Обратная зависимость между проникающей и ионизирующей способностью

2. В зависимости от их особенности, используется методология их использования.

3. Разрабатываются мероприятия по обеспечению радиационной безопасности.

 

Внешнее облучение – источники облучения вне организма. Их воздействие проявляется, когда организм человека находится в зоне специфических влияний.

Внутреннее облучение – облучение от инкорпорированного источника (α и мягкие β). Их влияние постоянно, уменьшается за счет выведения и распада.

 

Тэф – время действия

Тф – время распада

Тб – период выведения (концентрация уменьшается вдвое)

Открытые источники – радионуклиды (газы, аэрозоли или вещества в других агрегатных состояниях), попадают в окружающую среду, а оттуда в организм человека.

Закрытые – радионуклиды (в оболочке или находящиеся в таком агрегатном состоянии, что γ-часицы при соблюдении техники безопасности, не могут попадать в окружающую среду).

Активность – количество радиоактивного вещества, выраженное числом радиоактивных превращений в единицу времени. Внесистемных единицах – Кюри. В СИ – Бк (Беккерель).

Экспозиционная доза – доза квантового излучения, определяемая по ионизации воздуха в условиях электрического равновесия. Внесистемных ед. – рентген. В СИ – Кг (Кулон).

Поглощенная доза – доза любого ионизирующего излучения, соответствующая количеству энергии, передаваемому веществу на единицу массы данного излучения. Внесистемные ед. – рада. В СИ – Гр (Грей).

Эквивалентная доза – поглощенная доза с поправкой на коэффициент биологической эффективности. Внесистемная ед. – ЭР (биологическая эквивалентность рентгена). В СИ – Зв (Зивер).

Радиотоксичность – свойство радионуклидов вызывать патологические изменения при попадание их в организм (внутреннее облучение). Радиотоксичность зависит от:

1. Вида радиоактивного превращения

2. Средней энергии одного акта распада

3. Схемы радиоактивного распада

4. Пути поступления

-через дыхательные пути

-через кожу

-через ЖКТ

5. Распределению радиоактивных веществ по организму

6. Время пребывания излучателя в организме

7. Продолжительности поступления

Группы радионуклидов: (5)

Радиочувствительность.

Критич. орган – жизненно-важный орган, в который при поступлении радиоизотопа, создается опасная доза в следствии его радиочувствительности, или из за накопления в нем радиоизотопа.

По чувствительности выделяют группы:

а) Все тело (гонады, края костного мозга)

б) Мышцы, жировая ткань, печень, почки, селезенка, ЖКТ, легкие, хрусталик.

в) Щитовидная железа, кожный покров, за исключением кожи кистей и предплечий, лодыжек и стоп.

г) Кожа кистей, предплечий, лодыжек и стоп.

Особенности действия радиоактивного излучения на биологические объекты:

а) Ионизирующая радиация – фактор, последействия которого на организм не всегда эквивалентны величине поглощающей энергии. Для млекопитающих доза – 300 рентген, а поглощающая с-могла бы повысить температуру на 0,01о С.

б) При воздействии летальных доз – непосредственно вызываются прямые нарушения в химических связях биомолекул.

в) Универсальность повреждающего эффекта, разная чувствительность

г) Ионизирующее излучение способно вызывать все виды изменений наследственных структур или мутации. Любая доза радиации вызывает увеличение частоты мутации.

Этапы:

1. Взаимодействие излучений с веществом клетки, в результате образуются ионизированные атомы и молекулы. Взаимодействуя между собой и с различными молекулярными элементами дают начало различным свободным радикалам, ионам. Первичным субстратом является вода, происходит образование возбужденных образований молекул воды, образуются H, OH, H2, HO2 – основной эффект лучевого воздействия.

2. Взаимодействие с растворенными молекулами, давая начало вторичных радикалов.

3. Образовавшиеся продукты взаимодействуют с белками, пептидами, углеводами. Происходит денатурация этих веществ и образование новых веществ. Блокада OH групп.

Характер ионизирующего излучения:

а) Уровень поглощающей дозы

б) Мощность

в) Время облучения

г) Скорость облучаемых тканей и органов

д) Вид излучения

е) Радиочувствительность

ж) Способ облучения

з) Индивидуальные особенности организма

и) Условия внешней среды

Эффекты ионизирующего излучения:

 

· Детерминированные пороговые эффекты

(лучевая болезнь, ожоги, катаракта, бесплодие, недоразвитие плода) – существует порог, выше которого тяжесть эффекта зависит от дозы.

· Вероятностные беспороговые эффекты

(злокачественные опухоли, лейкозы, наследственные болезни) – не имеют порога, вероятность возникновения этих пропорциональна дозе. Тяжесть не зависит от дозы.

 

Гигиеническое нормирование.

Нормы радиационной безопасности.

В соответствии с нормативами все жители делятся на:

- персонал

- остальное населении

 

Персонал:

а) Лица, работающие с техногенными источниками

б) Лица, в сфере воздействия этого источника

Для группы а) эффективная доза 20мЗв, в среднем за любые пять лет, не более 50 мЗв за 1 год. Б) доза облучение не более ¼ значений группы а).

Лица населения 1 мЗв/год за любые последующие 5 лет, но не более 5 мЗв за 1 год.

Принципы защиты от ионизирующего излучения.

Защитные мероприятия: при внешнем облучении основаны на знании законов распространения ионизирующего излучения и характере взаимодействия.

1. Доза внешнего излучения пропорциональна интенсивности излучения и времени воздействия

2. Интенсивность излучения от точного источника пропорциональна количеству квантов за единицу времени и обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника излучения до объекта излучения.

Интенсивность излучения может быть уменьшена с помощью экрана.

Дневная доза не более 0,017 рентген, недельная – 0,1 Бэра.

 

Принципы защиты:

1. Уменьшение мощности источника – защита количеством.

2. Сокращение времени работы с источником – защита временем.

3. Увеличение расстояния от источника до работника – защита расстоянием.

4. Хромирование источников излучения материалами, поглощающими эти вещества.

Интенсивность поглощения прямо пропорциональна удельному весу и толщине материала и обратно пропорциональна энергии облучения.

Доза облучения: Бэр, рентген – Д, t – часы, R – расстояние (м2), Кγ – активность изотопа, m – активность источника (Кюри).

 

Доза не будет увеличиваться если:

 

К – экран.

20 – условия, показывающие что на рабочем месте с источниками ИИ – созданы такие условия не требующие защиты.

За неделю, 6 рабочих дней Д≤120.

Для радия Кγ = 8,4. При расчете дозы для Ra – R измеряется из эквивалента Ra.

;; - формула безопасного условия труда.

Радиологическое отделение:

Организуется при специализированных лечебных учреждениях (диспансеры, областные больницы).

Блоки:

1. Рентгенотерапия и дистанционная терапия с помощью гамма - аппаратов или источников излучения высокой энергии.

2. Для лечения с закрытыми источниками (внутритканевой, внутриполостной аппликационный метод. I131, Ra225, Co60, Au198).

3. Для лечения открытых источников.

4. Радиоизотопная открытая диагностика I131, P32, Na24.

 

При классификации блоков предусматривают различия в технологии лечебного процесса для каждого блока, особенности создания безопасных условий.

- Рентгенотерапия – проникающая радиация или постоянно или в момент включения аппарата.

Образование токсических веществ (азот), загрязнение окружающей среды в случае разгерметизации гамма – источников, наведенная радиоактивность.

Профилактика: архитектурно - планировочная – блок размещен в отдельном 1-этажном здании, т.к. под источником радиации излучение распространяется сферически, вокруг этого здания – зона санитарно охраняется. Защита персонала путем установки ограждающих устройств, толщина зависит от облучателя. Используется принцип лабиринта. В момент включение аппарата – блокировка дверей, используется аварийное включение. Для удаления токсических веществ используется радиационная вентиляция.

 


Блок с закрытыми источниками:

-внутритканевая

-внутриполостная

-аппликационная

Вредоносные факторы:

а) Проникает радиация

б) В случае разгерметизации – загрязнение.

Архитектура: функциональная связь отдельных помещений, рядом с хранилищем – манипуляционная, процедурная, операционная, палаты.

Лекция:

«Гигиена детей и подростков»

Ф.Ф.Эрисман – основоположник школьной гигиены.

Это медицинская наука изучающая природу и социальные факторы, влияющие на растущий организм, его взаимодействие с окружающей средой и разработок гигиенических нормативов, требований на укрепление здоровья, совершенствования возможностей и гармоничное развитие детей и подростков.

Особенности гигиены детей и подростков:

Ø Возрастная (учитывается морфология, функциональные и психологические особенности растущего организма на различных этапах развития).

Для каждого организма периода характерны свои анатомо-физиологические особенности.

Ø Нормы детского организма не постоянны, меняются морфологически, биохимически и функционально.

Ø Все гигиенические мероприятия направлены не только на сохранение здоровья, но и на гармоничное развитие детей и подростков.

 

Объекты изучения гигиены детей и подростков:

1. Рост и развитие детского организма, изучение общих закономерностей в зависимости от пола, возраста, биологических и социальных факторов, разрабатываются мероприятия направленные на укрепление здоровья детского и подросткового населения.

2. Гигиена деятельности детей и подростков, изучение гигиенических основ различных видов деятельности (трудовой, учебной, физического воспитания, режим дня, труда и отдыха, критерии профессиональной пригодности подростков к различным видам труда).

3. Гигиена внешней среды, разрабатываются гигиенические основы проектирования и строительства различных типов детских и подростковых учреждений.

4. Гигиена питания, изучает нормальное питание для нормального развития растущего организма, разрабатываются режимы и нормы питания при различных видах деятельности.

5. Медицинское обеспечение детского и подросткового населения, изучение и разработка принципов медико-санитарного обслуживания, организация оздоровительного и противоэпидемических мероприятий.

Возрастные периодизации:

- созревание (1)

-зрелость (2) активность 2.

-старение (3)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.