Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имидж как социальный регулятор коммуникации




Лекция 1. Тема: Развитие и сущность понятия имиджа, его структура.

Конспект лекционных занятий.

Термин «имидж» получил распространение во всем мире и привился практически во всех языковых культурах. Имидж (англ. image). – образ, представление, изображение, т.е. это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других.

В психологии под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания определенной группы».

Первые теоретические работы по проблемам имиджа увидели свет в 20- х годах ХХ века. И сразу стали известными работы У.Липпмана «Общественное мнение», У.Троттера «Стадные инстинкты» Г.Лебона «Психология толпы».

Понятие «имиджа» первоначально использовалось в рекламной практике. В 60-х гг. технология имиджа возникает в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. С этого периода имидж и технологии формирования имиджа стали основным элементом теории и практики паблик рилейшнз, прочно вошли не только в сферу бизнеса, но и в политическую и общественную жизнь.

В Казахстане осознание имиджа и его значение в деятельности и в практике бизнеса появилось значительно позже - в период обретения независимости.

Прежде всего, имидж можно трактовать как одну из форм социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения. В целом поведение бывает индивидуальное и групповое. Индивидуальное поведение человека регулируется биологическими, психологическими и социальными механизмами, которые взаимодействуют между собой, проникая друг в друга. Поведение групповое или социальное регулируется социальными нормами, ценностями, законами, общественными институтами, организациями, и имидж можно также отнести к одному из таких механизмов социальной регуляции.

Для того чтобы лучше представить особенности имиджа как социального регулятора, необходимо построить теоретическую модель имиджа.

Эту модель можно представить в виде идеального объекта, не тождественного реальному объекту, обладающего сложной структурой и состоящего из совокупности взаимосвязанных элементов.

 

Символические характеристики
Социальные характеристики
Персональные характеристики
Исследователи имиджа определяют его как набор определенных качеств, которые ассоциируют с определенной индивидуальностью, и различают следующие его компоненты:

составляющие:

Имидж

Схема 2.

 

= + +

К персональным характеристикам относятся физические, биологические и психологические особенности, характер человека, тип личности, индивидуальный стиль, своя геометрия формы и цвета тела и т. д. Некоторые персоналии обладают особыми качествами, которые делает личность уникальной, неотразимой в глазах других, что позволяет ей осуществлять загадочное влияние на окружающих. Г. Лебон назвал это качество обаянием, М. Вебер – харизмой. Харизма наиболее важное качество с точки зрения коммуникации, оно само устанавливает тесную эмоциональную связь.

Социальные характеристики связаны с текущей социальной ситуацией, которую нужно знать и соответствовать. Это довольно подвижная часть имиджа, тесно связанная с требованиями общества, времени. Общественные потребности и социальные стереотипы иногда очевидны, но чаще необходимо их выявлять. Каждый раз социальные характеристики конструируются заново на основе тщательного анализа сложившейся ситуации. К ним относятся социальный статус, модели ролевого поведения и т.д.

Символические характеристики, напротив, являются устойчивым и неизменно повторяющимся, компонентом. Символические характеристики связаны с идеологией, культурой, традициями. Иначе говоря, существует определенный набор сформировавшихся качеств, характеризующий данный культурный тип.

При формировании имиджа необходимо учитывать также следующие различные компоненты: природные качества, качества, привитые образованием и воспитанием, качества, обретенные с жизненным и профессиональным опытом.

Имидж всегда и во все времена играл и играет в жизни людей огромную роль. Если само понятие и технологии формирования имиджа возникло в начале ХХ в., интерес и забота о впечатляющем образе (имидже) была присуща и в прошлом. История оставила впечатляющие образы великих личностей древностей, средневековья и Нового Времени.

ХХ век можно назвать веком сотворения, сознательного конструирования имиджа человека, товара, страны, идеи. За всеми громкими именами лидеров, товаров, компаниий стоят конкретные специалисты «создатели имиджа» (имижджмейкеры). Сегодня имиджелогия не только не потеряла своей значимости в нашем мире, но и привлекает внимание теоретиков и практиков в области PR, психологов, социологов и др.

Паспорт имиджа. Фундаментальным свойством имиджа является его целесообразность. В имидже нет чего - то удачного или неудачного самого по себе. В имидже удачно то, что целесообразно обеспечивает продвижение к цели.
Надежность имиджа - показывает, выполнит ли он свое предназначение с устраивающим вас риском. Зачастую имидж - понятие очень устойчивое и малоподвижное. Это хорошо, поскольку, заработав один раз положительный образ в глазах окружающих, пользуешься этим продолжительное время
Социально - культурная целесообразность имиджа - не противоречит ли он глубоким традициям общества.

Узнаваемость имиджа - связывается ли каждое ваше сообщение с вашей организацией в сознании общественности. Отражение потребностей общественности в имидже. Выражает ли имидж общие явные и скрытые потребности целевой аудитории в единичном художественном творении, художественном образе.

Доверие к имиджу. Обладает ли он задушевностью, столь притягательной для общественности, может ли она домыслить какие - либо детали, или имидж директивно сам все говорит за себя и становится очевидной его манипулятивность.

Жизнеспособность имиджа держится на подмеченном еще Гераклитом эффекте восприятия: "Главное - не то, что есть, а то, как мы это понимаем". Имидж можно определить как относительно устойчивое представление о каком - либо объекте. Большинство наших знаний о мире - это знания на уровне имиджей. Например, у большинства из нас никогда не было телевизоров фирмы "Сони", но мы готовы подтвердить, что это самые качественные телевизоры, ибо таков имидж этой фирмы. Имидж самой надежной машины в мире - у "Volvo", самой лучшей водки - у водки "Смирнофф".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.