Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология как наука о поведении (только для 513 гр.)




План

Курс лекций. – М.: Изд-во МГУ, 1988. –20-33с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.

 

1. Душа, как предмет исследования.

2. Сознание, как предмет изучения психологии.

3. Психология как наука о поведении.

 

 

1. Душа, как предмет исследования

С этой лекции мы начинаем более систематически рассматривать вопрос о том, как в различные эпохи и периоды развития психологии менялись взгляды на ее предмет. Подробное изложение развития психологии как науки – задача специального курса «История психологии». Я ограничусь лишь упоминанием о то, как впервые возникли представления о душевных явлениях и как ставились основные проблемы, с которыми сталкивалось человеческое познание, направленное на решение вопроса о природе этих явлений.

Психология как наука имеет очень длинную предысторию и очень короткую историю своего развития в качестве самостоятельной области научного знания.

 

Психология зародилась в недрах философии, и пер­вые представления о ее предмете связывались с поня­тием «душа».

 

Практически все древние философы пы­тались выразить с помощью этого понятия самое глав­ное начало любого предмета живой (а ино­гда и неживой) природы, рассматривая ее как причи­ну жизни, дыхания, познания и т. п.

 

Вопрос о природе души решался философами в за­висимости от принадлежности их к материалистическо­му или идеалистическому лагерю.

Так, Демокрит (460—370 гг. до н. э.) считал, что ду­ша — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяс­нить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, душа получает ощущения от внеш­него мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредст­венно «истекающими» от предметов.

 

Гораздо более сложное представление о душе раз­вил Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» — первое специально психологическое сочи­нение, которое в течение многих веков оставалось глав­ным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, (как, впрочем, и целого ряда других наук). Аристотель отрицал взгляд на душу как на веще­ство. В то же время он не считал возможным рассмат­ривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душу он определил как сущность живого тела, т.е. как то, что позволяет телу существовать как живому. В его представлениях душа оказывается особым органом, посредством которого тело чувствует, мыслит (т.е. тело мыслит посредством души).

 

Иных взглядов придерживались два других античных философа - Платон (427—347 гг. до н. э.) и Сократ (470—399 гг. до н. э.).

 

Почему эти два имени появляются вместе? Дело в том, что Платон был учеником Сократа, а Сократ не написал ни одной строчки. Он был филосо­фом, который проповедовал собственные взгляды устно, в форме бесед. Свои дни он проводил в том, что ходил по улицам Афин, сидел на рыночной площади и бесе­довал с людьми, людьми очень разными. Это были и простые горожане, и приезжие философы, и его соб­ственные ученики.

В двадцатилетнем возрасте Платон встретил Со­крата, и эта встреча перевернула его жизнь. Он оста­вался с Сократом до самой его смерти, т. е. примерно 7—8 лет. Впоследствии все произведения Платона были написаны в форме диалогов, где главное действующее лицо — Сократ. Так и осталось неизвестным, какая часть идей, которые мы находим у Платона, принад­лежит ему, а какая — Сократу. Скорее всего, в тек­стах Платона органически соединились взгляды обоих этих великих философов.

 

В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тлен­ное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхожде­нию душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, стра­хам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому по­знанию.

При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отле­тит от земли в идеальный мир.

По составу, утверждал Платон, душа трояка: он выделяет ум (его местонахождение – в голове), аффективное, эмоциональное начало (располагается в груди) и вожделения (живут в печени).

 

Итак, исторически первым предметом психологии являлась душа, как нечто отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.

 

2. Сознание как предмет изучения психологии.

Мы переходим к новому крупному этапу развития психологии. Начало его относитсяк последней четверти XIX в., когда оформилась научная психология, У истоков этой новой психологии стоит французский философ XVII века Рене Декарт (1596—1650).

Декарт утверждал, что, так как в убеждениях человека всегда содержится множество заблуждений, для того, чтобы найти истину надо все подвергнуть сомнению: и существование земли, и неба и самого человека.

 

Тогда человек легко может усомниться в показаниях своих органов чувств, в правильности логических рас­суждений и даже математических доказательств, потому что если бог сделал человека несовершенным, то и его рассуждения могут содержать ошибки.

Так, подвергнув все сомнению, мы можем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни бога, ни нашего собственного тела. Но при этом обязательно что-то оста­нется. Что же останется? Останется наше сомнение — верный признак того, что мы мыслим.

 

После чего остается только само «сомнение», которое он считал признаком того, что человек мыслит.

 

И вот тогда мы можем утверждать, что существуем, ибо «...мысля, не­лепо предполагать несуществующим то, что мыслит». И дальше следует знаменитая декартовская фраза: «Мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum»).

 

Под мышлением он под­разумевает всю совокупность психических явлений (процессы восприятия, мышления, запоминания и др.). Вместе с тем, душа в системе Декарта оказалась интеллектуализирована; к ней относится все то, что можно помыслить, наблюдать, осознать. Тем самым душа оказалась равной сознанию, тому, что человеку дано в его мышлении о своем внутреннем мире.

 

В этих утверждениях Декарта и содержится тот основной постулат, из которого стала исходить психо­логия конца XIX в.,— постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, - это его соб­ственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии со­стоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и со­держания сознания.

 

Так, «новая психология», воспри­няв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание. Ученые того времени считали, что прежде всего нужно описать свойства сознания.

 

Попробуйте сейчас сконцентрироваться на своем внутреннем мире. Что вы сейчас осознаете? зри­тельные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это может находиться в сознании одновременно. Все это мы обнаруживаем при взгляде на «поле сознания», все это говорит о разнообразии со­держаний сознания.

 

В. Вундт считал задачей психологии изучение элементов сознания (таких, как ощущения и «простые чувствования» типа удовольствия-неудовольствия, покоя – беспокойства и т.д.) и выявление тех законов, по которым образуются связи между элементами. Иначе говоря, его интересовала структура сознания, в связи с чем это направление называется «структурализм», а теория В. Вундта – «теорией элементов сознания».

Он обнаружил, что процессы сознания делятся на два больших класса. Одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направ­ляются субъектом. Первые процессы называются не­произвольными, вторые — произвольными.

 

Оба типа процессов, а также ряд других замеча­тельных свойств сознания хорошо демонстрируются с помощью прибора, которым пользовался в своих экспе­риментах В. Вундт. Это — метроном; его прямое на­значение — задавать ритм при игре на музыкальных инструментах. В лаборатории же В. Вундта он стал практически первым психологическим прибором.

В. Вундт предлагает вслушаться в серию монотон­ных щелчков метронома. Можно заметить, что звуковой ряд в нашем восприятии непроизвольно ритмизуется. Например, мы можем услышать его как серию парных щелчков с ударением на каждом втором звуке («тик-так», «тик-так»...). Второй щелчок звучит настолько громче и яснее, что мы можем приписать это объектив­ному свойству метронома. Однако такое предположение легко опровергается тем, - что, как оказывается, можно произвольно изменить ритмическую организацию зву­ков. Например, начать слышать акцент на первом зву­ке каждой пары («так-тик», «так-тик»...) или вообще организовать звуки в более сложный такт из четырех щелчков.

 

Итак, сознание по своей природе ритмично, заклю­чает В. Вундт, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. С помощью метронома В. Вундт изучал еще одну очень важную характеристику сознания — его «объем».

 

Опыт Вундта состоял в том, что он предъявлял ис­пытуемому ряд звуков, затем прерывал его и давал второй ряд таких же звуков. Испытуемому задавался вопрос: одинаковой длины были ряды или разной? При этом запрещалось считать звуки; следовало просто их слушать и составить о каждом ряде целостное впечат­ление. Оказалось, что если звуки организовывались в простые такты по два (с ударением на первом или вто­ром звуке пары), то испытуемому удавалось сравнивать ряды, состоящие из 8 пар. Если же количество пар пре­восходило эту цифру, то ряды распадались, т. е. уже не могли восприниматься как целое. Вундт делает вывод,что ряд из восьми двойных ударов (или из 16 отдель­ных звуков) является мерой объема сознания.

Далее он ставит следующий интересный и важный опыт. Он снова предлагает испытуемому слушать зву­ки, однако произвольно организуя их в сложные такты по восемь звуков каждый. И затем повторяет проце­дуру измерения объема сознания. Оказывается, что испытуемый на этот раз может услышать как целост­ный ряд пять таких тактов по 8 звуков, т. е. всего 40 звуков!

Этими опытами В. Вундт обнаружил очень важный факт, а именно, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержа­нием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. При этом он подчеркивал, что способность к укрупнению единиц обнаруживается не только в простейших перцептивных процессах, но и в мышлении. Понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков, есть не что иное, как организация единицы более вы­сокого порядка. Процессы такой организации Вундт на­зывал «актами апперцепции».

 

Другим крупным психологом того времени был Уильям Джеймс (1842-1910). Душевную жизнь Джеймс представлял как поток ощущений, поток опыта, из которых сознание отбирает то, что соответствует потребностям человека. Движение сознания, непрерывное изменение его со­держаний и состояний В. Джемс отразил в понятии «поток сознания». Поток сознания невозможно остано­вить, ни одно минувшее состояние сознания не повто­ряется.

 

Когда мы, например, размышляем, мысль оста­навливается на тех образах, в которые облекается пред­мет нашего размышления. Наряду с этим бывают не­уловимые переходы от одной мысли к другой. Весь процесс в целом похож на полет птицы: периоды спо­койного парения (устойчивые состояния) перемежают­ся со взмахами крыльев (изменчивые состояния). Пе­реходные моменты от одного состояния к другому очень трудно уловить самонаблюдением, ибо, если мы пыта­емся их остановить, то исчезает само движение, а если мы пытаемся о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые со­стояния, затмевает моменты движения.

 

Ученые того времени считали, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамич­ную картину сознания на простые, далее неделимые части. и найти законы соединения простейших элементов.

Простейшими элементами сознания В. Вундт объявил отдельные впе­чатления, или ощущения.

Например, в опытах с метрономом это были отдель­ные звуки. А вот пары звуков, т. е. те самые единицы, которые образовывались за счет субъективной органи­зации ряда, он называл сложными элементами, или восприятиями.

 

Однако, психологии сознания не удалось собрать из простых элементов живые полнокровные состояния сознания. К концу первой четверти прошлого столетия эта психология, практически, перестала существовать.

 

Для этого было по крайней мере три причины (кризиса психологии сознания):

1) узкий круг изучаемых явлений, т.е. содержания и состояния сознания;

систематическое применение интроспекции стало обнаруживать нечувственные, или безобразные, элементы сознания. Среди них, например, «чистые» движения мысли, наконец, стали выявляться неосознаваемые причи­ны некоторых явлений сознания.

2) идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной.

Психологи стали находить такие со­держания сознания, которые никак не могли быть раз­ложены на отдельные ощущения или представлены в виде их суммы (например, мелодия);

3) очень ограниченным по своим возможно­стям был метод, который психология сознания считала единственно возможным, - метод интроспекции.

 

Однако нужно отметить и следующее: психология того периода описала многие важные свойства и фено­мены сознания и тем самым поставила многие до сего времени обсуждаемые проблемы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.