Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право Сербии




У сербских племен формирование государства и классовых отношений шло замедленно по сравнению с соседними землями. Немаловажную роль в этом сыграли природные условия. Гористый рельеф поддерживал разобщенность сельских общин, способствовал консервации родовых пережитков, часть из которых в глухих горных районах уцелеет вплоть до XX в.

Согласно преданиям прародина сербских племен располагалась в так называемой «белой Сербии» за Карпатами. В VII в. н.э. сербы с разрешения византийских императоров расселяются на Балканском полуострове, в его центральной части в долинах рек Морава, Дрина, Босна. Они стали союзниками Византии и вступили в противоборство с Аварским каганатом и подвластными ему местными славянскими племенами. Возникли сербские славинии – устойчивые военно-территориальные союзы (подобные болгарскому союзу «Семи племен»). Считается, что славинии в VII в. стояли на предгосударственной стадии развития, но некоторые ученые полагают, что они являлись формирующимися раннесредневековыми государствами, сходными по своим характеристикам с княжеством Само.

Среди ученых есть сторонники так называемой концепции «жупной организации» сербского общества. Еще в X столетии в Сербии сохраняется деление на племена. Сельская община находится в расцвете, семейные отношения — на стадии, промежуточной от группового брака к индивидуальной семье современного мира. Несколько поколений живут вместе, под одной крышей, вместе обрабатывают землю, совместно владеют имуществом, питаются и одеваются из общих запасов. Это то, что называется задругой. Высшая власть в задруге принадлежит семейному совету, состоящему из всех взрослых мужчин и женщин, но непосредственное управление находится в руках избранного всеми домачина. Важные дела, включая суд над провинившимся, являются компетенцией семейного совета, ни одна большая продажа или покупка не могут быть произведены без его согласия. Сельские общины, нескольких родов объединялись в небольшой район - жуп. Многие свидетельства позволяют видеть в славянской жупе тот же союз родов, каким была фратрия у греков или курия у римлян. Сторонники этой концепции полагают, что в сербских землях вплоть до XII в. существовал племенной строй, когда каждое племя обладало собственной племенной территорией (жупой), во главе с предводителем (жупаном), власть которого была основана на принципе родоплеменных отношений. Однако ряд фактов свидетельствуют, что сербские жупаны уже в IX в. не играли самостоятельной политической роли в сербских землях и подчинялись более влиятельным князьям (архонтам), а жупы сохранялись в качестве территориальных единиц.

Важной особенностью политического развития Сербии в IX–X вв. был устойчивый государственный полицентризм: одновременно существовало несколько раннефеодальных княжеств. Вдали от моря, охватывая континентальные внутренние районы, находилось самое обширное из всех этих политических образований – княжество Рашка. Существование нескольких крупных и мелких княжеств было выгодно для соседних держав (Византии, Болгарии, Хорватии), которые старались подчинить сербов своему влиянию. Лишь на короткое время в X в. князю Чаславу удалось объединить вокруг Рашки другие сербские земли. После смерти Часлава государство распалось, сербские земли находились под властью Болгарии, а затем в начале XI в. были покорены Византией.

В середине XII в. центром объединения сербских земель и борьбы против Византии вновь стало княжество Рашка. Около 1190 г. великий жупан Стефан Неманя добился восстановления полной независимости сербского государства и стал родоначальником династии Неманичей, которая правила до конца XIV в. Его сын Стефан Первовенчаный в 1217 г. принял от папы римского королевский титул, и Сербия стала королевством. Став обширным государством, Сербия достигла максимального расцвета при Стефане Душане (1331 - 1355), который присвоил себе пышный титул "краля Сербия, Дукли, Хума, Зеты, Албании и Приморья, владетеля немалой части Болгарского царства и господина почти всей Византийской империи" (последнее напоминало о том, что у Византии были отняты Южная Македония, Эпир, Фессалия). При нем феодальная монархия приобрела особый вид деспотовины – государства с крайне сильной властью центрального правителя при весьма относительной политической централизации страны.

Законник и другие сербские источники той эпохи показывают, что феодальная собственность выступала в форме баштины и пронии. Аллодист-баштинник, будучи обязан государству небольшой поземельной податью (сока) и военной службой, волен распоряжаться землей. Земля была свободно отчуждаема. Кроме родовых светских имений, к баштине причисляли имения монастырей, собравших огромные земельные богатства. Прония была для Сербии сравнительно новым явлением: раздача земель в условное держание за службу распространилось только во второй половине XIII в. Держатель пронии не мог подарить ее, пожертвовать церки, продать. Земля по наследству переходила лишь с условием, что новый прониар также будет служить сюзерену.

Крестьяне жили общинами, но по мере развития феодальных отношений общинная собственность постепенно исчезала. Промежуточной формой собственности (между общинной и частной собственностью), характерной для южных славян, была собственность задруги – большой семьи, состоящей из нескольких связанных кровным родством семей.

В XII–XIII вв. в Сербии окончательно сформировались феодальные отношения и сложилось сословное деление общества. Господствующий класс в Сербии состоял из двух сословий. Властеличи занимали менее привилегированное положение, чем властели, представители феодальной знати. Властели держали свои родовые земли на праве баштины. Им принадлежали все важнейшие посты в центральном и местном управлении. Правительство принимало меры, чтобы подчинить себе властелей, однако это не всегда удавалось. Вопреки намерениям Душана, феодальная знать в его царствование лишь усилилась.

Особый статус и привилегии предоставлялись сербской православной церкви, монастырям.

Низшие слои общества назывались людьми и подразделялись на меропхов – крепостных крестьян, влахов – пастухов (потомков дославянского романизированного населения), отроков – лично зависимых крестьян (бывших рабов, посаженных на землю), себров – свободных крестьян.

Судя по Законнику, основную массу сельского населения составляли зависимые крестьяне - меропхи. Объем их повинностей был установлен в общегосударственном масштабе: "меропхам закон по всей земле: в неделю пусть два дня работают на прониара и дают ему в год царский перпер" (серебряную монету"). Сверх того они еще два дня ежегодно работают в стадную пору и, возможно, платят натуральный оброк. Дополнение к Законнику 1354 г. установило, что "ни один господин не волен ничего требовать с меропхов сверх закона". Признанное Законником право крестьянина обжаловать незаконные действия помещика в суд носило формальный характер. Зато эффективно прокладывала себе дорогу идущая сверху от феодалов тенденция к закрепощению деревни. Заключительная, 201 статья Законника грозила меропху в случае побега: "господин пусть опалит ему голову и бороду, распорет ему нос".

Законник выделяет среди прочих категорий крестьянства отроков (холопов), близких по своему статусу к рабам, хорошо известным сербскому феодальному праву (торговля ими сохранилась до XV в.). Отроков рассматривали как наследственное имущество. Закон ставил здесь одно ограничение: их передавали по наследству только по мужской линии. Отпустить их на свободу был вправе только господин, который судит их "по своей воле". Отрок подлежал государственной юрисдикции только по делам о тяжких преступлениях как убийство, разбой.

Законник установил выдачу беглых крестьян господину и при этом ужесточил санкции. Если в своей основной части он обязывал за содействие побегу представить хозяину взамен бежавшего семерых человек, то дополнение приравняло укрывательство "чужого человека" к государственной измене.

Одновременно ограничивались права свободных общинников. В статье 69 говорилось: "Пусть не будет себрова сбора (сходки); если же кто найдется их собравший, пусть отрежут ему уши и опалят лицо". Очевидно, государство старалось сломить сельскую общину как орган классового протеста крестьянства.

В государстве Неманичей высшей властью обладал король (царь). При короле действовал постоянный совет из высших чиновников, знати, духовенства. Важнейшие вопросы решались на саборах (съездах феодалов). Центральная администрация строилась в основном по византийскому образцу. Главной фигурой был логофет – канцлер, первый министр. Также упоминается казнач (глава финансового ведомства). Но в целом значение центральной администрации было небольшим (это еще одна особенность деспотовины). В административном устройстве государства был последовательно проведен принцип территориального разделения населения. Старые жупы с засильем родовой знати были заменены новыми. И в каждой из них находился царский чиновник. Жупы объединялись областями. Основная тяжесть финансового управления, ведения военных дел и надзора за юстицией на местах лежала на местных правителях-наместниках, назначаемых царем, – жупанах, севастах.

Судебное устройство в Сербии, как и во всяком феодальном государстве, было сложным. Так имелись господские суды, суды церковные, был особый суд, осуществляемый чиновником, взыскивающим пошлины и т. д. Главное место принадлежало царским судам — придворному, областному, городскому. Областной суд большую часть времени проводил в разъездах, осуществляя общий надзор за всей юстицией в регионе. Как пережиток старины был суд поротников, т. е. суд присяжных. Он был судом сословным (для властелей поротники — властели и т.д.). «Порота», или «рота», — это присяга, клятва. Поротники приносили присягу, что будут судить по совести. В «большом деле» полагалось 24 поротника, в «среднем» — 12, в «малом» — 6. Мирить стороны запрещалось. Законник обязывает поротников либо оправдать, либо обвинить. Решение принималось по большинству голосов.

Право Сербии. Законник Стефана Душана — исторический памятник сербского феодального права. До появления этого свода административных, церковных, гражданских, уголовных и процессуальных норм сербское обычное право не было кодифицировано. Оно сохранялось преимущественно в устных преданиях. В письменных памятниках, предшествовавших утверждению Законника, встречаются лишь отдельные сведения о некоторых сербских правовых актах. Имеются данные о том, что сербские короли жаловали грамоты (хрисовулы) различным общинам, городам, монастырям, властелям. В хрисовулах нередко содержалась правовая регламентация тех или иных сторон жизни сербского общества того времени. К сожалению, из этих весьма многочисленных грамот сохранилось до настоящего времени сравнительно немного.

Законник Стефана Душана следует рассматривать как первую попытку кодификации сербского права. Он содержит положения, внесенные в основном из сербского обычного права, из жалованных грамот королей, а также ряд норм, заимствованных у Византии, но приспособленных к сербским условиям. Заимствование норм византийского права облегчалось тем, что еще в 30-х годах XIV столетия был переведен на сербский язык и прокомментирован “Закон царя Юстиниана”, а также другие судебники византийского феодального права. Следует иметь в виду, что в Сербии того времени действовала также и “Кормчая книга”, представляющая собой запись основных положений византийского церковного права.

“Законник благоверного царя Стефана”, как он официально тогда именовался, был принят на соборе высших сербских духовных и светских феодалов, созванном в 1349 году в городе Скопле, и включал 135 статей. В этом документе господствовавший в Сербии феодальный класс получил возможность привести в систему и закрепить за собой права и привилегии, приобретенные в течение всего предшествующего периода. Наличие в то время в Сербии сильной монархической власти в лице Стефана Душана облегчало эту задачу. Законник преследовал цель закрепить существовавшие правоотношения, которые строились на жестокой эксплуатации простого народа. Данные этой эпохи свидетельствуют о вымирании ряда населенных пунктов, многочисленных случаях безосновательного заключения людей в темницу, большом количестве нищих и бездомных, массовых случаях разбоя и воровства. Все это дает ключ к объяснению того, почему пять лет спустя на другом соборе в 1354 году при том же царе Стефане были приняты дополнительные статьи к Законнику. В этих дополнениях были усилены санкции против разбойников, воров, пьяниц, клятвопреступников и других. Следует отметить, что рост классовых противоречий в этот период вынуждал сербских феодалов не только к репрессиям, но и к некоторому смягчению эксплуатации. С этой точки зрения весьма любопытны те статьи дополнений к Законнику, в которых подчеркивается право меропхов (зависимых крестьян) на судебную защиту (ст. 140), об обязанности судей защищать убогих и нищих (ст. 181), о запрещении сажать в темницу людей без царской грамоты (ст. 186), об установлении точного размера налогов, уплачиваемых в царскую казну (ст. 200), об отмене тяжелой по тому времени повинности в виде приселицы, которая сохранялась лишь в порядке исключения (ст. 157), и ряд других.

Законник дошел до нас во многих списках (около 20), из которых нет ни одного подлинного. Все эти списки, в том числе и самые древние из них, являются копиями подлинного текста, погибшего во второй половине XIV столетия. Наиболее полным списком следует считать Призренскую рукопись, хотя при чтении этой рукописи следует сопоставлять ее и с другими рукописями (Ходошской, 1-м и 2-м Григоровичевым и др.). Призренская рукопись обрывается и поэтому дополнения к ней приведены из Раковецкой рукописи. Как в Призренской, так и в Раковецкой рукописях имеются позднейшие вставки и дополнения.

Весьма тщательной разработкой отличаются уголовно-правовые нормы Законника. Среди государственных преступлений на первом месте - измена. В борьбе с ними законодатель санкционирует наказание непричастных лиц, то есть объективное вменение. В делах о государственной измене отвечают «брат за брата, отец за сына, родственник за родственника», короче говоря, все те, кто жил одним хозяйством с преступником. Сам же изменник наказывается смертью и конфискацией имущества.

К числу особо опасных преступлений отнесены также преступления против религии, разбой, грабеж, подделка монеты, поджог. Наказания за такие преступления были очень суровыми. Грабителя вешали вниз головой; за воровство выкаливали глаза; за возвращение в язычество или переход в другую веру следовала смертная казнь, за разорение церкви в военное время виновный наказывался смертью.

За некоторые преступления Законник устанавливает круговую ответственность. Так, за разбой, учиненный хотя бы и неизвестным чужим человеком, должны отвечать вся «та земля и те села, через которые пришел разбойник и через которые он ушел». Круговой ответственностью связывает Законник в первую очередь членов задруги. Они должны или выдать виновного, или отвечать все вместе. И это относилось не только к разбою, но и к воровству, а также к другим преступлениям, например, подделке монет. За поджог расплачивается все село, если оно не выдаст поджигателя. Селу, в котором будет найден разбойник, угрожает разграбление, причем на этот раз наказание в виде возмещения ущерба коснется и господина того села.

Сословный характер Законника проявлялся в том, что за одно и тоже преступление предусматривались различные наказания в зависимости от сословной принадлежности потерпевшего. Так, властель, убивший себра, платил тысячу перперов, но себр, убивший властеля, помимо штрафа в триста перперов (цена 25 жеребцов), наказывался отрубани­ем рук. Этот принцип был распространен и на другие случаи. Неуплата штрафа влекла за собой смертную казнь.

Наказания. Самым тяжким наказанием быласмертная казнь. Она назначалась за такие преступления, в которых усматривалась высшая мера греховности и нарушения церковной заповеди (за убийство священника полагалось повесить, за убийство родителей, детей, родных – сжечь). Распространенным было применение членовредительных наказаний (это была одна из самых своеобразных черт «Законника», воспринятая из византийского права): отсечение руки или обеих рук, ушей, носа, урезание языка, ослепление или вырывание глаза. Эти наказания налагались, если в преступлении усматривалась злостность, предумышленность, Предумышленное убийство каралось отсечением рук, ненарочное – значительным, но штрафом, тем же наказывалось совращение христианина в другую веру, изнасилование, нарушение своего сословного статуса (собирание «собора себров» – свободных, но не феодалов). Большинство остальных преступлений каралось штрафами – максимальный достигал 1 тыс. перперов (серебряных монет), наиболее распространенными были в 300 и 100 перперов. Высшие штрафы полагались за преступления, нарушавшие основные устои правопорядка: убийство привилегированным феодалом свободного, лжесвидетельство в суде. Повышали денежные штрафы также преступления, совершенные в отношении лиц более высокого сословного положения; дерзостные преступления в отношении высших по статусу могли повлечь и более строгое наказание вообще (так, за изнасилование «равной себе» отрубали руки и нос, высшей по положению – вешали). За «измену и за всякое преступление» подлежали наказанию и жившие вместе с преступником родственники; свою непричастность к преступлению близкого надо было доказывать.

Своеобразной, в расхождение со славянскими древними обычаями, была ответственность за преступления в пьяном виде. Это значительно отягчало ответственность и само по себе было нарушением порядка. За незначительные оскорбления и т. п. в пьяном виде полагалось вырвать глаз и отсечь руку, за простое «задирание» – дать 100 палок (хотя вообще болезненные наказания – порка – применялись в «Законнике» крайне редко).

Судебник содержал также небольшое количество норм, посвященных гражданскому и отчасти семейному праву.

Законник различал бащину — родовую собственность, наследственное имение, от купленицы — приобретенного на основе купчей имения. Если о бащине упоминалось во многих местах Законника, то о купленице лишь в одном месте (ст. 176). Следует при этом иметь в виду, что Законник под словом “бащина” понимал не только родовое имение властеля, пожалованное ему на основе царского хрисовула (ст. 37 Законника), но и бащины меропхов (ст. 176 Законника), бащины низшего духовенства (ст. 29 Законника) и др. Во всех этих случаях имелась в виду наследственная собственность. Кроме того, Законник предусматривал пронию как временно пожалованное поместье за службу. Прония была неотчуждаема, ее нельзя было ни продавать, ни отдавать церкви (ст. 58 Законника).

Меропхи жили на властельской земле, как крепостные отбывали барщину, уплачивали оброк (ст. 67 Законника) и, сверх того, несли государственные повинности. До издания Законника меропхи пользовались правом перехода от одного владельца к другому. Законник отнял у них это право (ст. 21 Законника) и предусматривал репрессии за содействие побегу несвободного (крепостного) человека “в чужую землю” (ст. 93 Законника).

Крестьянство в Сербии жило большими семьями — задругами.

Задруга явилась переходной ступенью от семьи, возникшей из группового брака и основанной на материнском праве, к индивидуальной семье современного мира... Она охватывает несколько поколений потомков одного отца вместе с их женами, причем все они живут в одном дворе, сообща обрабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запасов и сообща владеют излишком дохода. Община находится под высшим управлением домохозяина (домачина), который представляет ее перед внешним миром, имеет право отчуждать мелкие предметы, ведет кассу и несет ответственность как за нее, так и за правильный ход всего хозяйства. Он избирается и отнюдь не обязательно должен быть старейшим. Женщины и их работы подчинены руководству домохозяйки (домачицы), которой обыкновенно бывает жена домачина. Она также играет важную, часто решающую роль при выборе мужей для девушек общины. Но высшая власть в общине сосредоточена в семейном совете, в собрании всех взрослых членов, как женщин, так и мужчин. Перед этим собранием отчитывается домохозяин; оно принимает окончательные решения, чинит суд над членами, выносит постановления о более значительных покупках и продажах, а именно земли и т. п.”. Прямое указание на существование задруги имеется в ст. 69 Законника.

Говоря о процессуальном праве, следует отметить, что в церковных судах Сербии применялась инквизиционная форма судопроизводства, в то время как в царском суде рассмотрение дел велось на началах обвинительного процесса, как правило, устно и гласно с обязательным ведением прокола судебного заседания и письменной фиксацией судебного решения.

По делам государственных и религиозных преступлений уголовное преследование осуществлялось от лица государства. Признание ответчиком своей вины означало завершение процесса. Если признания не было, суд оценивал доказательства. Обвинитель мог представить свидетелей и другие улики.

В качестве доказательств применялись свидетельские показания. Верили только самым первым показаниям, последующие показания не принимались во внимание. Наряду со свидетельскими показаниями, широко применялись ордалии - "суд божий": испытание раскаленным железом или котелком. Поединок как доказательство признан для одного случая: когда двое спорят во время военного похода. Они должны биться один на один, и никто под страхом отсечения руки не должен был вступаться.

Исполнение постановлений суда было возложено на специальных должностных лиц - на приставов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.