Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Владимиро-Суздальское княжество

2.

2.

1.

Ярослав Мудрый.

В 972 г. умер Святослав, но у него осталось 3 сына Ярополк, Олег и Владимир. Встал вопрос о том, кто будет править на Руси. Началась первая усобица.

972 – 980 гг. – первая усобица на Руси – борьба за киевский престол между сыновьями Святослава.

Братья воевали друг с другом за это право около 8 лет и в итоге в 980 г. князем Древнерусского государства стал Владимир.

Годы правления Владимира – 980 – 1015 гг.

В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. Мероприятия внутренней политики:

1. Объединил Русь, подавив восстание радимичей и вятичей.

2. В крупнейших городах для управления государством посадил своих сыновей.

3. Укрепил южную границу-оборонительная линия, остроги и др.

Большую роль в создании государства – Киевская Русь сыграло христианство. До принятия христианства славяне были язычниками. Каждое племя имело своих богов, покровителей, что зачастую вело к вражде. Также на Руси формировались новые общественные отношения, происходило социальное расслоение. Все это требовало новой идеологии. Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства. Религиозная реформа великого киевского князя Владимира проходила в 2 этапа. На первом этапе была предпринята попытка объединения на основе одного языческого бога – Перуна. На втором этапе в 988 г. было введено христианство в православном варианте. Эта религия наиболее соответствовала нуждам государства. Так как способствовала поднятию авторитета Руси на международной арене. Кроме того, славяне нуждались в культурном влиянии более развитых стран, прежде всего Византии.

В 988 г. при Владимире 1, в качестве государственной религии на Руси было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство утверждало равенство людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.



Русская церковь была под управлением византийской. Для содержания церкви с населения взимался специальный налог - десятина.

Народ зачастую не хотел принимать христианство, многие оставались язычниками. До сих пор мы в нашей современной жизни находим проявления двоеверия.

После смерти Владимира у него оставалось 11 сыновей. Встал вопрос о том, кто займет киевский престол. Начинается вторая междоусобная война на Руси.

1015 – 1019 гг. – вторая усобица между сыновьями Владимира Святополком (Киев), Ярославом (Новгород) и Мстиславом (Тмутаракань и Чернигов). К 1019 г. можно говорить о том, что власть на Руси перешла к Ярославу.

Ярослав Мудрый - 1019 – 1054 гг.

1. 1015 г. – создание «Русской Правды» Ярославом – первого русского свода законов:

· Защита частной собственности,

· Ограничивается кровная месть, заменяется штрафами,

· Вводился институт свидетелей

· Законы носили сословный характер: за убийство бедного штрафы ниже и пр.

2. Основал Киево-Печерский монастырь, где началось русское летописание.

3. 1036 г. – разгром печенегов, перестали совершать набеги на Русь

4. Заключение династических браков с соседними государями для укрепления международного положения.

5. Установил порядок престолонаследия: власть передается старшему в роду.

6. Активное строительство городов, храмов, библиотек. При Ярославе мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. Было около 400 церквей, 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом в 1051 г. Иллариона. Сам князь назывался царем.

К середине 11 в. на Руси сложилась следующая

система управления государством

князь

 

 


огнищанин

 

тиуны

 

сборщики дани

сельские старосты

 

дружина

старшая (бояре)

младшая (дворяне)

Задания к теме:

1. Дать определения понятиям: усобица, остроги, печенеги, двоеверие, десятина, монотеизм, митрополит, летопись, династические браки, богатыри, «Русская правда».

2. Расскажите о двух этапах религиозной реформы Владимира.

3. Выделите причины принятия христианства и дату крещения.

4. Назовите последствия крещения Руси.

5. Почему Ярослав Владимирович вошел в историю как «Мудрый»?Аргументируйте ответ.

 

Тема 9: «Русь в период раздробленности».План.1. Понятие «феодальная раздробленность» и ее причины.2. Степень разделения Руси и ее последствия.3. Владимиро-Суздальское княжество.4. Галицко-Волынское княжество.5. Новгородское княжество.1.

С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма.

Феодальная раздробленность – это распад некогда единого древнерусского государства на независимые княжества.

Этот процесс начался еще после смерти Ярослава Мудрого. Но его внуку Владимиру Мономаху удалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновился с новой силой: И Любечский съезд князей в 1097 г. ус­тановил: «... каждо да держит отчину свою».

Можно назвать следующие причины феодальной раздроблен­ности на Руси:

· во-первых, постоянные княжеские меж­доусобицы — борьба за перераспре­деление земель, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суве­ренного княжества;

· во-вторых, натуральное хозяйство, отсутствие экономиче­ских связей способствовало созданию сравнительно неболь­ших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов;

· в-третьих, развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинни­ков, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономичес­кой мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой кня­жеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивле­ния горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали пригла­шать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;

· в-четвертых, рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;

· в-пятых, в XII в. торговые пути стали обходить Киев; евро­пейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в гре­ки» постепенно терял свое значение;

· в-шестых, борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.

В начале XIII века княжеств на Руси стало уже около 50, а в XIV веке, т.е. к моменту начала нового объединения Руси – примерно 250.

Степень разделения Древнерусского государства.

Существует представление, что после распада Руси княжества получили полную независимость. Это не совсем так. Русь в эпоху раздробленности – своеобразная конфедерация полунезависимых государств. Полного разделения не произошло. Это выражалось в следующем:

а) сохранялся формальный верховный лидер всей Руси – великий князь Киевский, по крайней мере, до монгольского нашествия. Это во многом было связано со степной угрозой. Русские князья периодически вели совместные войны с половцами, так как поодиночке с ними было справиться трудновато;

б) периодически созывались княжеские съезды для решения общих дел. В основном там решались вопросы, связанные с половецкой угрозой, а также урегулировались некоторые спорные ситуации во взаимоотношениях между князьями;

в) русская православная церковь оставалась единой, став своеобразным духовным стержнем единства русской народности. У церкви был общий руководитель – митрополит Киевский, которому подчинялись все русские церковные иерархи. Именно в это нестабильное время авторитет русской церкви начал быстро расти, достигнув своего логического завершения во время монгольского владычества.

Последствия феодальной раздробленности:

Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной куль­туры — строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п.

Процесс раздробленности был свойственен не только для Руси. И в Западной Европе и на Востоке государства, достигнув определенного уровня развития, переживали схожие процессы.

 

Состав Руси:

Наиболее крупными были княжества:

· Киевское (Киев);

· Черниговское (Чернигов), Северское (Новгород-Северский);

· Галицко-Волынское (Галич и Владимир-Волынский);

· Владимиро-Суздальское (Владимир-на-Клязьме);

· Новгородская земля (Великий Новгород).

Но определились три основных политических центра: на юго-западе — Галицко- Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля.

В течение долгих веков Северо-Восточная Русь была дикой окраиной, которую восточные славяне заселили относитель­но поздно. Лишь в VIII в. здесь появилось племя вятичей. Плодородные почвы, богатые леса, множество рек и озер соз­давали благоприятные условия для развития земледелия, ско­товодства и ремесла. Здесь проходили торговые пути на юг, восток и запад, что обусловило развитие торговли. Немало­важное значение имело и то, что северо-восточные земли хо­рошо были защищены лесами и реками от набегов кочевни­ков.

Здесь сложились крупные городские центры — Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Моно­махе были построены города Владимир и Переяславль.

В 1125 г. суздальским князем стал младший сын Мономаха — Юрий (1125—1157), за жажду власти, за свою военную активность получивший прозвище Долгорукий. При князе Юрии Ростово-Суздальское княжество отделилось от Киева, превратилось в обширное независимое государство. Он постоянно воевал с Волжской Булгарией, вел борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли и дважды захватывал киевский престол. При нем впервые упоминается Москва, когда после одной из побед над соперниками Юрий пригласил своего союзника черниговского князя Святослава отметить это событие в Москву. 4 апреля 1147 г. союзники встретились в Москве, где был устроен пир. Эту дату принято считать годом основания Москвы, хотя археологи считают, что поселение на месте Москвы возникло ещё в XI в. Москва была построена Долгоруким на месте усадьбы

боярина Кучки. В 1157 г. Юрий умер в Киеве (отравлен) и власть в Ростово-Суздальской земле перешла к сыну Юрия Андрею по прозвищу Боголюбский. Андрей Боголюбский продолжил политику своего отца, направленную на расширение Ростово-Суздальского княжества: он воевал с Новгородом, Волжской Булгарией.

Вместе с тем он стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями, ходил на Киев, взял его, подверг страшному разорению, но в Киеве не остался. Андрей Боголюбский проводил жесткую политику по отношению к боя­рам в своем княжестве. Наступая на их права и привилегии он жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчин. Стремясь еще больше отделить от бояр и опереться на горожан, он перенес столицу из Ростова в молодой торгово-промышленный город Владимир. Именно под Владимиром в местечке Боголюбове он устроил свою резиденцию, за что и получил прозвище Боголюбский.

Между Андреем Боголюбским и боярами назревал серьезный конфликт. Возник заговор против князя, в который были вовлечены слуги Андрея — осетин Анбал, ключник Ефрем Мозевич. 29 июня 1174 г. заговорщики ворвались в княжеский дом и зарубили князя. После смерти Андрея началась усобица. Ростовские и суздальские бояре пытались отдать престол своим ставленникам, но жители Владимира пред­ложили сыновей Юрия — Михаила и Всеволода. В конце концов, в 1176 г. князем стал Всеволод, прозванный Большим Гнездом, так как имел 8 сыновей и 8 внуков. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Он первым среди князей Северо-Востока принял титул великого князя. Всеволод жестоко наказал мятежных бояр. При нем была захвачена Рязань. Всеволод вмешивал­ся в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжество на части и вели усо­бицы. Лишь в XIV в. Северо-Восточная Русь станет центром объединения русских земель.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Владимиро-Суздальское княжество

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.144.39.205
Генерация страницы за: 0.086 сек.